11 мин.

Мировое соглашение

Шансы России провести чемпионат мира-2018 сильно выросли за последние полгода. Теперь нужно решить главную задачу: как обойти основных конкурентов – англичан.

 

Место проведения двух чемпионатов мира по футболу 2018 и 2022 годов станет известно в один день - 2 декабря этого года. В Цюрихе пройдет голосование исполкома ФИФА. Формально Россия претендует на оба, наряду еще с шестью заявками. Но в футбольных кругах уже довольно давно ходят слухи, что первый чемпионат достанется европейской стране, а второй - азиатской. Об этом в феврале проговорился даже президент ФИФА Зепп Блаттер. Это значит, что за первый чемпионат борются Англия, Россия и совместные заявки Испания+Португалия и Бельгия+Нидерланды, а на второй претендуют Катар, Япония, Корея и Австралия.

На этой неделе Россия передаст представителям ФИФА заявочную книгу - и тем самым вступит в предвыборную гонку. Владимир Путин подписал все директивы ФИФА без всякой правки: они касаются безвизового въезда в страну, освобождения от налогообложения, бесплатных финансовых операций для ФИФА и их дочерних компаний, безопасности, разрешения на работу и т. д. Болельщикам вместо виз на границе нужно будет лишь показать билет, этот же билет даст бесплатный железнодорожный переезд между всеми городами-участниками. Рассказ о каждом регионе предваряет цитата из мировой или российской классики: так, Александр Дюма со страниц заявочной книги вспоминает о Санкт-Петербурге, Лев Толстой - о Краснодаре (Екатеринодаре), Пушкин - о Нижнем Новгороде. «Это небольшой штрих, но он придает необходимый шарм», - считает гендиректор РФС и представитель российской заявки Алексей Сорокин.

ДЕЛАЙ КАК БЭКХЕМ

Уже с прошлого года английские журналисты гадают, какая заявка выиграет европейскую гонку. Кандидата четыре, решающих голосов - двадцать четыре, по числу членов исполкома ФИФА. В том году британские журналисты вычислили, что Англия безоговорочный фаворит и бояться стоит разве что заявки с Иберийского полуострова. России на этом фоне отводили роль темной лошадки, но всерьез не рассматривали, предполагая, что точно проголосует за эту заявку лишь один человек - российский министр спорта Виталий Мутко. Букмекеры соглашались: шансы России один к шести, а это почти гарантированное поражение.

За последние полгода ситуация резко изменилась: котировки на российский чемпионат пошли вверх, а англичане стали критиковать свою заявку за недостаточное рвение к победе. Еще хуже обстоят дела у остальных конкурентов. Мало того что к совместным заявкам после неудачного чемпионата мира в Японии и Южной Корее ФИФА относится настороженно, так и потенциальные конкуренты сами себя ослабляют. У Бельгии и Голландии слабые связи в ФИФА, мало денег, да и чемпионат Европы проходил у них по футбольным меркам недавно - в 2000 году. Испанцы обвиняют португальцев в недостатке футбольного энтузиазма, а португальцы лишь разводят руками: у них на пороге сильнейший экономический кризис - не до футбола. Заявиться отдельно испанцы уже не успеют - заявочную книгу в ФИФА нужно подать уже 14 мая. Поэтому единственный конкурент у России - Англия.

Российская заявка стала действовать быстро и агрессивно. Англичане лицом своей заявки сделали футболиста Дэвида Бэкхема, Россия поставила на Владимира Путина - и заочный спор Бэкхем пока проигрывает. В прошлом году Путин встречался с президентом ФИФА Зеппом Блаттером, и швейцарец был настолько впечатлен высоким приемом в Кремле, что называл премьера президентом. В январе этого года встречу с Блаттером «по футбольным вопросам» провел и Дмитрий Медведев: с ним главный футбольный чиновник тоже был подчеркнуто вежлив.

В начале февраля этого года интернет-портал World Football Insider опубликовал на своем сайте собственный рейтинг стран, которые претендуют на проведение чемпионата мира. Согласно их исследованию, Россия отстает от Англии совсем незначительно: главные минусы российской заявки - отсутствие инфраструктуры, большие расстояния между городами и частые террористические атаки - компенсируются огромным финансовым ресурсом и тем фактом, что в Восточной Европе чемпионатов мира никогда не было. «Для ФИФА это имеет огромное значение. У них появится новый регион, на который можно будет положиться в будущем», - говорит Newsweek Алексей Сорокин. «Это будет исторический выбор», - добавляет директор по стратегическому планированию Заявочного комитета России Александр Джорджадзе.

Владимир Путин приедет на финальное голосование в Цюрих: в российской заявке уверены, что именно его выступление в Гватемале принесло России Олимпиаду, так почему бы не повторить этот трюк и с чемпионатом мира? Олимпийский опыт в футбольных кругах вообще пытаются использовать на полную мощность. Заявочную книгу делала американская компания Helios Partners, работавшая на Сочи. К заявке привлекли бывших сотрудников ФИФА: бывшего директора ФИФА по связям с общественностью Маркуса Зиглера и бывшего пресс-атташе Андреаса Херрена. В штаб даже взяли почетного президента РФС Вячеслава Колоскова: у него сложные отношения с Виталием Мутко, зато много друзей в ФИФА.

СУМКИ И МАТЧИ

Борьба за 24 голоса членов исполкома ФИФА в самом разгаре. В прошлом году представитель Тринидада и Тобаго Джек Уорнер публично вернул английской заявке подаренную его жене сумку Mulberry, назвав такие подарки «насмешкой», и предупредил, что теперь трижды подумает, прежде чем голосовать за Англию.

Алексей Сорокин уверяет, что Россия подарков не раздает - тем более что недавно ФИФА отправила во все заявочные комитеты призыв соблюдать правила fair play. «Мы пытаемся их убедить, что российская заявка - это та заявка, за которую нужно голосовать. Конечно, нужно с каждым работать отдельно, найти аргументацию - всем этим надо заниматься», - говорит Сорокин. Впрочем, в феврале нынешнего года на футбольной выставке Soccerex России уже приходилось оправдываться. Ее экспозиция была одной из самых дорогих (на втором месте после катарской), и в британской прессе появились уколы, что Россия и Катар уже подкупили ФИФА и чемпионаты у них в кармане. Российская делегация с негодованием отвергала эти подозрения.

Впрочем, у самой Англии есть возможность завоевывать голоса и без подарков - Англия, к примеру, убеждая членов исполкома, организует товарищеские матчи со сборными их стран. Игра с Египтом уже позади, впереди матч с Таиландом, потом с Нигерией. По многим прогнозам, судьба чемпионата мира-2018 решится голосованием членов исполкома из африканских стран. Там четыре голоса - у Камеруна, Нигерии, Кот-д´Ивуара и Египта. У России уже есть удачный опыт работы с африканцами: именно они решили в пользу Сочи исход борьбы за зимнюю Олимпиаду-2014. По данным Newsweek, в Африку тогда отправили огромную команду выпускников МГИМО, владеющих африканскими языками, и те в течение года вели там разъяснительную работу. Нечто подобное может повториться и в случае с футбольным чемпионатом. Расчет англичан на завоевание Африки касается исключительно футбола: ведущие футболисты этих стран играют в Премьер-лиге, а сама лига оказывает помощь и проводит различные благотворительные акции.

К тому же Англия, в отличие от России, будет играть на чемпионате мира в ЮАР - у англичан это еще один важный козырь. Если российское участие ограничится официальной презентацией заявки в Йоханнесбурге 10 июня, то англичане будут рекламировать себя на футбольном поле как минимум две недели - а вероятно, и дольше. «Если бы наша сборная попала в ЮАР, то эмоциональный градус был бы совершенно другой», - соглашается Джорджадзе. Нехватка именно футбольной составляющей налицо: сборная не играет на чемпионате, настоящих звезд для продвижения нет. В заявочном комитете, правда, рассчитывают разыграть и этот фактор: можно будет сказать, что чемпионат мира приведет еще и к всплеску качества футбола.

Соперничать с Англией за Азию будет трудно: во многих азиатских странах успешно работают футбольные школы ведущих английских клубов. Зато за Россию вполне могут проголосовать члены исполкома из Северной и Центральной Америки. Гватемала принесла России удачу во время голосования по Олимпиаде. Ее голос может помочь и сейчас - помогла же ей Россия, выделившая в 2009 году финансовую помощь для устранения последствий засухи.

ДЕНЬГИ - НЕ ГЛАВНОЕ

Россия делает ставку на свои козыри. Например, из федерального бюджета на заявочную кампанию было выделено 350 млн рублей, еще примерно столько же заявке выделили частные партнеры - российские бизнесмены во главе с Романом Абрамовичем. Эти деньги позволили не только подобрать мощный штат, но и провести яркие презентации на различных футбольных выставках: например, на Конгрессе Африканской конфедерации футбола Россия уступила разве что Катару, который выкупил это событие и стал титульным спонсором. В Катаре вообще решили не мелочиться - бюджет одной только заявочной кампании перевалил за $100 млн.

«Но деньги - не главное. Воля государства, объединение всех групп футбольных акционеров, олигархов, правительственных структур вокруг идеи - вот что позволяет заявке выиграть», - уверен Алексей Сорокин. У России есть и то и другое. Формально олигархи еще не объединены - но это лишь дело времени, уверяет собеседник Newsweek в РФС. В конце марта появилась идея создать для РФС попечительский совет, в который бы вошли все крупные российские бизнесмены. Они могли бы финансировать затраты на оплату тренеров, строить поля и стадионы и, конечно, инвестировать в чемпионат мира. Пока совет не создан, но такое решение может быть озвучено уже на ближайшей конференции РФС 17 мая.

Замерла в ожидании и футбольная стройка: сейчас свои арены строят «Зенит», «Спартак», ЦСКА и «Динамо». Если чемпионат мира доверят России, то государство примет федеральную целевую программу и многие стадионы вообще будут построены за государственный счет. В Санкт-Петербурге, где расходы по стадиону «Зенита» лежат на городском бюджете, вообще перенесли открытие арены на неопределенный срок: на прошлой неделе 1,5 млрд рублей были переброшены на другую стройку - строительство онкологической больницы в поселке Песочный. Московские клубы тоже торопиться не собираются. В любом случае, говорит Сорокин, эти стадионы построены будут - об этом четко написано в заявочной книге. А вот будут ли построены остальные девять арен, если чемпионат обойдет Россию стороной, - большой вопрос.

ДЕЛО ХОЗЯЙСКОЕ

Чтобы стать хозяином чемпионата мира, необходимо собрать в поддержку своей заявки голоса 13 из 24 членов исполкома ФИФА

1. Зепп Блаттер, Швейцария, 74 года

президент ФИФА

Частый гость в России, был очень впечатлен российской заявкой

2. Мишель Платини, Франция, 54 года

президент УЕФА

Автор инициативы поведения ЧМ-2018 в Европе, может поддержать как Англию, так и Россию

3. Хулио Умберто Грондона, Аргентина, 78 лет

президент Аргентинской футбольной ассоциации

Надежный сторонник испано-португальской заявки, может повлиять на выбор всех делегатов от Латинской Америки

4. Рейнальд Темарии, Таити, 42 года

президент Конфедерации футбола Океании

Ратует за проведение чемпионата в Австралии, европейские предпочтения неясны

5. Чун Мун Чжун, Южная Корея, 58 лет

бывший президент Футбольной ассоциации Республики Корея

Дружит с Гусом Хиддинком, бывшим тренером корейской сборной. Наверняка разменяет свой голос на поддержку корейской заявки в 2022 году

6. Джефф Томпсон, Англия, 64 года

бывший председатель Футбольной ассоциации Англии

Успех заявки Англии – главная его задача на данный момент

7. Исса Хайяту, Камерун, 63 года

глава Африканской конфедерации футбола

Влиятельная фигура для всех африканских делегатов в ФИФА, заинтересован в продолжении британских благотворительных программ по развитию спорта в Африке

8. Мишель д′Хооге, Бельгия, 64 года

бывший президент Бельгийской федерации футбола

Если заявка Бельгии–Голландии не пройдет во второй тур, вряд ли будет голосовать за Россию, переманившую у него тренера сборной Дика Адвоката

9. Джек Уорнер, Тринидад и Тобаго, 67 лет

президент Конфедерации футбола стран Северной и Центральной Америки и зоны Карибского моря

Обещал голосовать за кого угодно, кроме Англии, после того, как по Би-би-си в 2006 году был показан фильм, обвинявший его в коррупции

10. Рикарду Терра Тейшейра, Бразилия, 62 года

президент Конфедерации футбола Бразилии

Поддержит «европейских бразильцев» – Португалию, а с ними и Испанию

11. Анхель Мария Вильяр Льона, Испания, 60 лет

руководитель Судейского комитета ФИФА

Автор и самый активный лоббист идеи подачи совместной заявки Испании и Португалии

12. Мохамед Бин Хаммам, Катар, 61 год

президент Азиатской конфедерации футбола

Как и представитель Кореи, обменяет свой голос на поддержку катарской заявки 2022 года. Британские СМИ даже обвиняли его в подкупе ФИФА

13. Шенес Эрзик, Турция, 67 лет

первый вице-президент УЕФА

Возможно, обижен на Россию за провал заявки Турции на ЧЕ-2012

14. Мариос Лефкаритис, Кипр, 63 года

казначей УЕФА

Будет поддерживать европейскую заявку, но какую именно, сказать никто не берется. Считается старым другом Вячеслава Колоскова

15. Чак Блэйзер, США, 65 лет

генеральный секретарь Конфедерации футбола стран Северной и Центральной Америки и зоны Карибского моря

В первом туре поддержит США, а во втором будет руководствоваться решением своего начальника и друга Джека Уорнера

16. Жак Анума, Кот-д’Ивуар, 58 лет

президент Футбольной федерации Кот-д’Ивуара

Пытался сделать Гуса Хиддинка тренером своей страны, но не преуспел

17. Ворави Макуди, Таиланд, 57 лет

глава Футбольной ассоциации Таиланда

Считается человеком экс-премьера Таксина Чинавата, имеющего связи в Москве, но работать предпочитает с английскими тренерами сборной

18. Франц Беккенбауэр, Германия, 64 года

футбольный герой Германии, известный под прозвищем Кайзер Франц

Открыто заявлял свои предпочтения – Англия в 2018 году, Австралия – в 2022-м

19. Николас Леос, Парагвай, 81 год

руководитель Южноамериканской конфедерации футбола

Вероятно, консолидированно с латиноамериканцами поддержит иберийцев – Испанию и Португалию

20. Рафаэль Сальгеро, Гватемала, 63 года

председатель Апелляционного комитета ФИФА

Может поддержать Испанию с Португалией в первом туре. Во втором – прислушаться к Уорнеру

21. Дзюндзи Огура, Япония, 71 год

вице-президент Федерации футбола Японии

Рассчитывает выиграть заявку Японии на 2022 год, оставив 2018-й европейцам; англичане зачисляют его в свой лагерь из-за любви к «Манчестер Юнайтед»

22. Хани Абу Рида, Египет, 56 лет

член исполкома Африканской конфедерации футбола

Считается темной лошадкой. Недавно был замешан в ряде коррупционных скандалов

23. Амос Адаму, Нигерия, 57 лет

член исполкома Африканской конфедерации футбола

Выбор также зависит от общей позиции представителей Африки, но Адаму к тому же хорошо знаком с зарубежной миссией Федерации Англии

24. Виталий Мутко, Россия, 51 год

Министр спорта, до прошлого года – президент Российского футбольного союза

Иностранная пресса записывает его голос как единственный в поддержку России, но Россия не оглашает результатов своей кулуарной работы с исполкомом ФИФА