ФИФА заработает на ЧМ-2018 в России порядка $6,4 млрд? Или даже больше?
Предположительный подсчет приводит РБК, опираясь на исследование независимой компании Swiss Appraisal, специализирующейся на оценке бизнеса и инвестиционных проектов. Кстати, оценочными услугами Swiss Appraisal пользуются такие крупные российские компании как ‘Газпром', 'Роснефть', 'Росатом' и другие.
Аналитики швейцарской компании изучили финансовую отчетность ФИФА за 2014 год, отражающую доходы за четырехлетний цикл 2010-2014. Основная прибыль ФИФА при организации ЧМ складывается из продажи телевизионных прав на трансляцию матчей, поступлений от генеральных спонсоров, продажи лицензионных прав на использование символики ЧМ, продажи билетов непосредственно на матчи и лицензирования принимающих болельщиков гостиниц. Основную прибыль идет по 2-м каналам - продажа телеправ и спонсорские взносы. На ЧМ-2018 эти 2 основных канала прибыли по предварительным подсчетам принесут более $5 млрд (рекорд)! При этом прибыль идет исключительно на банковские счета ФИФА, без дележа со страной-организатором (Россией).
Продажей телеправ занимается базирующееся в Цюрихе подразделение FIFA TV (http://www.fifa.com/about-fifa/tv/who-we-are.html). Права продаются как непосредственно самой ФИФА, так и через авторизованные компании. Среди компаний-покупателей - крупнейшие мировые союзы вещателей. В Европе, например, это European Broadcasting Union (EBU) - крупнейшее объединение национальных вещательных организаций в мире. ЧМ-2018 уже купили такие медиа-гиганты как американский Fox (Fox Broadcasting Company), арабская Al-Jazeera, австралийская SBS, канадская Bell Media и другие.
Шесть с лишним миллиарда прибыли - это очень круто. Лишний раз убеждаешься в крайней необходимости сделать ФИФА суперпрозрачной структурой на всех уровнях управления и принятия решений. И даже текущие коррупционные скандалы, дисквалификация Блаттера, неопределенность с ходом реализации реформ ФИФА не должны повлиять на этот прогноз. Футбол сборных на высшем уровне хотят смотреть везде и всегда, и готовы отваливать за это огромные деньжищи. Примерно тоже самое, как если бы Майк Тайсон в 50 лет вышел бы на ринг в 2016-м году реваншироваться с Ленноксом Льюисом. Условно, оба не в форме, оба принимают какие-то лекарства или витаминки (допинг), и готовы отмахаться минут 10-15, не больше (товарищеский бой длиной в 5 раундов по 3 минуты). И все равно все захотят это увидеть, а телеканалы, соответственно, будут готовы отвалить миллионные суммы за эксклюзивное право показа этого события на территории своей страны/региона.
Кстати, бренд ‘Чемпионат мира-2018' (FIFA World Cup 2018) оценивается экспертами в сумму порядка $250 млн. Бренд ‘Чемпионат мира-2014' (FIFA World Cup 2014) был оценен в сумму $217 млн.
См http://www.swissap.ru/appraisal/press/marketresearch.php
См материал РБК здесь http://www.rbc.ru/business/10/12/2015/566989829a7947f342dcd6e5