Две любви лорда Аттенборо. Памяти пожизненного президента «Челси»
Вчера днем не стало лорда Ричарда Аттенборо. Пожизненный президент "Челси", актер и режиссер-оскароносец скончался, не дожив неделю до своего 91-летия.
Этому человеку Нельсон Мандела говорил о том, что его фильм “Клич свободы” изменил мир, принцесса Диана доверяла ему написание речей и считала его своим другом (именно с ее подачи все стали называть его уменьшительно-ласкательно “Дики”) а Чарли Чаплин называл замечательным актером. Кем же останется лорд Аттенборо в сердцах болельщиков "Челси"?
В Великобритании лорда Аттенборо знали как “дорогого Дики” из-за его манеры обращаться к собеседнику словом “дорогой” - замечательное решение для тех, у кого проблемы с запоминанием имен. Но Дики делал это так, что каждый, к кому он обращался, мог почувствовать себя особенным.
Итак, Дики родился 29 августа 1923 в Кембридже. “Золотая лихорадка” с Чарли Чаплином, посмотренная в детстве предопределила его дальнейшую судьбу - он решил, что непременно станет актером. Будучи студентом Королевской академии драматических искусств во время Второй мировой войны он и начал захаживать на Стэмфорд Бридж.
Первая его роль в большом кино пришлась на 1942 год, однако настоящую славу ему принес фильм “Брайтонская скала”, подготовка к съемкам которого проходила на Стэмфорд Бридж. “Я не был толстым, однако и стройнягой меня нельзя было назвать, поэтому режиссер и посоветовал мне привести себя в форму, тренируясь вместе с футбольным клубом.”
Мы часто задумываемся о последствиях тех или иных решений, но даже представить не можем, насколько один несущественный на первый взгляд выбор может изменить не только нашу жизнь, но и историю. Осуществляя один из таких выборов - между “Фулхэмом” и “Челси”, Дики выбирает “Челси”, чем впоследствии изменит судьбы очень многих людей, возможно, даже наши с вами.
“Несколько недель я тренировался вместе с командой, а также подружился с одним из лучших английских форвардов всех времен - Томми Лоутоном. Это были невероятные дни, после которых уже ничто не могло разлучить меня с “Челси”.
Кадр из фильма "Брайтонская скала"
“Брайтонская скала” сделала Дики популярным, и как человек, обладающий невероятной энергией и неподражаемым чувством юмора, он моментально сумел освоиться среди голливудской элиты. Новые знакомства стали использоваться и в целях пропаганды “Челси” - задолго до того, как Голливуд начнет тусоваться на баскетбольных матчах, такие звезды, как Фрэнк Синатра, Джон Уэйн, Джон Миллс, Лоуренс Оливье, а после Стив МакКуин и Ракел Уэлч стали завсегдатаями Кингс Роуд и друзьями самой стильной и хулиганской команды того времени. Все под влиянием одного человека. Тот “Челси” любили за его футбол и за его игроков, но известные болельщики еще больше подогревали внимание обычных зрителей.
С супругой Шейлой
Аттенборо всегда очень ответственно относился ко всему, за что брался. Это касается и его карьеры, и “Челси”. Одним из наиболее ярко характеризующих фактов его биографии является то, что за свой фильм “Ганди” он боролся 20 лет - его не устраивали предлагаемые сценарии, а кинокомпании отказывались финансировать подобный финансово непривлекательный, по их мнению, проект. Он продал автомобиль и заложил свой дом, играл в “дерьмовых фильмах” исключительно ради гонораров. “Мое каждое карьерное решение с тех пор охлаждалось романом с этим проектом. Я отказался от сорока ролей и десятка режиссерских работ, чтобы все силы вложить в этот фильм. А приняв предложение стать заместителем директора Лондонского Национального театра, я бы навсегда распрощался с “Ганди”.
Фильм вернул своему создателю все вложенное в него - 8 статуэток Оскар, в том числе и за лучший фильм, пять премий “Золотой глобус” и пять призов Британской киноакадемии.
Ричард Аттенборо с Беном Кингсли, исполнившим роли Ганди
В 1969 Аттенборо вошел в состав правления «Челси», вскоре став его директором. На этой должности он пробыл до 1982 года, когда работа над вышеупомянутым проектом стала занимать все его время, и совмещать основную работу и клуб перестало быть возможным.
“Как-то у меня был пункт в контракте, согласно которому вечерние спектакли по субботам не должны были начинаться раньше 17:30, чтобы у меня было время добраться со Стэмфорд Бридж. Но когда ты режиссер, такое перестает быть возможным. Именно из-за съемок я пропустил Афинский финал [Кубка кубков]. Это одно из самых больших огорчений в моей жизни”.
Однако, уход из клубного правления не означал расставание с “Челси” - один из самых важных эпизодов случился как раз после этого. Клуб, обладающий всеми правами на инвестиционно привлекательные земли, перешел в другие руки, акции сильно упали — и нависла угроза не только потери стадиона, но и существования самого клуба.
Именно Аттенборо отказался продавать свои акции, чем в итоге и спас клуб, позволяя сохранить контроль и впоследствии вернуть все права на земли. В благодарность Кен Бейтс в 1993 году отметил его вклад назначением пожизненным вице-президентом клуба. Но перфекционист Дики никогда не занимал должность символически - он всегда принимал активнейшее участие в жизни и развитии клуба.
Всю свою жизнь лорд А огромное внимание уделял благотворительности. Социальную ответственность ему привили еще в детстве - мать Мэри была главой комитета по эвакуации детей в ходе гражданской войны в Испании, а в разгар Второй мировой войны родители решили удочерить двух немецких девочек с еврейскими корнями. Тема социальной несправедливости и неравенства пронизывает всю кинематографическую карьеру Аттенборо. Он много помогал актерам с ограниченными возможностями, работая в “Челси” он оказывал огромное внимание болельщикам с аналогичными проблемами. 33 года Дики являлся президентом фонда по борьбе с мышечной дистрофией, благодаря которому осуществился небольшой прорыв в лечении этого недуга. Как и любой своей деятельности, этой он уделял уйму энергии и средств - встречался с семьями больных, ездил по стране, чтобы поблагодарить пожертвовавших свои средства для фонта.
Сложно сосчитать и перечислить все посты, занимаемые Аттенборо. Из ключевых - это должность председателя Королевской академии драматического искусства и посланника доброй воли при ЮНИСЕФ. Именно за эту работу он был посвящен в рыцари в 1976 году, а в 1993 получил титул барона, став членом Палаты лордов.
В 2004 семью Аттенборо настигла трагедия - цунами в Таиланде в канун Рождества унесло жизни его дочери и внучки. “Я совершенно бессилен - я не могу это пережить. Сейчас могу лишь сожалеть, что увлеченность работой, всеми своими делами отняла у меня столько времени, которое я мог бы провести с детьми. Я невыносимо скучаю по Джейн и Люси. Как я с этим справился? А кто сказал, что я справился? Боль утихла? Конечно нет, не утихла. Просто со временем появилась способность припрятывать ее в ящик”.
В 2008 году лорд А официально стал пожизненным президентом клуба. В момент получения памятной награды он сказал: «Я отодвину подальше все свои Оскары и поставлю в центр эту награду. Сейчас она так же много для меня значит, как любая другая награда в прошлом». И он говорил это искренне, поскольку бесконечно обожал «Челси».
Презентация новой эмблемы клуба
Для болельщиков “Челси” Дики останется примером того, как нужно поддерживать и любить свою команду. Его вклад в историю и развитие "Челси" невозможно переоценить, так вполне оправданной выглядит идея назвать восточную трибуну в его честь.
Нам действительно будет его не хватать.
Покойся с миром, Дики.
P.S. На субботний матч против “Эвертона” игроки “Челси” выйдут с траурными повязками.
Основано на материалах The Guardian, BBC, kinopoisk.ru, Chelsea FC. The Official Biography be Rick Glanvill
Надеюсь, Восточную переименуют в его честь!
восточную в его честь, несомненно