Берлинская стена Фабио Каннаваро
-Расскажи нам о старте своей карьеры в «Наполи», клубе, из твоего родного города. Должно быть, это одна из тех прекрасных историй, когда мальчик, подающий мячи своим кумирам, в один незабываемый день стал их партнером по команде. - Футбол вошел в мою жизнь с ранних лет, оставив минимум времени для занятий в школе. С годами улица и детские площадки сменились полноценным футбольным полем — моя юношеская карьера началась в команде Неаполя, а уже потом я оказался в «Наполи».
Да, ты попал в точку — на протяжении нескольких лет я действительно дежурил у кромки поля, подавая мячи во время официальных матчей.
- Давно не секрет, что идолом твоего детства был Марадона. Также известна история, рассказывающая о том, как юный Каннаваро «вставил» своему кумиру на одной из тренировок, заслужив немало упреков со стороны партнеров по команде и сотрудников клуба. Но тогда Марадона лично тебя защитил, поддержав юношеский энтузиазм. Можешь что-нибудь добавить о том инциденте? - Да особо нечего, все было именно так, как ты говоришь. Лишь замечу, что Марадона не просто величайший футболист, но и достойный человек. Он всегда в первую очередь защищал интересы товарищей, а потом — уже свои собственные.
- Ты и твой брат, Паоло, росли вместе, играя в футбол на улицах. Так сложилось, что во время своего дебютного матча за «Парму» Паоло вышел на поле, заменив именно тебя. Не жалеешь, что вам так и не удалось как следует поиграть бок о бок на профессиональном уровне? - Не стоит гневить судьбу, ведь тот факт, что два брата стали профессиональными футболистами на таком уровне, уже огромная удача. Паоло было особенно тяжело — ему приходилось работать вдвойне, дабы публика запомнила его, как «Паоло Каннаваро», а не как «младшего брата Фабио». Конечно, я бы с радостью сыграл в составе сборной Италии рядом с братом.
- Фабио, ты был частью той «Пармы», которая навела шороху даже в Европе. А что скажешь о нынешней ситуации в Серии А, представителям которой приходится тяжко на международной арене? Согласен ли с тем, что уровень чемпионата Италии скатился вниз, ведь ты лично был свидетелем «золотых времен» доминации. - Любой период сочетает в себе как позитивные, так и негативные моменты. А когда мы вспоминаем о прошлом, то зачастую говорим себе: «Эх, раньше были времена…» На самом деле, все не так просто и однозначно. На сегодня Италия имеет перспективную сборную, в которой прекрасные ветераны удачно взаимодействуют с многообещающими талантами.
Что касается клубного уровня, единственное отличие — в наш чемпионат не приходят богатые шейхи или россияне, готовые инвестировать огромные суммы. Было бы неплохо, если б итальянские бизнесмены обратили внимание на наш футбол.
- Среди всех клубов, в которых ты играл, период в «Интере», пожалуй, был самым неудачным. Что пошло не так? - Проблемы со здоровьем. У меня был микроперелом ноги, который не сразу определили. По сути, одно время играл на 50% от своих возможностей.
- Вернемся к сборной. Насколько тяжело было сохранять концентрацию во время ЧМ-2006, когда на родине бушевали страсти по следам Кальчополи? Один из ваших бывших партнеров, Джанлука Пессотто, даже пытался закончить жизнь самоубийством… - Сразу скажу, что ситуация вокруг Пессотто произошла не из-за футбола, у него были личные проблемы.
Конечно, в теории, давление на нас было невероятным, но внутри каждый из нас знал, что добывал те победы на поле честным путем. А Марчелло Липпи превосходно изолировал команду от всех проблем.
- Наверное, Кубок мира над головой — стал самым памятным моментом в твоей карьере, но кроме этого, можешь выделить запомнившийся эпизод во время Чемпионата в Германии? - В ночь после финала я отправился в кровать вместе с сыном с Кубком в руках. Разумеется, мы не спали. Именно тогда я осознал, что покорил вершину профессиональной карьеры футболиста — это чувство невозможно забыть.
- В 2006 году еще одна награда оказалась в твоих руках — «Золотой мяч». Многие считают, что о защитниках обычно забывают, когда дело доходит до «раздачи слонов». И вообще, бытует мнение, что уровень игроков обороны постепенно падает. Защита перестала быть искусством, ставка делается на атакующие действия. Что скажешь? - Как говорят в Америке: «нападающие продают билеты, а защитники выигрывают матчи!» Тем не менее, ты прав, современных защитников больше обучают комплексным, позиционным действиям, игра один в один ушла на второй план. Сейчас, если ты упустил оппонента, больше будут говорить об ошибке в системе игры, а не индивидуальной.
- Если оглянуться на твою карьеру в «Ювентусе», жалеешь о том, что перешел в «Реал» по итогам последствий Кальчополи? Как это отразилось на твоих отношениях с фанами «Юве»? - Я профессиональный футболист, который никогда не был символом «Ювентуса». Не являюсь им и сейчас, но в составе «Старой Синьоры» я выиграл два чемпионских титула, у нас было очень сильная команда.
- Как в клубах, так и в сборной у тебя было множество сильных партнеров по обороне — кого бы из них выделил? Также скажи, против кого было сложнее всего действовать? - Ой, действительно тяжело составлять подобные рейтинги, но пускай будет так: Феррара, Тюрам, Костакурта и Мальдини. А самый сложный оппонент — Роналдо. Бразилец, конечно!
- Выделишь досадные пропущенные голы, свои самые серьезные ошибки? - Да нет, я их все вычеркнул из памяти! (смеется)
- Среди нынешнего поколения итальянских защитников, кто больше остальных похож на тебя? - Андреа Барцальи.
- Что можешь вспомнить о выступлениях за Аль Ахли? Насколько сильно азиатский футбол отличается от европейского? - Это был очень позитивный опыт для меня и моей семьи. Он помог мне завершить карьеру без лишнего стресса и сожаления. Поверьте, после 20 лет профессиональных выступлений — это не так просто.
Очевидно, что футболу в Азии не хватает опыта — они отстают в тактической и физической подготовке, но со временем сей пробел будет восполнен. Корея и Япония уже сейчас могут похвастаться классными футболистами. Например, мой хороший друг — Хидетоши Наката.
- Расскажи нам немного о вашем благотворительном фонде «Каннаваро — Феррара», насколько активно ты вовлечен в его работу? - Фонд занимается открытием спортивных центров для малообеспеченных детей Неаполя. Мы много чего успели сделать, за конкретными результатами можно проследить на нашем сайте.
К слову, в этом году мы организуем мой прощальный матч, в котором будут участвовать Чемпионы мира 2006 года и многие другие звезды футбола, с которыми я пересекался в течение карьеры. А вся прибыль от поединка будет направлена в помощь на реконструкцию музея Науки в Неаполе, разрушенного пожаром.
- Если тебя попросят составить команду из любимых игроков, с которыми тебе довелось поиграть — какой она будет? - По очевидным причинам, позвольте мне не отвечать на данный вопрос — у меня слишком много друзей по всему миру. Дабы полностью вас не разочаровывать, скажу, что в воротах однозначно будет Буффон, а роль плеймейкера достанется Пирло. Ну а в центре обороны — конечно, я!
Беседовал Амлан Маджабар, Thehardtackle.com Перевод и адаптация Александра Веселова