8 мин.

Самый высотный пост - «А Москва слезам не верит...»

  Творения Андреа Палладио -  красота на века... Но, время не стоит на месте - перенесемся в родные пенаты и посмотрим, какой "застывшей музыкой" поражает наше не столь уж далекое прошлое.

фото

Высотные здания, ставшие визиткой столицы всея России (ну, помимо Кремля) - впечатляют не меньше, чем то самое здание в Нью-Йорке, которое настолько запало в сердце Отца народов, что заставило повелеть немедленно начать  возведение зданий ещё круче.

А как все начиналось?

                                                                   Вспомнить все!

(Под самую бодрую музыку, конечно)

                               

Творческие люди эпохи авангарда 1920-1930 гг. отвергли принцип «искусство ради искусства» и решили, что отныне оно должно служить исключительно практическим целям.

Гинзбург и Милинис в 1928-30 гг. построили на Новинском бульваре дом-коммуну сотрудников Наркомфина. Дом спроектирован так, что в нём можно жить, так сказать, не отрываясь от производства: несколько корпусов выполняют разные функции. Есть жилая зона, столовая, спортивный зал, библиотека, корпус общественного обслуживания, ясли, детский сад, мастерские.

фото

 Геометризм, плоские крыши, обилие стекла, нетрадиционные формы, полное отсутствие декора – вот отличительные черты этой архитектуры.

Конструктивизм также был реакцией на дворянскую и купеческую архитектуру, надменную, помпезную и классически-традиционную. Необычными в новых зданиях были не только формы, но и сами типы этих строений: дома-коммуны, общежития, фабрики-кухни – всё это отражало утопические идеи о новой, революционной жизни, где нет места ничему буржуазному, индивидуальному, а всё совместное, в том числе и быт, и даже воспитание детей. 

Быт, работу и творчество пытался объединить и главный архитектор русского авангарда Константин Мельников в своем знаменитом доме-мастерской в Кривоарбатском переулке. 

                          

фото

Архитектор был очень привязан к своей семье и хотел соединить мастерскую и жилые помещения и одновременно максимально усовершенствовать быт. На лекции, посвящённой этому шедевру конструктивизма, рассказывали много интересных вещей. Например то, что Мельникову казалось упущением, что человек столько времени проводит без дела – во сне. Он работал над тем, чтобы как-то найти применение сну, но так и не нашёл. 

 В районе Арбата находится также первый советский небоскрёб – здание Моссельпрома, расписанное лозунгами Маяковского Александром Родченко.

                             

фото

В доме размещались склады, администрация московских продуктовых магазинов, часть здания была жилой. Кроме лозунгов, Родченко поместил на стене рекламные изображения: конфеты «Мишка косолапый», молоко и пиво «Друг желудка», папиросы «Герцеговина Флор»

Сегодня все знают, что такое сталинская архитектура. Это то, что строилось в СССР после авангарда и конструктивизма, НО до Хрущевской "борьбы с излишествами" и  тотальных брежневских железобетонных чудес зодчества

фото

                           Самое время отвлечься и посмотреть, как это происходило...

                            

                                         Перенесемся теперь "к ним"  - за бугор...  

фото

Сто пятьдесят лет назад в Нью-Йорке мистер Отис установил первый лифт в этом пятиэтажном здании на Бродвее в 1857 году. Лифт работает до сих пор...

(Даа...а нам и не снилось )

Лифты натолкнули на мысль строить здания повыше. После изобретения стальных каркасов дела пошли вверх. Первым небоскребом считается это прекрасное здание 1884 года в Чикаго (сначала было высотой в 10 этажей):

                             

фото

 Тогда еще нельзя было сказать, где недвижимость в XXI веке будет дороже - в Нью-Йорке или в Чикаго, поэтому кинулись строить небоскребы и там, и там.                                         

                                          Нью-Йорский стиль был таким (1900)

                            

фото

А архитектор из Чикаго построил в Нью-Йорке здание-утюг (одно из самых потрясных на свете до сих пор) в чикагском стиле (1902)

                           

фото

Народ начал жаловаться, что из-за небоскребов улицы были темными даже днем. Жаловались долго -  пока в 1914 году капиталисты не построили 40-этажное офисное здание размером с квартал.

                            

фото

                                                        А в это время в Москве...

 

фото

(Убиться, какой контраст...но своя прелесть тоже присутствует)

А за бугром народ взвыл окончательно, поэтому пришлось в 1916 году вводить запрет на строительство больших плоских поверхностей, а вместо этого предписывалось строить все небоскребы с уступами (сэтбеками). Таким образом был найден компромисс между плотной и высокой застройкой и солнечным светом и воздухом на улицах.

                                 

фото

                                   Теперь самое время спеть "Нью-Йорк, Нью-Йорк!

                             

                                                         Панорама Нью-Йорка (1930 г.)

 

фото

А в Чикаго поплевали на жалобы людей и там продолжили строить в чикагском стиле. Поэтому сегодня Чикаго совсем не похож на Нью-Йорк

                                                                                    

фото

                                                   Мда...Зато мафия там была крутая...

                                                                                                                                                      

  В 1914 году в Нью-Йорке было закончено здание для муниципальных служб в неоклассическом стиле...     

                              

фото

Товарищ Сталин, когда увидел это здание, влюбился в него с первого взгляда. Конструктивизм, авангард, арт-деко (не успевший дойти до СССР) пошли  "налево" строевым шагом. Вместо них все архитекторы должны были изучить Муниципальное здание и научиться делать так же.                                                          

                                                          И понеслась  душа в рай...

(Проект дворца Советов, насколько понял)

                                  

фото

                                      Ну, вот и дом, где и над "хлебом и зрелищем" ...                  

фото

                                                                            МГУ    

 

фото

Сталинские высотки возвышенны и декоративны, по-имперски светлы и украшены - с башенками, колоннадами, уступами и скульптурами людей...После войны нужно было строить новые здания, вселяющие уверенность в советского человека.

фото

Вряд ли хоть один советский человек знал, почему сталинская архитектура именно такая. И откуда у нее взялись уступы.

фото

Между прочим, после войны и до смерти Сталина, в Москве запрещено было строить жилые здания ниже восьми этажей. 

                           Ну, а теперь строят, кому как захочется... Демократия!

                                 Закончим тоже в мажоре - Газманов поможет

                         

 Небоскребы, небоскребы...:)

фото

Мне очень помогли здесь, за что им grand merci - http://tema.livejournal.com/1039115.html