11 мин.

Тоска по невозможному - Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet

  А между прочим, сегодня 1 марта! А это означает, что Весна пришла, несмотря на такие разные по силе эмоций зимние потрясения и не только в нашем королевстве. Все-таки как здорово, что хоть в природе есть постоянство - уже как-то спокойнее, когда видишь, что зима по-прежнему сменяется весной, а не осенью, к примеру...

фото

А заодно вспомнилось, что "лучшая пятница на неделе" закончилась и можно с чистой совестью встретить уикенд и абстрагироваться от негатива. Попробуем взглянуть на мир позитивнее, тем более, что искусство Антонио Гауди и есть позитив в чистом виде, кто бы там что не говорил - даже если это признанные авторитеты, вроде Оруэлла, к которому мы ещё вернемся.

Перенесемся в Испанию и пусть лучшие гитаристы нам помогут её понять и почувствовать...

                                                         Paco De Lucia, Al Di Meola and John McLaughlin 

 Не так давно здесь упоминалось, как Антонио высказался на защите своей дипломной работы...Сейчас можно рассказать о ней поподробнее - она того стоит.

Для начала учтем, что в общей сложности Гауди учился архитектуре десять лет, поражая преподавателей неординарностью мышления, особым видением мира, строптивостью поведения и оригинальностью идей.

Темой для своей дипломной работы Антонио выбрал ворота кладбища... Проект больше говорил о философии восприятия мира студентом, чем о его архитектурных познаниях. Ворота в исполнении Антонио Гауди представляли собой мощную триумфальную арку, через которую отправлялся в последний пусть усопший. 

Это были ворота крепости – они разделяли мёртвых и живых, однако свидетельствовали, что вечный покой – всего лишь награда за достойную жизнь

фото

После блестящей защиты председатель комиссии, знавший выступавшего как одного из наиболее упрямых и заносчивых студентов, воскликнул: «Перед нами либо гений, либо сумасшедший!», - на что сам выпускник саркастически ответил: «Похоже, теперь я архитектор…»

(Воот! Калатраву если вспомнить - тоже сам себе режиссер!)

Мыслил Гауди системно и всегда конкретно, представляя архитектуру как продолжение человеческой жизни.

Его убеждения были простыми и крепкими убеждениями мастерового: зодчий полагал, что каждый человек должен жить и умереть у себя на родине, а каждая семья — иметь свой дом.

«Снимать жилье — все равно, что эмигрировать», говаривал мастер… Сам Гауди, не имея ни семьи, ни собственного дома, все 74 года своей жизни, полвека непрерывного труда отдал Барселоне. Выезжал ненадолго и неохотно… Мог много лет подряд носить один и тот же костюм, правда, неизменно вычищенный, — оттого и выглядел нищим.

При любых заработках питался скромнее, чем поденщик: свежим салатом, фруктами и молоком. Впрочем, и такие «блюда» не всегда бывали на его столе.

Фонари для Королевской площади; уличные туалеты; оформление магазинных витрин… Скромным было большинство заказов, с которых начиналась карьера 26-летнего дипломированного архитектора...

                                                               Уличный чугунный фонарь 

                                 

фото

Из ранних проектов сохранился только  этот фонарь. Он  стоит на мраморном постаменте со шлемом Меркурия в знак коммерческой успешности Каталонии.

Однако, благодаря им, Гауди был замечен и оценен богатым промышленником, графом Эусебио Гуэлем-и-Басигалупи. Дон Эусебио пригласил молодого мастера к себе для переговоров о возможном обновлении родового поместья…

(Вот как важно встретить "своего" мецената!)

Так завязались отношения знатного каталонца с никому не известным зодчим из провинции, переросшие в глубокую дружбу, продолжавшуюся до смерти графа в 1918 году. Дворец и парк, особняки и павильоны, — все это, выстроенное на средства Гуэля и для его семьи, стало коллекцией шедевров, принадлежащих Каталонии и всему миру.

Граф сделался благодетелем Гауди, позволив ему обрести свободу самовыражения, дав возможность одеть камнем самые фантастические и дерзкие проекты...

«Гауди — это наше все», до сего дня говорят барселонцы. Нет ни одной фигуры в каталонской культуре, которую можно было бы поставить рядом с этим гигантом. Разве что титаны эпохи Возрождения признали бы его своим братом по духу...

Камень для него был живым существом, с ним он работал как художник, скульптор и архитектор одновременно. Дом он не строил, он его выращивал как дерево и ваял как скульптор, обладая абсолютным чутьем художника и абсолютным вкусом, сформировавшимся еще в детстве, когда он наблюдал за природой, облаками, морем и песком

                                             Rachmaninov - piano concerto No.2 (Adagio sostenuto)

                                                                      Каса Висенс

 

фото

Возведение Дома Висенса стало первым крупным заказом тридцатилетнего архитектора, первым триумфом и первой большой удачей, хотя дом по сравнению с позднейшими работами Антонио Гауди очень прост.

фото

Однако, за счет оригинальной облицовки и благодаря сочетанию материалов, он выглядит как красивая разноцветная шкатулка для драгоценностей, выполненная в  восточно-мавританском стиле...

 

фото

                                                                      Casa de los Botines Леон, Испания

 

фото

В городе Леоне, по заказу текстильных коммерсантов Фернандеса и Андреса, Антонио  соорудил великолепный четырехэтажный дом с конторами, магазинами, апартаментами владельцев и квартирами для сдачи внаем; то ли по желанию заказчиков, то ли по собственному капризу, «вечный ребенок» Гауди уподобил центр торговли замку с мощной кладкой, готическими окнами и фигурой святого Георгия, поражающего дракона.

                                                           Епископский дворец-замок — главный фасад

 

фото

Следующей работой по заказу церкви — епископа Грау, стал новый епископский дворец в Асторге, в провинции Леон. На осуществление такого проекта требовалось разрешение академии изящных искусств в Мадриде; своенравный, упрямый каталонец отстаивал буквально каждый штрих в своих чертежах…

А список «светских» построек мастера можно продолжать долго - Антонио быстро вошел «в моду» у толстосумов и не выходил из нее до конца жизни.

                                                                             Дворец Гуэля

 

фото

Как и большинство творений мастера, дворец столь же практичен, сколь и пышен с виду. Польза и красота сочетались Гауди в пропорциях тончайших и верных… Огромные входные арки позволяли экипажам легко въезжать и спускаться по винтовому пандусу в конюшни, расположенные под домом.

Просторен главный зал, завершенный куполом с отверстиями, даже днем создающими впечатление звездного неба. Дворец — не храм: но смело поставлен в зале орган — на верхнюю галерею, чтобы музыка лилась, точно из надземных сфер…

фото

Все, от изумительной лепки потолков до колонн сорока разных форм (!), от балконных перил до ручной отделки столовой, до многих предметов мебели, здесь разработано неистощимым Гауди!

 

фото

                                                                                 Парк Гуэля

                                                                                     Дом Мила                                                                                                                                                                    

                                                           

фото

                                                               Barselona Gaudi's architecture

                                                                                                                                           

                                                              Несогласные или неблагодарные

Оценка Гауди, как правило, основана на не­ведении. Пренебрежительную точку зрения анг­личан наиболее полно выразил сэр Николас Певзнер, не включивший Гауди в свою работу «Пио­неры современного дизайна».

Ивлин Во даже не нашел в себе сил выйти из такси, чтобы взгля­нуть на творение Гауди. Один каталонский писа­тель удачно пошутил на эту тему: «Не соглашайтесь с их суждениями, но и не противоречьте им в открытую. Пусть сами съе­дут вниз по склонам архитектурного экспрессио­низма».

А вот и Оруэлл! Его неприятие было более эмо­циональным.

В «Памяти Каталонии» он писал: «Я пошел взглянуть на собор (именно так!), современный собор, который можно считать од­ним из наиболее уродливых сооружений в мире. Четыре его торчащих шпиля по форме в точнос­ти напоминают бутылки из-под рейнвейна. В от­личие от большинства церквей в Барселоне он не был разрушен во время революции — говорят, его пощадили из-за «художественной ценности». Думаю, анархисты проявили дурной вкус, не взо­рвав его, когда им представилась такая возмож­ность...»

(Мдаа...И это он сказал о Саграда Фамилиа...)

Ну, всем не угодишь, а между тем Антонио стал главным архитектором  и исполнителем  Собора Саграда Фамилиа  в 32 года и посвятил ему всю оставшуюся жизнь. Собор Святого Семейства - альфа и омега исканий Антонио Гауди, opus magnum  всей его жизни; труд, которому зодчий отдал свыше сорока лет!

Строительство длилось десятки лет не только из-за своего колоссального объема, задуманного автором. Основатели храма, члены Ассоциации паломников святого Иакова, решили, что их детище будет сооружаться лишь на милостыню и пожертвования граждан. А пожертвования шли медленно… Сам Гауди принимал участие в сборе денег по подписке.

Храм замышлялся не только как посредник между небесами и землей, но и как поле боя для чувств.Однажды Гауди сказал, что «слух соответствует вере, а зрение — славе, поскольку слава — это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Саграда Фамилия является яркой иллюстрацией этих стремлений...

                                                                            SAGRADA FAMILIA

В гипсовой модели Саграда Фамилиа возвышаются двенадцать башен, и посредине главная башня (она еще не достроена). Главная башня символизирует Христа, а башни поменьше — двенадцать апостолов. Находкой Гауди стала параболическая форма башен. Спиралевидные проемы башен устремляют взгляд зрителя вверх, но движение тут же приостанавливается закругленными вершинами.

По задумке Гауди центральная, самая высокая — 170-метровая башня по ночам должна освещаться прожекторами, установленными на двенадцати апостольских башнях. Еще один источник света должен быть установлен на капители самой высокой башни. Тогда свет будет излучать венчающий башню крест — как символ одного из основных постулатов Христа: «Я есьмь Свет Миру».

Гауди прекрасно понимал психологическое воздействие и важность звука, особенно в церковных постройках.

Гауди годами экспериментировал с формой удлиненных колоколов для собора. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована так, чтобы функционировать как грандиозный орган. Предполагалось, что ветер, проходя через отверстия башен, будет звучать как настоящий хор. «Звучащий камень пытается спеть рождественский гимн», — писал Марагалл в 1900 году.

Cедьмого июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Играл оркестр, «отцы города» произносили речи, толпа теснилась, завороженно созерцая движение ярко-красного вагона.

Лишь одно событие слегка омрачило солнечный день: через несколько часов после пуска трамвай нашел свою первую жертву!

Ею оказался плохо одетый старик без документов. Пострадавшего отправили в больницу Святого Креста, предназначенную для бедных и бездомных, неподалеку от собора Саграда Фамилиа. Там старик и умер. Тело его уже собирались отправить в общую могилу, — когда одна женщина случайно узнала покойника…

И ужаснулась Барселона! Только что она чуть было не совершила величайшее в своей истории кощунство. "Плохо одетый старик" оказался гениальным основателем всемирного стиля «модерн», создателем архитектурного лица каталонской столицы, гордостью испанской земли, зодчим и скульптором Антонио Гауди

                                                

фото

                                                           Carl Orff - O Fortuna ~ Carmina Burana

                                                                      

Все построенные Гауди сооружения находятся под охраной ЮНЕСКО. Более высокой чести никакие рукотворные памятники не удостаиваются…

 O Fortuna...

фото

 Нам очень помогли  здесь - http://gaudi-barselona.ru/index/