7 мин.

Просто классический пост - «Weihnachts-Oratorium»

 

фото

 На самом деле, я собирался сделать пост с Рождественскими гимнами, рассказать историю их возникновения и предложить послушать самые проникновенные из них. Но планы мои поменялись - оказалось, что на нашем спортсе людям не хватает настоящей классической музыки, что приятно удивляет и радует.

Чтобы все-таки получилось одновременно академично-классически и Рождество отметить, обратимся к основе основ, а это он:

                                                                 Иоганн Себастьян Бах

                                                                                                                               

фото

Мы уже как-то рассказывали о нем, но тогда хотелось показать не забронзовевшего классика, а просто человека:

"Он был скромным органистом и капельмейстером. Была у него большая семья, были долги и была постоянная трудовая жизнь. Когда он умер, человечество утратило часть своего детства, но тогда этого оно еще не понимало. Человечество не всегда сразу понимает свои потери..."

Вспомнили? Сегодня  мы расскажем немного иначе.

                                                        Хорошо темперированный клавир

фото

Темперированный строй, в отличие от натурального, основан на делении октавы на двенадцать равных полутонов.

                                                              Вот так выглядит октава

                   

фото

 

Двадцать четыре прелюдии и фуги, составляющие первый том “Хорошо темперированного клавира”, - по сей день непревзойдённые образцы полифонической клавирной музыки. 

Бах писал ХТК, желая внедрить в художественную практику умение пользоваться всеми тональностями темперированного строя, о чём сам объявил в следующих выражениях: “Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги, расположенные по всем тонам и полутонам.Написанные для пользы и употребления жадной до учения музыки молодёжи, особенно же для препровождения времени тех, кто уже искусен в этой области”. 

Но, для примера я выбрал одну из самых популярных:

                                                                  Прелюдия и фуга c-moll

                                                                                                                                                                       

фото

 

                                   

фото

                                                       Bach - Prelude & Fugue No.2 in c-moll

Обратите внимание - во второй половине прелюдии подчёркнуто чёткое движение сменяется широкими арпеджированными пассажами. Затем движение останавливается – следует короткий эпизод (всего один такт), напоминающий речитатив.

Что вам это напоминает?

Как видите, в нотах нет никаких указаний - ни темпа, ни нюансов, ни педали, ни ещё много чего. А почему так и как это все играется, нам поведает знаток серьезной классической музыки - El2013, которого я пригласил - он намного лучше меня разбирается в тонкостях клавирного творчества и  расскажет все это доходчиво и интересно - он любит писать пространно. Надеюсь вам понравится.

А теперь, чтобы совсем не оставлять без десерта своих друзей, напомню вам тот допрос, который устроили Иоганну его занудные церковные начальники...

фото

(Почитайте их вопросы - они вам никого не напоминают? Обратите внимание на слог и обилие латыни)

 Допрашивался органист Новой церкви Бах о том, как он недавно  уезжал на такое продолжительное время  и у  кого он на сие испрашивал разрешение.

  "Ille (Он(). Сказал, что был в Любеке, с целью научиться там    кое-чему из своего искусства, на что испросил на сие сперва    разрешение у господина суперинтенданта.  

 Dominus Superintendes (Господин суперинтендант) - Он испросил таковое только на четыре недели, а в отсутствии пробыл чуть ли не в четыре раза больше.  

 Ille (Он) - Надеется, что лицо, поставленное им за себя, вело игру на органе таким образом, что не могло быть никаких поводов к жалобам.   

 Nos (Мы) - Ставим ему на вид, что он до сих пор вводил в хорал много странных Varitiones (вариаций), примешивал к оному много чуждых звуков, чем община была confudir'ована (приводима в  смущение).  

( Думаю, что имелось в виду  что-то вроде этой "Шутки"...)

                                                            И.С. Бах. «Шутка» из сюиты №2 

Слушаем дальше:    

...Сверх того, весьма неприятно поражает то обстоятельство, что по его вине до сих пор совсем не было (совместного) музицирования, поелику он не хочет comportir'оваться (вести себя как следует) с учениками. Ввиду сего ему надлежит заявить, намерен ли он играть с учениками как Figural (полифоническую), так и choral(хоралы)  

 ...Ille (Он) - Пусть ему дадут добросовестного... Direktor'а (директора), а за игрой дело не станет.  

 Eodem (О том же)  Появляется ученик Рамбах, и ему делается также замечание по поводу desordres (беспорядков), каковые до сих пор между учениками и органистом происходили.    

Ille (Он) - Органист Бах играл раньше слишком долго, но после того, как по этому поводу ему было сделано господином    суперинтендантом замечание, перешел в другое extremum (крайность) и стал играть слишком коротко.      

"Nos (Мы) - Делаем ему выговор за то, что в прошедшее воскресенье он во время проповеди ушел в винный погребок.    

Ille (Он) - Признает свою вину и говорит, что сие больше не повторится и что господа священники уж и так сурово на него за это смотрели.    

...Nos (Мы) - Ему придется в будущем изменить свое поведение к лучшему, чем это было до сих пор, иначе он лишится всего хорошего, что ему предназначалось...

              Кофейная кантата на завтрак...На ланч - из «Страстей по Матфею» дуэт.                       Бранденбургский концерт на обед и Двойной скрипичный - на ужин...

(Ну, поскольку уже ночь, то только скрипка Когана подходит - для Volodur(а) Правда, Баха не нашел, но зато  Глюк нашелся. Заодно и сравните...)

                                                                        Kogan plays Gluck's Melodie                                                                                                                                                                                                                       

 

                                                             J.S. Bach - Christmas Oratorio 

фото

 В Рождественской оратории отсутствуют конкретные действующие лица и события, есть лишь лирические размышления о них, соединенные между собой речитативами Евангелиста. 

Сюжет, заимствованный из Евангелий от Луки и частично от Матфея, вероятно был соединен и отредактирован самим композитором, а автор стихотворных текстов - неизвестен.

Рождественская оратория представляет собой собрание из шести кантат, каждая протяженностью 30 минут, проникнутых одним настроением и объединенных последовательным развитием сюжета. Рассказ о рождении Младенца распределен по шести частям оратории.

                                                   И.С.Бах - "Рождественская оратория"

 

4-я часть  содержит, среди прочих, знаменитую арию сопрано  и очень сложную в техническом отношении теноровую арию «Тебе воздать, Спаситель мой» 

                                                                  «Мой Спаситель, Твое имя» 

Говорят, что к Баху можно подниматься всю жизнь и никогда не подняться, так он высок и велик. Но идти к нему надо - стараться, по-крайней мере...

 Всех католиков с Рождеством!

фото