7 мин.

Переход Альфредо Ди Стефано в «Мадрид»

До сих пор по поводу этого события существует огромное количество самых разных домыслов и сплетен, многие из которых являются обычными журналистскими утками, а некоторые даже своего рода политическими провокациями.

Так, например, Льюис Перманиер, сын одного из вице-президентов «Барсы» 50-х годов, в своей статье от 30 ноября 1980 года утверждал, что Альфредо Ди Стефано так и не стал игроком «Барсы», несмотря на наличие соглашения с «сине-гранатовыми», а перешёл в «Реал» по требованию генерала Франко, который таким образом хотел лишить Каталонию выдающегося нападающего, а «Реал», напротив, усилить. Такие материалы трудно комментировать и критиковать, поскольку их авторы не перегружают читателей фактами и сколь бы то ни было серьёзной аргументацией, однако опровергать их необходимо – хотя бы для того, чтобы в умах людей не сложились выводы, основанные на изначально ложной посылке.

Генерал Франко, возможно, и не питал добрых чувств к Каталонии и её жителям, но предположение о том, что каудильо решил нанести удар по сторонникам независимости Каталонии, уведя у «Барсы» из-под носа Альфредо Ди Стефано, выглядит параноидальным бредом. Зачем тогда Франко вообще было допускать существование мощной и богатой «Барсы», которая на трансферном рынке 50-х успешно конкурировала и с «Реалом», и с другими ведущими клубами Старого Света?

Чтобы понять, что на самом деле произошло с трансфером Альфредо Ди Стефано, и почему великий футболист оказался в итоге именно в «Мадриде», нужно обратиться к историческим реалиям, ибо факты, как известно, вещь упрямая. Истоки появления Ди Стефано в Испании следует искать ещё в далёком 1949 году, когда он, как и многие другие аргентинские футболисты, после долгой забастовки, вызванной хроническими задержками зарплаты, покинул страну серебра и танго, где выступал за «Ривер Плейт» и перебрался в Колумбию.  В стране изумрудов и кокаина в это время как раз формировалась своего рода пиратская лига, клубы которой не признавали контракты футболистов с их бывшими командами. Эта лига, за финансированием которой стояли крупнейшие наркокартели Колумбии, очень быстро переманила в свои клубы сотни ведущих игроков из Аргентины, Уругвая и других стран Южной Америки. В сложившейся ситуации ФИФА, естественно, не могла сидеть сложа руки и терпеть в своих рядах страну, клубы которой не уважают предыдущие контракты игроков и не платят никаких отступных. Поэтому Колумбия была исключена из числа членов международной футбольной организации, что, конечно, стало для неё сильным ударом, так как поставило крест на международных матчах и рекламе.

Руководители колумбийского футбола не смирились с таким положением вещей, и в 1951 году в рамках конгресса ФИФА, проходившего в столице Перу, был подписан «Лимский пакт», который стал своего рода компромиссом между колумбийскими клубами и международными футбольными структурами. Согласно этому соглашению футболисты, выступавшие в колумбийской лиге (Ди Стефано играл за «Мильонариос» из Боготы), должны был отработать свои контракты с колумбийскими клубами, после чего вернуться в свои предыдущие команды. Это дало возможность «Мильонариос» играть международные встречи, что способствовало росту международного признания футболистов: в 1952 году «Мильонариос» принял участие в турнире, посвящённом полувековому юбилею мадридского «Реала», в котором помимо колумбийского клуба принимали участие сам именинник и шведский «Норчёпинг». «Мильонариос» тот турнир выиграл, а Альфредо Ди Стефано стал его лучшим игроком – можно сказать, что именно тогда он стал восприниматься в Европе как звезда первой величины.

По контракту с «Мильонариос» Ди Стефано должен был выступать за колумбийский клуб до 1954 года, но, во-первых, обещанных 4000 долларов за продление контракта он так и не увидел, а во-вторых, его тянуло в Аргентину, где жила его семья. При этом возвращаться в «Ривер Плейт», с которым в своё время он расстался не самым лучшим образом, Ди Стефано не планировал. Несмотря на то, что ему было всего 26 лет, Дон Альфредо уже склонялся к завершению футбольной карьеры – он вернулся в Буэнос-Айрес и собирался повесить бутсы на гвоздь, когда его вдруг навестили эмиссары «Барселоны». Дело в том, что главная звезда «Барсы» Ладислао Кубала (вот он, сбежавший из Венгрии через Чехословакию в Испанию, действительно использовался франкистскими спецслужбами для ведения антикоммунистической пропаганды) испытывал проблемы с лёгкими, и поэтому руководство каталонского клуба поручило Хосе Самитеру, бывшему футболисту «сине-гранатовых», а затем блестящему футбольному менеджеру, подыскать ему адекватную замену. Выбор пал на Ди Стефано.

Переговоры «Барсы» с «Ривер Плейт» прошли на удивление быстро: «Барса» заплатила аргентинскому клубу 4 миллиона долларов, и 22 мая 1953 года Альфредо Ди Стефано приземлился в мадридском аэропорту Барахас, чтобы проследовать в Барселону. Его встретил лично Самитер, и они на машине поехали в столицу Каталонии, заночевав по дороге в Сарагосе. Казалось, всё решено и Ди Стефано стал игроком «Барселоны», но тут произошло два непредвиденных события: во-первых, поправился Ладислао Кубала, а во-вторых, президент «Мильонариос» Альфонсо Сеньор обратился с жалобой в ФИФА по поводу нарушения действующего контракта – в рамках «Лимского пакта» Ди Стефано должен был принадлежать «Мильонариос» до 1954 года. В результате Ди Стефано было запрещено выступать за «Барселону». После того, как представителям «Барсы» не удалось договориться с «Мильонариос» (каталонцы наотрез отказались выплатить колумбийскому клубу компенсацию в 27000 долларов), стало ясно, что Ди Стефано остался без футбола на полтора года: пока действовал его контракт с «Мильонариос», он не имел права выступать ни за один клуб.

Однако президент «Мильонариос» вовсе не планировал оставлять ситуацию в патовом положении: пользуясь своими связями в руководстве мадридского «Реала», он предложил Королевскому клубу выкупить Ди Стефано за те же самые 27000 долларов. «Реал» на это предложение согласился, и с трансфером Ди Стефано сложилась совершенно уникальная ситуация: с одной стороны, «Ривер Плейт» продал его в «Барсу», а с другой – «Мильонариос» согласовал условия его перехода в «Реал». Положение и так  казалось безвыходным, но решение футбольных чиновников запутало ситуацию ещё больше – это был тот самый случай, когда компромиссное решение не решает проблему, а лишь её усугубляет. Согласно этому решению, Ди Стефано должен был играть сезоны 53/54 и 55/56 в составе «Реала», а сезоны 54/55 и 56/57 – в составе «Барсы», что выглядело, по меньшей мере, странно, учитывая специфические отношения между испанскими суперклубами. Дебют Ди Стефано за «Реал» состоялся 23 сентября 1953 года в товарищеском матче против французского «Нанси» – «Реал» тогда проиграл 2-4, но Ди Стефано отличился на 64 минуте встречи. В шестом туре Ла Лиги того сезона «Реал» встретился с «Барсой» на стадионе «Чамартин». Перед той игрой было заключено историческое соглашение: «Барса», решившая сделать ставку на Кубалу, продала «Реалу» все права на Альфредо Ди Стефано за те самые четыре миллиона, которые ранее заплатила «Ривер Плейт». То Класико, кстати, «Реал» выиграл со счётом 5-0.

То есть, мы видим, что переход Ди Стефано в «Мадрид» был обычной сделкой между клубами – просто тогда ещё никто точно не знал, что в «Реал» пришёл не просто хороший нападающий, а один из величайших форвардов в истории футбола. Конечно, кому-то обидно сознавать, что «Барса» сама упустила Ди Стефано, но это ещё не повод для того, чтобы сочинять разные небылицы и приплетать в отношения между клубами генерала Франко, словно у главы испанского государства не было никаких других дел. Если бы Франко так хотел возвеличить «Реал» и унизить «Барсу», то почему он ждал так долго? Гражданская война в Испании закончилась в 1939 году, а свой первый послевоенный чемпионский титул «Мадрид» выиграл только в сезоне 1953/54.

Не соответствует действительности также утверждение, что Ди Стефано провёл всё же три игры в составе «Барсы» и лишь затем был «вырван» из стана каталонцев агентами «Мадрида». После запрета на выступления за «Барсу» и до перехода в «Реал» Альфредо Ди Стефано действительно некоторое время тренировался с «Барселоной» и принимал участие в двусторонках «сине-гранатовых» – там он, кстати, на всю жизнь сдружился с Ладислао Кубалой. В некоторых товарищеских играх «Барсы» с каталонскими командами регионального масштаба Ди Стефано действительно принимал участие, но только за соперников «куле». А знаменитая фотография, где Ди Стефано находится в окружении игроков «Барселоны», и вовсе относится к 1955 году, когда аргентинец был уже безоговорочным футболистом «Мадрида», а в составе «Барсы» просто принял участие в рекламном матче с «Васко да Гама», поскольку Кубала был травмирован. Такие вещи в то время были в порядке вещей: достаточно  вспомнить, что в знаменитом послевоенном турне московского «Динамо» по Великобритании состав «бело-голубых» был усилен армейцем Всеволодом Бобровым. Вообще, Ди Стефано часто фотографировался в футболках разных клубов, в юбилейных матчах которых он принимал участие, но это вовсе не означает, что каждая из этих команд может претендовать на то, что за неё играл Ди Стефано. 

 

Материал взят с