5 мин.

«Великолепный Фигаро» - Андрей Миронов

 Восьмого марта принято поздравлять прекрасную половину человечества, что мы и сделаем, напомнив им о другой половине рода людского, достойный представитель которого умудрился родиться аккурат в такой знаменательный день... Ну вы уже догадались, о ком пойдет речь - не так ли?

фото

Спектакль московского Театра cатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро», премьера которого состоялась в  том, далеком уже  апреле 1969, забыть невозможно, даже если видел  только его телевизионную версию.

                          Начнем с того, что сама постановка  была невероятно красива...

фото

Когда обсуждалось оформление будущего спектакля, художник Валерий Левенталь принес вместо макета… три мельхиоровые сахарницы. Все эти раскрывающиеся-закрывающиеся дверки, выезжающие фигурки, церемонные лакеи, розы-мимозы великолепно перекликались с волшебной музыкой Моцарта, с его «Маленькой ночной серенадой» и изящными костюмами Вячеслава Зайцева.

                                                        Безумный день, или Женитьба Фигаро ...

У Миронова было три костюма, каждый по-своему выразительный. Там таились маленькие зеркальца, которыми наш солнечный актер пускал солнечных зайчиков в зрительный зал.

                       Выглядело это сногсшибательно, особенно на фоне разговора о политике...

         

Должен сказать, что с самого начала роли были распределены иначе, чем мы могли видеть в телеверсии. Графа Альмавиву начинал репетировать  Валентин Гафт, а его супругой - графиней Розиной, могла стать будущая радистка Кэт и первая жена Андрея Миронова -  Екатерина Градова.

Однако тогда, в конце 60-х, она по каким-то причинам отказалась поступить на работу в Театр сатиры, хотя такое лестное предложение ей было сделано прямо после окончания института. Градова играла роль графини в студенческом спектакле, и очевидцы вспоминают, что она была прелестной Розиной — настолько нежной, обаятельной и  красивой, что оставалось загадкой, с какой такой стати незадачливый граф волочился за Сюзанной, когда рядом было такое сокровище. 

Но сокровище это не украсило спектакль и, в результате, юную Розину репетировала и играла 44-летняя Вера Васильева, которую острый на язык Гафт в процессе работы частенько (и не без основания), обзывал сибирским валенком.Сменилась позже и Сюзанна, предмет воздыханий графа и Фигаро. Ею стала недавняя студентка Нина Корниенко...

 

Дуэт Валентина Гафта и Андрея Миронова заслуживал в том спектакле особого внимания. Это был настоящий поединок, конфликт, высекавший искры и состоявший из массы замечательных, смешных и парадоксальных нюансов. Крупные актеры, что называется, «держали» постановку, находя для своих героев новые и неожиданные краски.

     Премьера прошла достойно, хотя настоящий шумный успех приходил постепенно...

фото

К нему шли, нащупывая пути, чутко откликаясь на реакцию зрительного зала. В этот период, после одного трудного из трудных «Фигаро», Плучек устроил разборку, на которой больше всего досталось Гафту: «Вы никакой не граф. По сцене ходит урка!» На следующий день Валентин Гафт подал заявление об уходе из театра, и ноги его там больше не было.

(Не нашел, к сожалению, записи с Гафтом в этой роли )

Зато в театр пришел Александр Ширвиндт, к которому и перешла роль графа, а  его неповторимая вялость и фирменные интонации пришлись весьма к месту. Он и Сюзанну добивался как-то по инерции, и с Фигаро спорил скорее по обязанности. И делал все это весьма смешно и убедительно на контрасте с эмоциональным, импульсивным Мироновым. Спектакль с успехом шел 18 лет.

фото

Андрей Миронов играл Фигаро несравненно. Он действительно был особенным — слишком умным и не слишком веселым. По сравнению с другими севильскими цирюльниками — беззаботными и белозубыми, он был странно сосредоточен и виртуозно остроумен. Он нашел в этой роли удивительную гармонию, позволявшую ему быть одновременно искрометным и удивительно трогательным. Он поднимался до трагических высот, не позволяя, однако, проступить ложному пафосу.

Конечно, он менялся и  менялся его Фигаро: становился чуть менее резвым, чуть более рассудочным, не так горячо верящим в справедливость. Но актер всегда очень любил эту роль, ему было уютно жить в этом спектакле... 

                                                                     Запомните его таким...

 

"Поверьте мне, что люди, которые ничего ни из чего не желают сделать, ничего не достигают и ничего не стоят"   Пьер Огюстен Бомарше    

 Андрей Миронов умел все! Happy Birthday!                                                          

фото