Ван Перси: «Я почти перешел в чемпионат Шотландии»
Хотелось бы вернуться назад. Это правда, что прежде чем присоединиться к «Арсеналу», вы почти заключили контракт с «Глазго Рейнджерс»?
В то время, давным-давно, я играл за «Фейеноорд» и хотел перейти туда. Я поговорил с Диком Адвокатом, он был тренером «Глазго» тогда. Он был заинтересован, я был заинтересован и хотел уйти. Но им требовалось продать одного своего игрока, прежде чем покупать меня. Что-то в этом духе…
Вы знаете, кто это был?
Нет. Не знаю, кто это был. Дик никогда не говорил мне этого. Я всё еще был очень молод, может 19, или 20 лет. Но сложилось всё так, что я перешёл в «Арсенал»
Всё в результате закончилось хорошо.
Да, конечно. Я считаю, что покинуть Голландию было правильным шагом для меня. Переехать в Англию – прекрасный вариант.
Четверть чемпионата пройдена, по меркам «Юнайтед» положение слабое, вы вне гонки. Есть ли обеспокоенность по этому поводу?
Обеспокоенность есть всегда. Это не наше место, не та позиция, на которой мы хотим находиться. Потому что мы хотим быть первыми в Англии, первыми в мире. Это наша цель, к этому мы стремимся. Обеспокоенность? Да, конечно. Но мы очень, очень упорно работаем над упражнениями на тренировках, над тем, как следить за организмом, над передачами, над командными передвижениями. И эти компоненты становятся лучше. Но нужно быть реалистами, делать один шаг за другим, и подниматься по таблице вверх.
Робин, как изменилась Премьер-Лига за время вашей карьеры? Качество, стиль, какой вы видите Премьер-Лигу сегодня?
Она во всех отношениях прибавила. Например, в физическом плане. Если вы посмотрите на физические статистические данные сегодня и 10 лет назад, разница будет громадной. Если говорить о технике, она есть в наши дни у каждого игрока. Если говорить о темпе игры… Раньше, 10 лет тому назад, вы практически наверняка были уверены, что «Юнайтед» выиграет, вопрос был лишь с каким счетом. Эти времена прошли, потому что сегодня проиграть можно любой команде. Вот что делает эту лигу такой интересной. Она очень тяжелая. Тяжелая, потому что все команды соответствуют высокому уровню (принятому стандарту). Если сегодня посмотреть на клубы как «Саутгемптон», как «Вест Хэм», они хорошо себя показывают, и я считаю это хорошим знаком для лиги. Мне это нравятся, они добавляют чего-то своего.
Расскажите что-то о своих конкурентах. Серхио Агуэро?
Отличный игрок.
Почему?
По моему мнению, он обладает всем. У него есть скорость, он техничен, умеет забегать за спину защитникам, может забивать голы, может их создавать. Прекрасный игрок.
Коста?
Другой стиль, но футболист тоже фантастический. Он очень сильный физически, мощный, забивает голы, раздаёт передачи, хорошо передвигается – да, отличный игрок.
Что скажете о потенциале Лукаку? Может ли он выйти на другой уровень?
Посмотрите на Лукаку пару лет назад, когда он присоединился к «Вест Бромвичу». С того момента, с того сезона он ежегодно двигался вперед. Он улучшает свою игру, и именно это важно. Мы все допускаем ошибки. Все мы время от времени даём неточную передачу. Но что мне нравится в нём, он не сдаётся и продолжает идти вперёд.
Что насчёт Санчеса, который сейчас в «Арсенале»? Арсен Венгер всегда говорил, что игрокам нужно время на адаптацию, но Алексис уже сейчас по-настоящему сверкает.
Да, так и есть. Он всегда мне нравился, даже в «Барселоне». На чемпионате мира они хорошо выступили со сборной Чили. Очень хороший игрок. И опять-таки, игрок очень динамичный, скоростной, обладающий техникой, может предложить [партнёрам] что угодно. И именно такие игроки мне по нраву. Вы должны уметь иногда менять свой стиль во время матча. Нужно уметь следить за развитием игры и понимать, какие именно функции требуются от конкретного игрока. Он однозначно умеет адаптироваться и может играть в различной манере. Умеет забегать, забивать голы. За ним приятно наблюдать.
Если смотреть назад, кто из игроков или других личностей вдохновил вас стать одним из лучших?
За годы в Голландии доводилось видеть многих хороших игроков. Мне всегда нравились наши игроки [выступающие в чемпионате Голландии], потому что выступали такие футболисты, как Ромарио, Роналдо, Бергкамп, Ван Бастен, Круифф, конечно же, который выступал несколько раньше. Всегда получал удовольствие, наблюдая за ними, обучаясь чему-то новому у них. То же самое можно сказать и про наших игроков в «Фейеноорде». За нас играли отличные игроки. Я всегда смотрел на них с замиранием: «О, хочу быть как они. Когда буду взрослым, хочу быть футболистом». В те годы «Фейеноорд» побеждал, это была большая команда для меня.
Люди говорят, что футбол – это игра, где необходимо уметь держать всё под контролем. Они ожидают, что и себя вы будете контролировать. Но когда вы забили гол «Челси» на 93-й минуте, уровень адреналина наверное был на пределе, вы сняли футболку, получили жёлтую карточку, возможно, она того и стоила, но люди говорят, нужно было себя сдержать, разве это возможно?
Это сложно. Напряжение очень высокое, весь стадион взрывается, вы теряете контроль над собой на пару секунд, снимаете футболку в порыве, а уже потом понимаете: «уффф, это жёлтая, это моя третья жёлтая, 5-я не за горами». То есть понимание последствий приходит уже после самого момента. Если вы меня спросите, поступлю ли я таким образом в будущем... Возможно, да. Момент очень тяжелый, это как адреналиновый шок.
А если у вас уже есть жёлтая? Это даст внутренний сигнал к тому, чтобы не праздновать подобным образом?
Мне кажется, у меня был один из похожих моментов в игре против «Саутгемптона», когда я забил третий гол в выездной игре пару лет назад. И после гола у меня был момент, когда я стал думать, можно ли мне снять футболку. Моя рука застряла в таком положении [показывает], и я подумал, идея не самая хорошая. Я не был полностью уверен, что был на карточке, иногда такие моменты просто забываются. И в конечном счете я просто решил ничего не снимать, а просто поднять руку вверх и таким образом отпраздновать. Это однозначно лучшее решение, но иногда эмоции просто зашкаливают.
Давайте поговорим о статистике, голевой статистике. Её сейчас очень много, и эта является одной из наиболее важных. Читаете ли вы такое?
Да, читаю! Да, знаю такие данные. О себе, конечно же, о своих коллегах, но статистика показывает лишь часть общей картины. Я всегда это говорил, статистика не показывает всего. Порой вы демонстрируете прекрасную игру, принимаете много верных решений для команды, для себя лично, но вам не удаётся забить. В иной раз ваши решения далеко не лучшие, но при этом удаётся забить один, два, три гола, и это придаёт большой акцент вашему якобы успешному выступлению. Но я знаю, что играл на самом деле не очень.
Но для нападающего голы – это его валюта (лицо). И, конечно же, показатель количества голов на один матч, для игроков, которые провели более 250 матчей, как Анри, Ширер и вы, только такая статистика и имеет значение, когда вы показываете результат год за годом.
Да, это то, что делает задачу сложнее. Потому что у каждого игрока могут быть удачные и не очень удачные серии матчей. Но важно держать уровень на протяжении лет. И у них были плохие периоды, конечно же, но они были очень стойкими психологически и продолжали идти вперёд. Порой это сложно, потому что люди начинают осуждать тебя, в наши дни люди очень открыты в своих суждениях. Но это часть нашей работы, мы должны продолжать бороться и через не могу преодолевать неудачные отрезки.
Переживают ли игроки по поводу номеров на своих футболках? Всегда было интересно, настоящая ли это проблема, некоторые люди более суеверные нежели другие. Вы по этому поводу переживаете?
Я не парюсь по этому поводу, но считаю, что номер – это как часть твоей истории. К примеру, мой 20-й номер стал частью истории, которую все с нетерпением ожидали. Сразу после перехода у меня была возможность выбора между 20 и 21 номером, к тому моменту у «Юнайтед» было 19 титулов. После я переговорил с Рене Меленстеном, и он сказал, что есть только один номер, который мне следует взять – и это был номер 20, так как мы все были в погоне за 20-й чашкой. Я с ним согласился и взял этот номер. Последние два года у меня была возможность взять себе №9, но я решил оставить себе №20, потому что история прекрасная, и я надеюсь, мы сможем развить тот успех и вскоре получить 21-й титул.
Как раз хотел спросить, в следующем году возьмёте 21 номер?
На самом деле, я думал об этом Действительно об этом размышлял Но, думаю, так лучше, в том числе и для болельщиков, многие из которых купили себе футболки с 20-м номером. Лучше останусь с 20-м.
Ну и напоследок, вы проводите свою жизнь перед камерами. Несколько, например, находятся сегодня в студии. Вы их замечаете? Все эти камеры на стадионах, эти большие экраны, эту передвижную камеру перед началом матчей сборных? Вы понимаете, что сейчас вы на экранах, или это всё находится вне зоны внимания?
На это обращаешь внимание обычно перед игрой, например, когда игроки находятся в туннеле перед выходом на стадион. И ты понимаешь, что есть камера впереди, камера слева, камера справа. Но как только ты ступаешь ногой на газон, ты забываешь обо всех камерах. Глубоко в сознании ты понимаешь, что на тебя сейчас направлены 14, 15, 16 камер, снимающих каждое движение, но об этом забываешь, потому что занят, потому что бегаешь, играешь в футбол, и это преобладает над тобой. Что вполне логично. Когда смотришь со стороны на некоторые собственные действия или действия партнёров, они кажутся нелогичными. Но мы становимся эмоциональными на поле, у всех нас менталитет победителей, иногда мы реагируем очень импульсивно и забываем про камеры, потому что мы тоже люди. Мы люди, у которых тоже есть чувства. Порой мы счастливы, порой печальны, то же можно сказать и про поведение на поле. Особенно на поле! Так что да, мы понимаем и замечаем присутствие камер, но так любим игру, что забываем обо всём другом.
Автор перевода: Антон Клюшин
Читайте на Карриковедении:
Звонок Гари Невиллу. Английская солидарность или кризис жанра?
Карриковедение. Схема управления миром
Мата наслаждается игрой рядом с Эррерой