15 мин.

«Спартак» и Широков. Новый вызов для несгибаемого

Игорь Рабинер – о соответствии Широкова историческому характеру «Спартака» и переломе клубной философии, который означает этот переход.

…Декабрь 2012-го. Футбольный сезон завершился, хоккейный – в самом разгаре. В закрытом ныне «Мегаспорте» начинается Кубок Первого канала, куда Роман Широков, большой любитель хоккея, и держит путь. Дату и время очередного интервью с ним мы согласовывали давно – и сошлись как раз на утре того морозного декабрьского дня.

Пару недель назад Широков забил в «Лужниках» красивейший мяч «Спартаку», тут же дав понять фанатам красно-белых, что их жёсткая дразнилка с «Багама-мамой» не осталась и, если продолжится, то не будет оставаться незамеченной. Я спросил: «После такого отношения спартаковских фанатов надо думать, что ваш переход в «Спартак» нереален даже за 500 миллионов долларов в год?»

И тут Широков совершенно неожиданно ответил: «Реально всё». И улыбнулся так, что я понял: это совсем не шутка. 

Это самое «всё» запросто могло не сбыться, но полтора года спустя сбылось. И никто не имеет ни малейших оснований обвинять капитана сборной России в непоследовательности: никакому клубу он не давал клятв верности, не целовал ничьих эмблем, никогда не говорил «никогда». И если кто-то недоверчиво качает головой, глядя на свежее интервью Широкова официальному сайту нового клуба со словами: «Люди, которые привели меня в футбол, — это мой отец и крёстный, — всю жизнь болели за «Спартак», то я сразу нахожу знаменитую беседу Романа с моими коллегами Юрием Голышаком и Александром Кружковым весной 2008 года и читаю:

— «Спартак" с «Сатурном» звали. Черчесов был «за», но руководители навели справки и долго размышляли. А «Зенит» быстро сориентировался. Если честно, сначала к спартаковскому варианту склонялся. Во-первых, папа болел за «Спартак». Во-вторых, я не рвался из Москвы. В-третьих, по игре, казалось, эта команда мне ближе. Хотя сам «Спартак» от спартаковского футбола уходит. Титов забегает – а ему пас не отдают…

Шесть с половиной лет спустя круг замкнётся. 33-летний Широков отправится в «Спартак» для того, чтобы своим игровым разумом этот клуб к спартаковскому футболу вернуть. А вместе с футболом – и к результатам, которые он давал… 

Покойный отец Широкова, чуть-чуть не дождавшийся больших его успехов в футболе, был бы рад. А если кого-то сильно волнует, как папа-спартаковец посмел отдать сына в «армейскую» школу, так я этот вопрос самому Роману года три назад задавал. Всё оказалось очень просто: везти его из родного Дедовска в школу ЦСКА было намного ближе, чем куда-либо ещё. 

А чуть позже я покрепче задумаюсь и пойму: в футбольную школу-то Широков пошёл в семь лет, то есть в 88-м. ЦСКА тогда никак не считался для «Спартака» принципиальным соперником, более того – играл в первой лиге чемпионата СССР. Оппонентами по главному российскому дерби они станут уже в момент, когда Роман будет начинать свою профессиональную карьеру…

Как эстафетная палочка – слова одного из символов «Спартака» и его футбола Андрея Тихонова в разгар широковских выступлений в Питере: «Широков – настоящий лидер сегодняшнего «Зенита», который может повести команду вперёд. Я играл с Широковым в «Химках» и могу сказать, что это профессионал с большой буквы». Это к давно уже, слава богу, исчерпанным разговорам о бурной молодости Романа. Которую он сам без прикрас в прессе живописал. 

Сейчас Широков с Тихоновым поменялись местами – первый после полугода аренды в «Краснодаре» перешёл в «Спартак», а второй, будучи невостребованным в новом тренерском штабе красно-белых, отправился помогать Олегу Кононову в «Краснодар». 

Жаль, что не встретились, как в «Химках». Но, может, всё ещё впереди. Каких только судеб этот проказник футбол не закольцовывает. 

***

Без таких не только игроцких, но и человеческих стержней, как Тихонов, невозможен был бы золотой «Спартак» 90-х. Широков был неотъемлемой частью российского хребта чемпионского «Зенита» конца 2000-х – начала 2010-х. И в одном из наших разговоров точно рассуждал: «История «Спартака» показывает, к чему может привести ставка на легионеров без российского костяка в составе». 

Долгое время казалось, что от такого костяка, от таких футболистов в «Спартаке» бежали как от огня. Что в «Спартаке» должна быть только одна звезда, только один человек с настоящим правом голоса – его бывший главный тренер. Хотя, кстати, сам Широков на мой вопрос о возможной совместимости с Карпиным ещё в 2011 году ответил: «Конечно, почему бы и нет?» 

Карпин, видимо, тоже со временем что-то в своём отношении к российскому костяку пересмотрел. Иначе прошлой зимой, когда ещё был главным тренером «Спартака», не дал бы добро на приобретение Широкова. Но тогда Алексей Миллер наотрез отказался даже обсуждать вопрос продажи полузащитника именно в «Спартак», а чуть позже Леонид Федун скоропостижно расстался с Карпиным, которого позже – и выглядело это не очень красиво – назвал «сбитым лётчиком». В итоге Карпину с Широковым в одной команде так пересечься и не удалось. По крайней мере — пока. 

А вот Федуну и Широкову удалось. Более того, Федун даже публично признал свою ошибку, что в начале 2008-го поддался доводам окружения и не стал брать Романа из «Химок». И тот, перейдя в «Зенит», всем и всё доказал…

Публичное признание своих — причём конкретных — ошибок дорогого стоит. Люди с таким благосостоянием, как у Федуна, подобное делают крайне редко. Можно представить, насколько сложно было владельцу «Спартака» решиться и на эти слова, и в первую очередь на сам поступок. Говорит об этом даже статистика. 

На днях она была опубликована в прессе: за весь российский период «Спартак» приобрёл лишь 12 футболистов в возрасте за тридцать. Причём ровно половина из них – возвращенцы: Черенков, Родионов, Шмаров, Кульков, Писарев, Аленичев. После нынешнего главного тренера тульского «Арсенала», автора голов в финалах Лиги чемпионов и Кубка УЕФА возникла многозначительная восьмилетняя пауза. И лишь в двух последних сезонах Чельстрём и Жоао Карлос практику приглашения ветеранов возобновили. 

Восемь лет – перерыв слишком большой, чтобы не увидеть в нём закономерности. И она, на мой взгляд, очевидна – история со знаменитым интервью Аленичева «Спорт-экспрессу», как бы кто к ней ни относился, вызвала у Федуна многолетнюю и жёсткую аллергию на опытных футболистов. А опытных российских – в особенности.

Так что, вернее всего, не только и даже не столько в Карпине было дело, когда все удивлялись, отчего в «Спартаке» годами не появлялись сильные личности-россияне. Очень возможно, что Федун видел в любом из них потенциального Аленичева. По мне так только сильные личности формируют большую команду. Но у меня журналистская логика, а у него – совсем иная, хозяйская…

То, что Федун сейчас решился приобрести Широкова, первого россиянина за тридцать, пришедшего в «Спартак» со времён Аленичева, на мой взгляд, намекает о коренном повороте в футбольной философии владельца красно-белых. Кажется, он наконец-то понял, что без таких людей чемпионами не становятся. 

***

И гендиректору «Спартака» Роману Асхабадзе по переходу Широкова тоже, бесспорно, надо отдать должное. Недаром агент футболиста Арсен Минасов после подписания контракта сказал: «Асхабадзе оперативно вёл себя в переговорах. Мы были на связи 24 часа в сутки». 

Но должное – не только поэтому. А ещё и потому, что, приобретая Широкова, Асхабадзе (а также Федун) наверняка понимают: всё, что происходит внутри «Спартака», должно быть честно и прозрачно. Иначе…

Когда-то Широков в нашей беседе рассуждал: «У нас главное для людей – не правильно поступать, а чтобы об их поступках потом никто не говорил и не писал. Делать плохие вещи можно, а вот критиковать за это нельзя». 

Широков критикует, невзирая на лица и статус. Это независимый, самодостаточный человек, которого нельзя «нагнуть», сделать рупором руководства, заставить лгать и лицемерить в чьих-то интересах. Он говорит то, что думает, и даже если заблуждается, то делает это честно. Решение пригласить такого футболиста в команду, на мой взгляд, показатель убеждённости Федуна и Асхабадзе в верности и справедливости клубного курса. 

Даже в культовом интервью весны 2008 года, данном спустя всего три месяца после появления в «Зените» (!), Широков рассказал, что отдельные работники клуба не выполнили обязательств, связанных с автомобилем, и Дик Адвокат отдал ему свою вторую машину. А Погребняку вместо машины с полагавшейся ему по контракту автоматической коробкой передач выдали «механику» — и долго не хотели менять. 

Но ладно бы только такие бытовые частности. В 2012-м Широков не побоялся публично пойти вразрез с клубным курсом и признать, что КДК РФС засчитал «Зениту» техническое поражение в Химках от «Динамо» полностью в соответствии с регламентом. За что Спаллетти посадил его на лавку в следующей игре при пустых трибунах с ЦСКА. 

И когда тот же Спаллетти солгал, что приходил к Кержакову на день рождения, и возмущена этим враньём была вся команда, именно Широков написал знаменитый твит про «шапку-невидимку».И именно он прилюдно озвучил резкое недовольство команды тем, что тренер «наехал» на русскоязычных футболистов команды на пресс-конференции после того самого матча с ЦСКА, при этом не сказав им ни одного дурного слова в лицо.

И именно Широков первым из игроков вслух озвучил то, что давно уже считали все, дав мне заголовок для нашего интервью весной 2012 года: «От Фурсенко пока слышны только лозунги». 

А если кто-то задастся вопросом: Широков что, по всем проходится, а сам весь в белом? – отвечу тем самым его интервью 2008 года. Мало кто решится с такой откровенностью рассказать об ошибках, едва не сломавших весь его футбольный путь. 

Такие люди, как Широков, не только кормят нас, репортёров, вкусными заголовками, но и, убеждён, своим правдоискательством делают наш футбол ярче и чище. Потому что таких не оскорбишь и таким не наврёшь в лицо – будь ты хоть царь, хоть генералиссимус. «Ответка» будет такой, что мало не покажется. «Ушатает» — скорее морально и публично, но если сильно потребуется, то и… 

А если поймёт, что в репликах своих погорячился и не прав, то подойдёт и извинится – как в своё время к Курбану Бердыеву, к которому Широков не поленился заглянуть аж в раздевалку «Рубина». И с тренером, с которым они в своё время не поняли друг друга в «Рубине», у них с тех пор мир и уважение. 

Боссам «Спартака» с Широковым будет непросто – как и любым другим боссам. Потому что начальству всегда трудно управлять уважающими себя и смелыми людьми с самостоятельным мышлением. Людьми, которые сумели выжечь из себя рабскую психологию и не идут с толпой, потому что так удобно. Впрочем, можно ли ожидать иного от человека, который восхищается Довлатовым и «Колымскими рассказами» Шаламова, читает газету «Ведомости» и ходит в театр на постановки по рассказам Шукшина, окончил, в конце концов, не физкультурный, а юридический? 

Нет, этого человека нельзя заставить – он будет делать что-то, только если в этом убеждён. И не случайно, когда я в одном из интервью, состоявшемся вскоре после президентских выборов, спросил его: «На этих выборах многие игроки сборной были доверенными лицами Владимира Путина. А вы, если бы позвали, согласились бы?», — он ответил: «Нет». 

Если говорить о свободе личности в историческом разрезе, то Широков идёт в свою команду. Когда-то Владимир Маслаченко говорил, что принадлежность к «Спартаку», боление за него в советские времена было свидетельством некоей внутренней фронды. А Евгений Ловчев замечает, что вовсе не случайно самые острые, ядрёные эксперты из числа бывших футболистов – как раз спартаковцы. Юрий СевидовАлександр БубновВалерий Рейнгольд, сам Ловчев… Николай Старостин десятилетиями формировал в «Спартаке» атмосферу, где люди не ходили, вжав головы в шею, не боялись собственной тени. 

Капитан сборной России – такой же. Причём по отношению ко всем – президентам, тренерам, фанатам. Которым придётся принимать его таким, какой он есть – а своим мастерством он, дай бог ему здоровья, даже самых упёртых рано или поздно успокоит. Но что-то мне подсказывает, что вся эта «Багама-мама», в отличие, допустим, от ситуации с Быстровым, была чем-то сугубо наносным. Потому что Широков всегда вёл себя последовательно в своей самостоятельности. И, между прочим, на вираж во время огненного беспредела во время матча Лиги чемпионов с АПОЭЛ, когда судья остановил встречу и мог её досрочно прекратить, как раз он. И пусть далеко не всех, но многих этим шагом отрезвил. 

А если кто из спартаковских фанов по-прежнему гневается на Широкова за известный твит про «хрюшек», то вот вам его ответ мне на этот вопрос в интервью ещё глубоких зенитовских времён: «Это по-дружески было написано, позитивно. Если кто шуток не понимает – мне жаль этих людей. У нас в стране многим самоиронии не хватает, они слишком серьёзно ко всему относятся».

Возрождайте, кстати, свой «твиттер», Роман! Без него в нашем футболе определённо всем стало скучнее. И вам самому, по-моему, тоже. 

***

Право, судьба сборной России на ЧМ-2014 могла бы сложиться пусть хоть немного, но иначе, будь Широков здоров. Потому что уверен: его бы в Бразилии не затрясло, он бы не зажался. Ни от давления чемпионата мира, ни от обстановки осаждённого лагеря, созданной Фабио Капелло. Итальянец ведь сам его за эту человеческую независимость вкупе с игровой незаменимостью и уважал – оттого и капитаном сделал… 

А что до незаменимости – мы, увы, убедились в ней в Бразилии. Взрезать скальпелем оборону соперников, даже таких, как Южная Корея и Иран, в нашей сборной без него было некому. А в «Спартаке» некому было это делать аж со времён Алекса. Команда, при Константине Бескове и Олеге Романцеве сделавшая знаменем своей игры интеллект, годы и годы кряду не имела мозгового центра. Хотя могла получить его ещё в межсезонье-2008…

И когда Романцев сейчас говорит, что в его «Спартаке», «Спартаке» 90-х, Широков играл бы в основном составе наверняка, — это очень, очень большой и редкий для этого тренера комплимент. И когда Юрий Гаврилов в нашем разговоре соглашается с моим наблюдением, что во многом Широков по манере игры похож на него, — тоже. 

За появление тогда ещё мало кому известного Широкова в «Зените», очень нехарактерное для питерского клуба, надо сказать спасибо Адвокату. Голландец разглядел его в матче «Химки» — «Зенит», который подмосковный клуб проиграл – 1:4, но у хавбека там получалось многое. Кто считает, что этот тренер приезжал в Россию просто зарабатывать и выезжать на чужом багаже – вот вам доказательство обратного. Не каждый был разглядел – и уж тем более, имея в своём распоряжении такие финансовые ресурсы, в 27 лет пригласил бы. И заделал сначала центральным защитником, которым он и выиграл Кубок с Суперкубком УЕФА. Да, не его позиция, да, непривычно – но тысячу процентов, что широковские понимание футбола и игровой интеллект этот опыт здорово развил. А в полузащиту он пусть не сразу, а со временем, но вернулся. На белом коне. 

В последние два года Широкова, по самым разным версиям – игроцким, тренерским, журналистским, признавали лучшим игроком России. Всего 11 месяцев назад он делал за «Зенит» хет-трик на «Драгау» в квалификации Лиги чемпионов против «Пасуш де Феррейра». Всего три месяца назад отдавал две искусные голевые передачи в матче «Краснодар» — «Спартак», где его будущий клуб был разгромлен – 4:0. А заодно делал своей уверенностью для неопытных игроков «быков» то, за что Сергей Галицкий уже после ухода Широкова сердечно и публично его поблагодарит. И наверняка будет думать, что именно его травма лишила «Краснодар» Кубка России… 

Страшно жаль, что частичный разрыв ахилла лишил такого мастера чемпионата мира. В этом есть какая-то досаднейшая недосказанность. Как и в том, что ни разу в карьере не попробовали на вкус мировые первенства ни Эдуард Стрельцов, ни Фёдор Черенков, ни Давид Кипиани. А из современных футболистов сборной – нет-нет, я не сравниваю, но всё же – ещё Андрей Аршавин. 

«2+1» — срок контракта Широкова со «Спартаком» идеален. Клуб никогда не стал бы заключать многолетний контракт с 33-летним, плюс травмированным на сегодня, футболистом (поэтому и не надо никуда гнать с возвращением на поле – ой как чревато). Футболист такого уровня, капитан сборной, никогда не стал бы подписывать однолетнее соглашение с клубом. Два гарантированных года – отличный компромисс. Если же стороны будут счастливы вместе, то непременно будет и третий. А там – как знать…

Тем более что три года назад Широков озвучил мне идеальную перспективу своего ухода из футбола: «У меня план такой: сыграть на ЧМ-2018 – и закончить карьеру». 

Ох как хотелось бы его расчёта с судьбой за Бразилию-2014. Для этого капитану сборной придётся провести на национальном топ-уровне ещё целых четыре года. Что ж – Семак, Зырянов, а в ближайшие годы и его друг Игнашевич (с ним как раз умные книжки и обсуждают и по театрам ходят) Широкову как источники вдохновения! 

Прав, конечно, Романцев, однозначно одобривший приобретение: в какой-то мере рискуют и клуб, и игрок. Широкову надо до конца вылечить больной ахилл, а потом переломить отношение к себе фанатов, «Спартаку» — адаптировать к себе 33-летнего воспитанника ЦСКА, который лучшие годы карьеры провёл в «Зените». 

Но мы же знаем, чего он достиг с последним. Выиграл Кубок УЕФА и Суперкубок Европы, трижды стал чемпионом России, а разные Кубки и Суперкубки страны на этом фоне выглядят семечками. А насчёт непростого нрава Романцев (как и про Дзюбу, с которым, кстати, у Широкова отличные отношения) справедливо заметил: «Талантливые люди простыми не бывают». Что же до поздней адаптации к новому для себя топ-клубу страны – так разве Пирло не воссиял в «Ювентусе», в 32 перейдя туда после 10 лет в «Милане»?

Широков – человек-адреналин. Без новых вызовов в жизни, кажется, ему становится скучно. Роману нравится идти против ветра, совершать поступки назло всем, начинать с нуля – и выигрывать. Он футбольный кот, который гуляет сам по себе, сам себе клуб. Человек, который, конечно, ошибается и бывает не прав, но, главное, не прогибается – ни под изменчивый мир, ни под какое-либо его бесстыжее, хоть и наделённое властью или силой олицетворение. И заслуживает за эту несгибаемость уважения – по крайней мере, лично моего. Говорить за всех вас права не имею, но верю, что многие поддержат. 

А кто не рискует, тот не пьёт чемпионское шампанское. Да хотя бы кубковое. Пока Широков брал трофей за трофеем, первого у «Спартака» не было уже 13 лет и даже второго – 11. Довольно, правда? Хотя прав и Фёдор Черенков, после серии комплиментов своему коллеге по амплуа заметивший: «В одиночку Широков мой клуб к золотым медалям не приведёт». 

Но это уже другая история, учебник которой нам только предстоит прочитать. А в истории нынешней, с приобретением свободного агента Широкова, «Спартак» сработал образцово. Пусть и с прозрением и с опозданием в целых шесть с половиной лет.

Игорь Рабинер