Инновационные подходы к оценке овладения футбольной техникой
Возникает вопрос: каким образом определить основные параметры и критерии оценки овладения техникой движений в футболе (если, разумеется, эти движения тренируются и совершенствуются в различных видах легкой атлетики). Преподаватель физического воспитания высшего учебного заведения нет времени на решение этой дидактической задачи, а арсенал методов и средств, включая технические, ограничен слабым материально-техническим обеспечением.
Данные специальной литературы, изучение передового опыта специалистов, а также личные педагогические наблюдения позволили нам выдвинуть рабочую гипотезу о том, что системно-структурный подход может способствовать оптимизации и объективизации оценки спортивно-технической подготовленности студентов, специализирующихся в футболе.
Для достижения поставленной цели было предусмотрено следующее:
1) уточнить фазовый состав и отдельные двигательные задачи в основных видах легкой атлетики, которые применяются при подготовке футболистов;
2) разработать программу комплексной оценки уровня овладения техникой этих видов легкой атлетики, приспособленных для подготовки футболистов, в основе которой заложен метод дифференцированной, экспертной оценки успешности решения отдельных двигательных задач каждой фазы движений и физических упражнений в целом;
3) испытать на практике и оценить эффективность использования разработанной системы оценки уровня овладения техникой движений в практической подготовке студентов-футболистов.
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие основные методы и отдельные методики:
1) изучение и анализ ретроспективной информации, анкетирование и устный опрос специалистов по проблеме оценки уровня овладения футболистами техникой основных видов легкой атлетики;
2) педагогические исследования, которые включают тестирование, поисковый и формирующий эксперимент;
3) статистическая обработка материалов исследования.
В данной работе подробно освещена только программа оценки уровня овладения техникой движений студентов, специализирующихся в футболе, на примере бега на короткие дистанции. Рабочие Программы оценки уровня овладения техникой в других основных видах легкой атлетики, которые предназначены для подготовки футболистов, можно разработать аналогично.
Структура экспериментальной Программы имеет оценку степени решения двигательных (отдельных) задач следующих фаз и их элементов:
1) старта - размещение стартовых колодок в низком старте и другие варианты старта, действия по команде «на старт», «внимание» и «марш!»;
2) стартового разгона;
3) бега по дистанции 4) финиша.
Для каждой фазы бега формулировались отдельные двигательные задачи и основные требования, которые характеризуют эффективность их решения.
Старт - принять наиболее рациональное исходное положение для бега, которое обеспечивает мощное отталкивание и оптимальный ритм разбега.
Стартовый разгон - как можно скорее достичь максимальной скорости бега.
Бег по дистанции - сохранить максимальную скорость до конца дистанции.
Финиша - реализовать оптимальный вариант финиша.
Формулировка основных критериев, позволяющих оценивать эффективность решения отдельных задач каждой фазы, осуществлялись в зависимости от квалификации экспертов, а также степени и уровня их материально-технической оснащенности.
1. В старте оценивали: 1.1. Соответствие исходного положения антропометрическим показателям и физической подготовленности.
1.2. Рациональность изменений координат взаимного расположения центров масс основных биоцепей по командам «внимание», «марш!».
2. В стартовом разгоне:
2.1. Изменение наклона туловища, «беговая осанка».
2.2. Ритм беговых шагов.
2.3. Оптимальность увеличение длины и частоты шагов.
2.4. Длину стартового разбега в целом (в метрах, секундах).
3. Бег по дистанции оценивался по критериям:
3.1. Наклон туловища, «беговая осанка».
3.2. Эффективность постановки ноги на дорожку (загребая движением с передней части стопы).
3.3. Амплитуда движений рук, ног, вынес бедра вперед - вверх.
3.4. Вертикальные колебания основного центра массы тела.
4. При оценке эффективности финиша определяли умения:
4.1. Финишировать «броском грудью», «боком» и т.п.
4.2. Выполнение установки «пробегания» и пробежать «финишный створ», далее - 15-20 м по инерции.
В целом выполнено нами исследование позволяет сделать основные выводы и практические рекомендации:
1) системно-структурный подход к оценке техники движений в основных видах легкой атлетики, предназначенных для подготовки студентов, специализирующихся в футболе, - одно из перспективных направлений повышения эффективности учебного процесса;
2) «Оценочная Программа» должна использоваться только в комплексе с «Программой коррекции» повышение уровня овладения техникой движений в основных видах легкой атлетики, которые используются для подготовки футболистов;
3) комплексное использование рекомендованных нами программ открывает определенные перспективы творческого решения основных задач обучения в процессе преподавания дисциплины «Футбол» в высших учебных заведениях.