Йохан Кройфф: «Мне нравится футбол». Глава 16
Barcamania.com продолжает публикацию книги Йохана Круиффа «Мне нравится футбол», которая печаталась в 2003 году в еженедельнике «Футбол» и была переведена на русский язык Андреем Скворцовым.
Автор: Majk
По поводу владения мячом также говорится много глупостей. Смысл фразы «владеть мячом» не ограничивается его удержанием; недостаточно просто владеть мячом, нужно еще и знать, что с ним делать. Когда я говорю, что мы владеем мячом, а соперник – нет и по этой причине не может забить, это означает, что на нашей стороне также и инициатива в матче, и игра развивается по написанному нами сценарию. Если мяч у меня, то соперник пытается отнять его, раскрываясь при этом и оголяя свои тылы. Допустим, если мы выигрываем со счетом 1:0 и продолжаем контролировать ход игры, то вынуждаем соперника идти на риск, что увеличивает вероятность его ошибки.
Другое футбольное правило гласит, что никогда нельзя держать слишком много игроков впереди без мяча, а также передерживать мяч в обороне. Почему? Потому что в теории уровень технической подготовленности защитников ниже, чем у центральных полузащитников, которые распоряжаются мячом основную часть времени. В связи с этим важно, чтобы центральные полузащитники были «технарями», и в идеале нужно иметь в средней линии на одного игрока больше, чем соперник. Сейчас в основном принято играть с двумя футболистами этого амплуа, тогда как я в свое время выпускал сразу четверых, и все четверо умели обращаться с мячом. Главное отличие того времени от современности состоит в том, что ни один из них не располагался позади мяча, не отставал от развития игры. Ни Эусебио, ни Гвардьола...
На поле важно предоставлять игрокам свободу действий. Иногда болельщики напоминают мне, как в «Аяксе» конца 70-х и в сборной Голландии существовала практически неограниченная свобода, и футболисты играли раскрепощено, словно летая на крыльях. И хотя это очень похоже на правду, никогда не стоит забывать о том, что все это было в рамках порядка. Любой игрок мог пользоваться этой свободой, но каждый раз только один-единственный. Если «свободным художником» становился Кайзер, по крайней мере пять футболистов должны были прикрывать тылы и при необходимости его подстраховывать. Если полузащитник предпринимал атакующий выпад и наносил удар по воротам, кто-то из нападающих должен был занять его позицию. Возьмем, к примеру, «Барселону», в которой играли Гвардьола, Лаудруп, Бакеро, Эусебио. Если Эусебио отправлялся вперед, пользуясь той свободой, о которой мы говорили выше, считалось само собой разумеющимся, что кто-то возьмет его зону под свой контроль. И при этом разрыв между линиями неизменно сокращался.
Я считаю, что максимальная дистанция в футболе, которую должен пробегать игрок, равняется десяти метрам. Вернемся к той «Барселоне». Как вы думаете, кто в ней посвящал оборонительным действиям времени больше, чем все остальные? Ромарио. Почему? Потому что у Ромарио была только одна задача в обороне: заставлять вратаря вводить мяч с того места, где он его взял в руки. Ромарио должен был прессинговать голкипера, и если ему это удавалось, наша оборонительная линия располагалась на десять метров вперед, и мы отвоевывали у соперника территорию. Если же он спал на ходу, был невнимателен или же тратил время на споры с арбитром, вратарь мог выйти к линии штрафной площади на 16 метров от ворот, и линия нашей обороны откатывалась минимум на 10 метров назад.
Продолжение следует…
Оглавление
Глава 1. «Играть хорошо — это значит правильно выполнять все движения»
Глава 2. «Лучший способ научить ребенка играть в футбол — это не запрещать, а подсказывать»
Глава 3. «Нужно возродить исконный дух футбола»
Глава 9. «Там, где много денег, обычно полно стервятников»
Глава 10. «Раздевалка намного главнее Совета директоров».
Глава 15. «Нельзя применять к футболу методы баскетбольной статистики»
Глава 16. «Недостаточно просто владеть мячом, нужно еще и знать, что с ним делать»