Серхио Бускетс: человек, который поборол время

Современная игра, как и все в современной жизни, проходит на удивительно высоких скоростях. Бешенных, неудержимых и беспрецедентных скоростях. Попытки скостить тут и там пару минут могут сильно облегчить жизнь на пути к успеху. Но делать из экономии времени самоцель и слишком увлекаться тоже не нужно, ведь это может стать причиной краха.
Время вне наших ощущений, поэтому кажется, что его вечно не хватает. Если постоянно возникает какая либо проблема, то ее решение в том, чтобы ускориться, а не замедлиться. Старая система стала давать сбой? Не нужно ее ремонтировать, проще купить новую. Мы привыкли жить в ожидании немедленного совершенства в тех сферах жизни, которые требуют абсолютной точности, теряя терпение сразу же, как что-то перестает соответствовать нашим высоким стандартам. Красота и эффективность стали неразлучны.
Во всей этой современной суматохе огромное значение имеет умение сохранять спокойствие как на поле, так и вне его. Эссеист и путешествующий писатель Пико Айер даже придумал название такому действу - «концепция неподвижности». Основываясь на знании истории, философии, религии и времени, он утверждает:«В течение всего лишь одного поколения мы перешли от восхищения устройствами, которые позволяют нам сэкономить время, к попытке уйти от них. Даже если это отнимет у нас больше свободных мгновений».
Это культурное отражение времени больше присуще Западному миру, который высокомерно попытался применить нечто подобное и в футболе. Ведь футбол, это отражение всего того, что существует в жизни – красоты, азарта, самовыражения, а также конкуренции, гнева и обид. Сегодня бы не нашлось места ни фирменным паузам Верона, ни узнаваемым заминкам Рикельме. Современных плеймейкеров ценят за четкость действий, а не за непредсказуемость. Смерть артистичной игры совпала со смертью тех самых театральных пауз, и причиной тому стало наше деградирующее общество и эпоха, а не отсутствие креативных игроков. Этих игроков вынудили отказаться от того, что когда-то приносило нам и им столько радости.
Даже та самая, слегка кривоватая, улыбка мальчика, который отказывался взрослеть и заставил влюбиться в себя целый город, была предназначена не для этой эпохи. Его беспечная игра, разбавленная выдумкой и сказочной непредсказуемостью, оказалась просто невостребованной в современных реалиях. В итоге после стремительного взлета, из-за неустойчивости таких ценностей, все мы стали свидетелями его печального падения. Действительно, подобное можно увидеть лишь раз в жизни, когда падающая звезда угасает, с неотвратимостью утекающего сквозь пальцы песка.
И в этой современной эпохе, несмотря на всю суматоху, вокруг футбольного поля и внутри него (а может и благодаря ней) Серхио Бускетс торжественно возвышается на своем привычном месте - ближе к центральному кругу. Его попутчики на всем футбольном пути - Хави, с вечно поднятой головой в поисках идеального адресата, и Иньеста, обводящий подряд несколько защитников соперника на носовом платке – всегда находились в движении. Всегда.
Но не Бускетс. Хави «Барселону» покинул, а Буси продолжает играть, продолжая практиковаться в искусстве неподвижности. Его позиционная игра корректировалась миллиметр за миллиметром, как в часовом механизме. Не важно, владеет команда мячом или нет. В наши дни, когда другие опорники делают ставку на физическую мощь и ювелирный отбор мяча, Бускетс больше напоминает старого часовщика, практикующего вымирающее искусство во времена, когда люди определяют время суток исключительно по сотовому телефону. Чуть подправил здесь, чуть подкрутил там. Пару шагов в одну сторону, пару в другую. Несколько раз дернул, чтобы повернуть стрелки. Если знаешь механизм, точность движений приходит сама собой. Все доведено до автоматизма. Человеку не нужно прилагать много усилий, ведь он столько времени уделяет мелочам.
Максималист Кройфф сказал: «Если ты стартуешь раньше соперника, то и финишируешь первым». И это то, что раз за разом делает Бускетс. На ментальном, а не физическом уровне. Подобно шахматному гроссмейстеру, Серхио всегда смотрит на несколько ходов вперед. Все это чаще исходит из его интуиции, а не из хладнокровного расчета. Хотя и на это Буси способен.
В шахматах гроссмейстер далеко не всегда опирается лишь на предвидение ответных мер соперника. Скорее он инстинктивно, благодаря опыту, приобретенному в предыдущих тысячах игр, делает свой ход. И чаще всего оказывается прав. Ведь он уже проделывал это не одну сотню раз. В случае с Бускетсом грамотная позиционная игра проникала в его сознание благодаря годам тренировок в «Ла Масии» - академии, где прочно укоренились каталанско-голландские футбольные ценности.
В последние месяцы Бускетс действительно набрал отличную форму. Блеск от его игры стал еще ярче. Кто-то вообще считает, что последние матчи были лучшими в его карьере. Однако, хваля его нынешние успехи можно свести к минимуму всю ту работу, которую он проделал на пути к сегодняшнему успеху.
В матче против «Вильяреала» его подбор и пас на Неймара, приведшие к первому голу, стали примером того, насколько хорошо Бускетс читает игру. Он был на несколько шагов и секунд быстрее своих оппонентов. Разбирая тактически второй гол, Бускетс нам предстал с иной стороны: вернувшись назад на левый фланг обороны, Серхио подстраховал зону левого латераля – одно из самых неудобных для него позиций. Подобные вещи, которые можно увидеть на телевидении, остаются в области научной фантастики или становятся классикой жанра. Невероятные вещи.
Игра Бускетса не является анахронизмом, хотя она явно не соответствует своей эпохе. Но ее также трудно причислить к какому-нибудь другому отрезку футбольной истории. Он адаптируется к любой ситуации подобно воде, принимая ту форму, которая необходима в конкретной ситуации. Его футбольный ум способен на точные и своевременные расчеты вне зависимости от скорости, темпа игры или вкусовых предпочтений зрителя.
Чтение игры облегчает ему жизнь на поле, создавая обманчивую простоту, которая была бы адекватно воспринята в любое время в любой точке земного шара. Он так же понимает футбол, как и тот человек, который сотворил из него - футболиста команды третьего дивизиона – одного из лучших полузащитников планеты. Оба стержневых игрока «Барселоны» сначала долго обживались в своем замысловатом прошлом, прежде чем стали провялятся четкие контуры успешного будущего.
На этом фоне контрастом выглядит ситуация с Арсеном Венгером - профессором и философом, который, кажется, загнал себя и свою команду во временной тупик. Вот что он поведал в одном из своих интервью:«Мои взаимоотношения со временем полны тревог. Я всегда боролся с ним. Вот почему игнорирую все то, что осталось в прошлом. Единственный способ борьбы со временем – это не оглядываться назад слишком часто. Если будете так делать, то беспокойство и чувство вины не оставит вас в покое».
Но именно тот опыт, пусть даже неудачный, который ненавидит Венгер, позволяет Бускетсу находиться именно в том месте, откуда он сможет сделать ключевую передачу или создать опасный момент. Другой вопрос – сможет ли Серхио покорить время? Возможно это непосильная задача даже для полузащитника, начавшего свой успешный путь в «Бадии». Это немалый подвиг.
В фильме режиссера Ричарда Линклейтера (сделал карьеру в киноиндустрии благодаря исследованию концепции времени) «Перед восходом» есть сцена, в которой два героя рассуждают на тему извечного вопроса взаимоотношения человечества с нематериальным явлением. Они вспоминают куплет из стихотворения Уистена Хью Одена, котрый звучит так:
Но все часы в городе
Начали трещать и звенеть:
«О, да не обольстит вас Время,
Время вам не победить»
Бускетс, правда, пытается. Но нужно помнить, что пытаясь покорить время, важно контролировать этот процесс. Серхио много раз делал невозможные вещи. Он формирует время, делает его своей собственностью. Он не создает что-то новое, но заставляет уже придуманное работать на себя. Поступившись своими правилами, время стало частью его гениальности. Он статичен и спокоен, стоит на своем месте, осознавая свои недостатки, данные ему великой цепью бытия. Если он его еще не завоевал время, то очень близок к этому.
Прошлое, настоящее, будущее. Бускетс – это песчинка во времени, которое продолжает от нас утекать в свойственной себе манере. Находясь вне времени, в идеальном положении, он продолжает грести на своей лодке против течения, которое беспрерывно несет его обратно в прошлое. Мы полны благодарности и наслаждения от игры таких гениев, благодаря их прошлому. И так будет всегда. По крайней мере, до конца существования Бускетса или времени.
Перевод: vincentvega (Арсен Гаязов)