Тихонов: «С Карпиным не созваниваемся»
Корреспондент «Советского спорта» встретился в Краснодаре с Андреем Тихоновым. И испытал внутреннее терзание: Тихонову пока сложно задавать вопросы о новом клубе, пока еще свежи воспоминания о прежней эпохе.
«ОБСУДИТЬ «СПАРТАК» - НЕ ПРОБЛЕМА»
- Не всем легко принять и смириться, что вы теперь работаете в клубе «Краснодар» и проживаете в одноименном городе.
- Но ведь это обычное явление: футболисты переходят из клуба в клуб, и тренеры так же. Все просто: меня хотели видеть в «Краснодаре», поэтому я здесь. В команде освоился, но город не изучал. Мне сказали, что центральная улица - Красная, но я о ней ничего не знаю. Семья будет здесь с августа, тогда и прогуляемся.
- С вопросами о «Спартаке» вас в новом городе не оставят. Преследовать будут!
- И это совершенно естественно. Я привык. Если отдал годы «Спартаку», будь готов к частым расспросам: об игре, о команде. Для меня не проблема говорить о «Спартаке» с болельщиками и журналистами.
- Но ведь вам, как тренеру конкурирующей команды, придется политкорректные формулировки подбирать, сдерживаться.
- Давно научился контролировать свои эмоции. Как и у многих спартаковцев, в моей душе кипело, до сих пор кипит. И я прекрасно понимаю болельщиков «Спартака», которым пришлось вытерпеть минувший сезон — как у них кипело! Окунувшись в спартаковскую жизнь уже не как игрок, а тренер, я в полной мере ощутил тяжесть пресса, который давит на команду со всех сторон. И поверьте, это очень тяжело.
«В «КРАСНОДАРЕ» НЕ СТАЛКИВАЛСЯ СО ШТРАФАМИ»
- В «Краснодаре», очевидно, совершенно иная обстановка, чем в «Спартаке», который мы знаем. Я вижу вас совсем другим — вдохновленным, что ли.
- В «Краснодаре» все по-другому. Я бы отметил более доброжелательное отношение футболистов друг к другу. То же касается руководства и тренерского штаба. Так бы резюмировал: здесь в хорошем смысле всё упрощено, и оттого меньше негатива. Если человека периодически за что-то штрафуют, одергивают, то он сам начинает излучать негатив.
- Такое было в «Спартаке»?
- Да. В каждой команде должна быть дисциплина, определенные порядки. Но если в «Спартаке» существуют штрафы за различные виды нарушений, то в «Краснодаре» ничего подобного пока не было. Поэтому более доброжелательная обстановка в команде.
- И раскованная?
- Это уже зависит от игры, от результата. Есть результат — есть комфортное состояние в команде и у руководства. Нет результата — приходит напряженность.
- Тренировочный процесс от спартаковского заметно отличается?
- Совсем разный подход. Не хочу сказать, что в «Спартаке» у нас были плохие или неправильные тренировки. Просто здесь процесс для меня более интересен. Отметил бы добросовестное отношение всех без исключения футболистов к тренировкам и своей работе в целом.
«КРИТИКУ РЕЙНГОЛЬДА ПРИНЯЛ БЛИЗКО К СЕРДЦУ»
- Интересно узнать, как вы дополняете друг друга с главным тренером Олегом Кононовым. Что привнес в «Краснодар» Андрей Тихонов?
- Можно сколь угодно рассказывать, чем я занимаюсь и за что отвечаю, но на самом деле это не более чем разговоры.
- Почему?
- Потому что о деятельности тренеров судят по результату. Если результата не будет, скажут потом, что ты ничего не делал, и ни за что не отвечал.
- Кто ж так строго судит?
- К примеру, Валерий Рейнгольд в вашей газете. Он же высказался: мол, Тихонов в «Спартаке» ничего не делал, Тихонов должен был видеть, что происходит, решительно высказывать свое мнение, настаивать на нем. И в том же духе. Но Рейнгольд не в курсе, кто за что отвечал в тренерском штабе при Валерии Карпине, и что внутри происходило. Поэтому эту критику я воспринял близко к сердцу.
- Полагаю, Валерий Леонидович сравнил со «Спартаком» пятидесятилетней давности, где в присутствии Старостина проходили широкие дискуссии, и каждый мог высказать мнение.
- Возможно, так и было. Только сейчас речь о другом: отклики ветеранов очень ценны, но не надо выносить на публику некомпетентные суждения, задевать человека. «Я думаю, что Тихонов...», «Я считаю, что он...». Это несерьезно. Не зная, что на самом деле происходило внутри команды, следует избегать предположений на эту тему публично. Мы ведь не судим о роли ветеранов прошлых лет, не разбираем, кто как играл, и ведь не у всех хорошо получалось. Просто почитаем ветеранов, благодарим за их за достижения и вклад в развитие отечественного футбола.
- Тогда ответьте: можно ли было спорить с Карпиным, возражать, настаивать?
- Всегда был диалог и выслушивалось мнение членов штаба. Демократическая обстановка. Каждый мог настаивать. Случались целые споры. Но в команде есть главный тренер, за которым последнее слово, потому что он отвечает за результат.
«ШИРОКОВ ВЫБРАЛ МОСКВУ, ДОМ»
- «Краснодар» пополнился несколькими игроками — и упор сделан на тех, кому тридцать и более. Не похоже на совпадение...
- Опять разговор о паспортных данных? Взять Аджинджала. Несмотря на вылет «Крыльев», провел очень хороший сезон, даже в сорок лет являлся лидером команды. Надо понимать, что возрастная планка в футболе поднята. В российском футболе ее в последнее время поднимали Семак, Семшов, Зырянов, Березовский, Дикань, Аджинджал, Игнашевич... Я помню, мне было лет 28, когда впервые раздалось: «ветеран». Таким отмеряли год-другой на высоком уровне. Но сегодня в мировых сборных и многих ведущих клубах играют 35-36-летние, спокойно играют и являются лидерами.
- Объясните, почему в «Спартаке» так настойчиво склоняли Андрея Диканя к завершению карьеры? А сегодня он борется за право быть первым в «Краснодаре».
- Это исходило из видения игры Валерием Карпиным. Многие тренеры хотели бы видеть в своей команде Нойера, который выдает острые передачи через все поле. Но ведь таких, как Нойер, единицы. И когда наши вратари подключаются к игре, они перестают ловить на своем месте. Дикань в модель главного тренера не вписывался. И когда произошел выбор, он был не в пользу Андрея.
В «Спартаке» он все принимал с достоинством. За те полгода, что не выходил на поле, ни одной негативной интонации. Оставался человеком и продолжал работать. Поэтому и играл в последних матчах сезона. В «Краснодаре» он уже провел официальный матч (с «Калевом» - 5:0 —Прим. ред.), главный тренер сказал, что пока не определился с первым номером.
- Игроки «Спартака» отмечали вашу доброжелательную манеру общения: беседы, подсказки, поддержка. Некая психологическая направленность. В «Краснодаре» будет то же?
- Считаю, что тренер и есть лучший психолог. Найти правильный подход к людям в команде это очень важно. Из опыта: встречаются не самые уравновешенные игроки. Могут психовать понапрасну, либо слова до них не доходят. У многих реакция на критику не совсем нормальная, особенно у иностранцев. Но в большинстве случаев проблема решается словом, объяснением. Тренер должен предвидеть, прочувствовать негативный момент, поговорить с игроком отдельно. Тренер, которому удается наладить такой контакт, заслуживает уважение игроков. Они будут выходить и биться за него.
- Вспоминаю спартаковский период Владимира Быстрова, его необузданность. И тренеры не всегда справлялись.
- Не раз сталкивался с Володей Быстровым по ходу карьеры, а теперь оказался в одной команде. Пообщались. Я нашел его совсем другим, не таким, как о нем рассказывали. Сейчас у Володи период становления в новой команде, работает старательно, стремится к лучшему. Тренерский штаб уверен, что он проявит лучшие качества и станет лидером.
- Вы подключаетесь к двусторонним играм, как это было при Карпине?
- В «Спартаке» случалось, да. Иногда не хватало людей, и мое присутствие на поле позволяло дополнить тренировочный процесс. В «Краснодаре» такого не было, но я готов. Форму поддерживаю, посещаю тренажерный зал. На сборах мы устраивали «междусобойчики» после тренировок, получались приличные «зарубы».
- Вам удалось повидаться в «Краснодаре» с Романом Широковым?
- Пересеклись на базе. Он приезжал на сборы, на восстановление. Мы несколько раз общались, говорили на разные темы, в том числе и о «Спартаке». В «Краснодаре» хотели, чтобы он остался. В действия любой команды Роман добавит мысли. Тем более в «Краснодаре» он успел узнать возможности всех игроков.
- Подписав контракт со «Спартаком», Широков выбрал...
- Он выбрал Москву, дом.
- Какой совет Роману дадите на правах ветерана «Спартака»?
- У тебя одна дорога — доказать игрой. Вот и всё.
- Кратко.
- Знаю, о чем говорю. Спартаковские болельщики — специфические: они ценят прежде всего отношение к команде, к игре, самоотдачу. И какой вклад вносит игрок в победу.
- А как же быть с дразнилкой: «С заслуженным поражением, хрюшки?» и прочими недружественными высказываниями Романа?
- Вот все эти «хрюшки» и забудутся. Если приносишь благо команде, всё простят. Я с Романом играл вместе (в ФК «Химки». - Прим. ред.). Любой его бывший одноклубник подтвердит: с ним приятно играть вместе. Надеюсь, у Романа все получится в «Спартаке».
- У Капелло промелькнуло: толковых игроков в нашем футболе трое. Очевидно, Широков среди них. Почему креативщиков наперечет?
- Рождаются редко. Кому-то свыше дано, кому-то усердие в школе позволяет выйти на высокий уровень. А такие, как Месси и Роналдо, появляются раз в тридцать лет. Чтобы у нас больше стало талантливых футболистов, надо школы поднимать.
«С КАРПИНЫМ НЕ СОЗВАНИВАЕМСЯ»
- Поддерживаете ли связь со «Спартаком»?
- Мы, тренеры, обслуживающий персонал. Ну или вместе плывем в лодке. Поэтому в основном общаюсь с теми, кто старается для игроков — с начальником команды, доктором. С гендиректором Романом Асхабадзе. С Дмитрием Гунько. С болельщиками, которых давно знаю. Игроки? Нет, не связывался.
- Вы не назвали Валерия Карпина.
- Мы с ним не созваниваемся. Несколько раз виделись.
- Где?
- В компании общих знакомых. У нас нормальные отношения. О его планах не знаю.
- За Дмитрия Гунько обидно. Получил опыт не в то время и, возможно, не в том месте. Как ему быть дальше?
- Смотря что человек сам хочет. Искать новый клуб или остаться. Есть резон быть в структуре клуба и ждать некоего шанса, чтобы продолжить, допустим, в дубле или «Спартаке»-2. Главная команда? Если бы из 11 игр во втором круге мы выиграли 6-7, был бы, возможно, разговор об этом. Сейчас новый тренер работает, а Дмитрий остался в структуре клуба. Значит, у него есть свои мысли на сей счет.
- В кулуарах часто вспоминают спартаковскую зиму. О провальной подготовке на сборах. Пришло ли осознание, что там было не так?
- Неэтично об этом говорить подробно. Впрочем, могу высказаться по одному из сборов. Мое личное мнение - не той направленности он получился. А это 12-13 дней подготовки к сезону. Главный тренер может сказать, что я не прав. У каждого есть свое мнение. Повторюсь, главный тренер отвечает за результат и определяет, как готовить команду.
«К ДЕПРЕССИИ ОТНОШУСЬ С ПОНИМАНИЕМ»
- У российских болельщиков после ЧМ депрессия. Как нам быть с бедою этой?
- К депрессии после больших турниров надо с пониманием относиться. Там не вышли, здесь проиграли — и так на протяжении многих лет за редким исключением. Негатив в среде болельщиков растет.
- Не перетекло бы это в массовое безразличие.
- Но ведь мы можем и умеем! Я коснусь темы перехода на «осень — весна», не хочу глубоко влезать. При прежней системе у нас были победы в еврокубках у ЦСКА и «Зенита», успехи у «Локомотива», «Спартак» доходил до полуфинала Кубка УЕФА и до четверьфинала Лиги чемпионов, на Евро-2008 успешно выступили. Все играли, к чему-то стремились. И не было резких изменений типа «осень - весна» и прочего. Как показало время, от реформ не стало лучше. Впрочем, у нас есть специалисты, которые во всем разбираются и много пишут об этом.
- Когда же футбольная романтика вернется?
- С появлением новых стадионов — наверняка. С новыми стадионами, есть надежда, уровень футбола станет выше. Люди будут ходить на футбол, получая удовольствие и комфорт. Игроки выходить на поле с лучшим настроением. Общая картинка должна поменяться.
- «Краснодар» прославился своими хитроумными комбинациями. Некоторые хочется пересматривать еще и еще. Как прививается стиль?
- Это все не с потолка, это работа на тренировках. В «Краснодаре» она отличается высокой интенсивностью, сопротивлением, самоотдачей. Что на тренировках делаешь - то и на поле покажешь. Криштиану Роналдо тренирует и штрафные, и финты, и это получается на поле. В Спартаке мы работали над коротким пасом, это нравилось, и мы переносили это в игру.
- «Краснодар» показывает самый красивый футбол в России, не так ли?
- Пока рано так говорить. «Краснодар» среди самых зрелищных — да. И этому способствует набор футболистов. Тут надо говорить о видении и вкусе главного тренера. У Олега Кононова я увидел много нового для себя.
- Владелец клуба требует атакующего футбола, вмешивается?
- Сергей Николаевич хорошо разбирается в схемах, постоянно готов говорить о футболе и у него наверняка есть пожелания. Но думаю, все решения принимает главный тренер.
- Не вы ли перевели нападающего Бурмистрова на левый фланг?
- Нет, но мне было что рассказать из собственного опыта, - улыбается Тихонов. - И как подключаться, и как назад отрабатывать, тонкости этой позиции на поле. Всякая смена позиции - непростой момент. Но Никита человек воспитанный, адекватный, он будет работать, и все получится.
- Когда «Краснодар» объявит о задачах?
- Полагаю, на собрании перед началом сезона. Уверен на сто процентов: задачей станут победы в каждой игре.
А в Спартаке, наверно, Паршивлюк самый толковый.