Споткнулись на пути к величию
Истерия, вызванная поражением сборной России от Канады этой ночью, имеет очень простое человеческое объяснение, имя которому - эгоизм. У каждого, кто плевался в шесть утра по Москве от результата, а, главное, игры команды Вячеслава Быкова, наверняка звучал внутренний монолог примерно в таком ключе: «Как они могли? Я же за них болел! Я ночь не спал, а мне на работу! А они... Они подвели МЕНЯ». Замечу, не страну, а именно МЕНЯ, простого российского мужика. Да, мы переживаем это поражение как ЛИЧНУЮ неудачу, не этих 23 игроков во главе с Быковым и Захаркиным, а как фиаско Иван Иваныча или Сан Саныча.
То же самое о стране. Если брать не рядового болельщика, а журналистскую обслугу, то она уже говорит о позоре общегосударственном. Мол, не оправдали высокое доверие и так далее. Не дали политическим мужам насладиться псевдовеличием супердержавы. И мало кто задумывается о том, что на самом деле главное в этой поучительной истории кроется в очередном упущенном шансе нового поколения российских хоккейных талантов вписать свои имена в историю. Потому что Олимпиада - это вершина спортивной славы, это - на века. Это не Кубок Стэнли - приз престижный, но всего лишь одной хоккейной клубной лиги. Это не чемпионат мира, проводящийся каждый год, где команды зачастую играют далеко не сильнейшими составами.
Каждый уважающий себя спортсмен стремиться победить на Играх. Думаю, что хоккейная сборная России - не исключение. Трезвый анализ произошедшего в ночь на четверг еще предстоит. Но даже по горячим следам, дилетантскими формулировками, можно сказать, что канадцы просто оказались духовитее и стержневее России. Они с первых секунд впечатали Овечкина в борты, а не наоборот. Они взвинтили темп и заставили ошибаться соперника. Надо было принимать бой и если погибнуть, то в открытой и честной борьбе. Русские же до последнего надеялись отсидеться в кустах с мыслями «Авось пронесет». Не получилось.
Быков на пресс-конференции ощетинился и предложил казнить всех членов сборной на Красной площади, Овечкин предвкушал потоки грязи в сторону сборной. Это была своего рода защитная реакция, где-то понятная с человеческой точки зрения. Я тоже не склонен к драматическим словесным изыскам и обличениям. Для меня жизнь продолжилась, потому что в ней есть много не менее важного, чем хоккей.
Вот только один вопрос меня гложет: «А за что же сражаются игроки, выходя на площадку?». Высокопарно прозвучит: «За страну, за ее людей». Но я не поверю в этот мотив. Овечкин, Малкин и компания не знают этих людей, им на них, может быть, и наплевать глубоко. И это нормально опять же с точки зрения человеческого эгоизма. В данном случае для меня достаточно, если они будут сражаться за собственное имя в истории, потому что этот интерес совпадает с моим - итоговой победой России на Играх. Результирующая будет единая - и для меня этого достаточно.
А потому мне непонятны слова Владислава Третьяка, что, мол, если сборную критиковать, то никто за нее играть не будет. А за какую же будут играть Овечкин и все-все-все? Если они и вправду хотят стать олимпийскими чемпионами? Другой сборной у них нет. Если же не хотят и обижаются на резкие высказывания кликуш, то грош им цена как амбициозным спортсменам. С таким хлипким защитным барьером против негативного общественного фона - в кисейные барышни надобно, а не в спорт настоящих мужчин. За сборную должны играть те, кто по-настоящему готов биться за свое честное имя в истории спорта. Для меня ясно одно: игроки сборной России не сделали всего возможного, чтобы счастье приключилось с ними уже в Ванкувере. И больно и обидно, в большей степени, должно быть именно им, а не нам.