Сотворение Адамова
Роман Адамов завершил карьеру. В честь этого сколь грустнейшего, столь и величайшего события в истории российского футбола Дмитрий Проскурин повествует о сотворении и угасании лучшего игрока в истории данного вида спорта, в котором точно не обошлось без божественной искры.
Это было летом 2008-го года. Взяв в руки белые, синие и красные мелки мы с друзьями решились стать настоящими болельщиками. Лица наши были раскрашены в цвета триколора, а глаза направлены в небольшой телевизор, который с шумом транслировал первый матч сборной России на Евро. Пока Вилья, Сильва и остальные испанцы делали из Романа Широкова игрока не уровня сборной, мы совсем потеряли веру в свой патриотизм. Хотелось умыться, выкинуть эти мелки, мерзкие дудки и ждать матча более позднего.
Но вдруг, в какой-то неожиданный момент, Роман Адамов берёт и делает пас. Главному тренеру. Неразумный, идиотский, вызванный чрезмерным потреблением психотропных веществ? Нет. Это была передача, символизирующая безмерное доверие Гусу Хиддинку. Роман сказал этим пасом: «Гус, пора брать ситуацию в свои руки!». Кто знает: если бы не эта акция Адамова, может и чуда никакого и не случилось бы позже.
Мои друзья отреагировали крайне жёстко, смеясь и глумясь. Я же сказал что-то в духе: «Тихо, вы не поняли!». Уловив странные взгляды, я задумался и чтобы разрядить обстановку, как можно громче крикнув: «Б**, этого у***а в шахты надо, а не в сборную!». Я скрыл своё истинное мнение, о чём позже серьёзно пожалел.
Вообще, до этой высшей точки в карьере, Роман Станиславович редко заставлял так экспрессивно реагировать на его действия. Да, болельщиков футбольного клуба «Москва» было действительно немного, и от социофобов в красно-чёрных футболках, вероятно, не всё доносилось. Тем не менее, играл по нашим бедным меркам Адамов относительно круто.
Да что уж там – божественно, и без всяких бедных мер – пусть они останутся для Кокорина с Дзюбой. 24 гола за три сезона в «Москве»! И в 2007 почти безоговорочное (эх, надо было Павлюченко раньше в «Тоттенхэм» отправить) лидерство в гонке бомбардиров. Гениальный нападающий под взором ещё совсем сырого Слуцкого сделал себе за пару сезонов непоколебимое имя, которое было обязано засветиться в чемпионском составе казанского «Рубина».
И пусть уже при Бердыеве ничего не получилось. Скажите, пожалуйста: а разве гении могут постоянно держать высокую планку? Написал бы Лев Толстой две «Войны и мира» за год? Смог бы Пол Маккартни каждый день выпускать гарантированный хит? Нашёл бы Дмитрий Киселёв 26 совпадений только в одном вздохе Ангелы Меркель?
Но после медального «Рубина» и непонятной вылазки в Самару случилось возвращение в родной дом, где с семечками и раками встретили Рому вновь. Уже заматеревшего, с мешочками под глазами, но с искренним желанием забивать и быть любимым среди болельщиков, готовых набить морду, когда кто-то упоминает название несуществующей команды «Ростов» (есть только «Ростельмаш»!).
Не знаю, почему в какой-то момент всё пошло наперекосяк. Может мы не досмотрели где-то? Плохо осветили разгром «Спартака», когда Адамов сделал из красно-белого ромбика шипящую отбивную? Или накаркали когда-то, предсказав Роману Станиславовичу карьерный взлёт, венчающийся в Манчестере или Мадриде?
Дальше случилась поездка в Чехию, где Рома мог отдохнуть, собраться с силами и пойти в бой ещё раз. Да что уж греха таить: попробовать лучшие сорта чешских пивоварней, выйти в центр Праги и заорать: «Всё получится! Всё будет хорошо!». Такой радикальный психологический метод сулил более качественное развитие игрока, выплеснувшего всё самое негативное: тот чёртов пас, какой-нибудь договорняк с «Шинником», метафоры о сексуальном футболе Божовича.
Конечно, после «Виктории» многие опять дико засмеялись, показав свои неглубокие натуры. Таганрогская птицефабрика – чем плохое продолжение карьеры? Роман показал, что можно выставить себя совсем уж простым. Играть с теми, кто час назад отделял грудку от ножек и вкалывал курицам инъекции с раствором из антибиотиков. Конечно, вряд ли кто-то заметит игру Романа, номинирует хотя бы на «Деревянную бутсу», но пацанская душевность всё это перекрывает.
Скажу по правде, мне однажды довелось перекинуться парой фраз с нашим героем. Как-то «Ростов» наведался к нашему издыхающему «Салюту» и в первом тайме откровенно валял дурака, давая белгородским молодцам иногда переходить центр поля. В перерыве Роман подошёл к болельщикам, поговорил немного, а я спросил: «Когда в «Барселону» перейдёте?», Рома улыбнулся, дал автограф, и потом страшно обматерил болельщика с верхнего яруса, который своими криками успел достать всех. А во втором тайме он вышел и сделал хет-трик. Хочется признать важность своего энергетического поля, но будем честны: величественен именно Роман Адамов.
1 февраля 2015 годаРоман объявляет о завершении карьеры. Без понтов, честно сказал: играть не получается, когда в последний раз забивал – забыл сам. Поэтому ухожу. Нет, не устал. А искренняя честность не позволяет садиться на безумную зарплату, зависать в ночных клубах и вести себя непристойно.
Впереди должна быть новая карьера – такая же искристая, насыщенная и многогранная. Можно в том же Таганроге разделывать куриные тушки, или отвечать на дежурные актуальные вопросы в какой-нибудь редакции. Или просто закинуть ноги на диван и улыбнуться. У него получится прекрасно всё.
Мы запомним Адамова, и когда-нибудь, сидя уютно рядом с внуками или санитаром, скажем: «Гений был рядом!».
Автор: Дмитрий Проскурин
Читайте также: «Атлетико М» – «Реал М»: размышления о грядущем дерби