9 мин.

«Diva Aux Pieds Nus» - ( «Босоногая дива» ) Cesaria Evora

 "Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «какая красота!» Антуан де Сент Экзюпери.

фото

Я решил последовать совету Маленького принца и начать сразу с "дома за сто тысяч франков", то есть с  достижений этой самой потрясающей певицы, что слышал:

      За 10 лет всемирной славы Сезария заработала около 50 миллионов долларов.

Практически все эти деньги Эвора жертвовала на детские социальные программы. Почти вся система начального образования Островов Зеленого Мыса оплачивалась из ее гонораров. 

Себя певица побаловала лишь парой недорогих автомобилей, чтобы гонять теплыми африканскими вечерами по побережью родной страны и украшениями - золото наша босоногая дива любила и носила его в неимоверных количествах.

Бывало, что  из-за этого над ней иногда по-доброму подтрунивали, но её нищее детство и тяжкий путь к признанию, полностью оправдывали эту её женскую слабость, как по-мне.

Уважения, восхищения и поклонения во всем мире Сезария вызывала куда больше.

Вот скажите, сколько певиц с мировым именем вы знаете, которые выходили бы на лучшие сцены мира босиком? А у скольких из них на сцене стоял бы столик с графинчиком коньяка и сигаретами? И сколько из них спокойно закуривали прямо во время импровизаций оркестра, сидя за этим столиком и потягивая тот коньяк? 

Вот, вот! Она одна такая )

фото

Вот так выглядит Минделу , где под тропическим солнцем и среди разноцветных флагов на рейде, к середине прошлого века окончательно сложилась та музыка, которую пела Сезария Эвора: она называется морна.

Сезария пела в барах своего родного Минделу с шестнадцати лет, пела с охотой, и ее все вокруг очень хвалили.

                                 

фото

          Но профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров…

Две записи ее выступлений по радио вышли в конце 1960-х, но признания они не получили... Личная жизнь у Сезарии не заладилась, да ещё  в Кабо-Верде случилась революция: португальская колониальная власть рухнула, и местный шоу-бизнес совсем было зачах и к середине 70-х Сезария  даже забросила музыку. 

Но, совсем умереть морне не дали... Как раз Сезария не позволила, но запела  она вновь, только в середине 80-х. Два года спустя ее встретил продюсер Жозе Да Силва, француз португальского происхождения, который понял, что судьба дала ему в руки будущую мировую Звезду.

  Да Силва начал возить в Минделу французских промоутеров и журналистов.

                               Морна ( плач) - так можно понять это название...

                         

Вся морна - одна сплошная грусть, но не беспросветная, а светлая - сожаление об уходящем, улыбка о несбывшемся, тяга к минувшему и оставшемуся за кормой. Морна сродни блюзу в его несгибаемом жизнелюбии, но она сродни и бразильскому саудади...

                                                           Cesaria Evora - Fada

                        

Саудади (саудаджи)- особенное слово. Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Оно переводится, как «чувство светлой тоски по родине». Ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудади» себя не мыслит.

В нем любовь к жизни непременно окрашивается в сентиментальные, чуть сладкие, но всегда грустные тона.

(Посмотрите на руки её пианиста - ни у кого таких пальцев не видел. Такое ощущение, что они без костей..Поразительные у неё музыканты)

                                                       Cesaria Evora "Angola"

                       

 Слова этих песен совсем несложны, но кого интересуют слова? Иноязычные аудитории понимают Эвору не потому, что знают, о чем именно она поет: они понимают чувство, которое она передает - всегда одно и то же, но зато исключительно сильное, яркое и жизненное. 

                                                     Cesaria Evora - Nutridinha

                       

Надо сказать, общаться с Сезарией действительно было непросто. Она - не интеллектуал. Она не любила обсуждать музыку, зато  любила  платья и необычные головные платки. Любила готовить (говорят, невероятно вкусно делала национальное кабовердийское блюдо качупу). Любила болтать о пустяках. Но анализировать музыку? Зачем? Она сама и есть музыка.

                                               Cesaria Evora - Vento De Sueste

                      

                                       Почему Сезария Эвора пела  босиком?

Ну, во-первых больные ноги. Ее гастрольный "райдер"  предусматривал подачу кресла-каталки к трапу самолета, а самое главное - расположение гримерной комнаты на одном этаже со сценой, чтобы не надо было ходить по лестницам).

Знак солидарности с бедняками её родного Кабо-Верде... Однако истина проста: Сезария просто не привыкла к обуви. Всю свою жизнь она ходила босиком, и, когда гастролировала - только изредка надевала кожаные шлепанцы без задника, чтобы не мерзнуть, и только в странах, которые отличались по климату от тропического рая Кабо-Верде.

                                                Cesaria Evora & Adriano Celentano 

                        

                                         Cesaria Evora - Carnaval De Sao Vicente

                       

Эвора была универсальна - со всеми ее странностями, с ее босоногостью, любовью к платкам и нелюбовью к ожиданию посадки на самолет в аэропортах. Эвора уникальна, со своим креольским языком (ни по-французски, ни по-английски она не говорила, везде ездила с переводчиком), со своей единственной, но такой сильной и притягательной эмоцией...

 "Besame Mucho" Эвора часто пела на "бис" и её исполнение недаром считается почти эталонным - Консуэла Веласкес его бы оценила по-достоинству, если бы не потеряла самое драгоценное для музыканта - слух.

Две женщины - такие разные, но музыку понимали одинаково.

Напомню немного о Консуэле - она этого заслужила...Ну, вот такая она была красавица:

 В шестнадцать лет она напишет свою песню, которую (согласно легенде) посвятила не кому-нибудь, а самому обаятельному и красивому мэну, блиставшему в Голливуде. Вот этому:

фото

                                                                

фото

Обычно, в реальной жизни, очные встречи такого рода не происходят. А если и происходят, то, чаще всего, бывают из разряда "завышенных ожиданий"...

Но наш случай - необычный, потому что имя того мэна - Грегори Пек и разочароваться в нем было очень сложно.

В лучших традициях Голливуда, пара и встретилась в Голливуде, куда Консуэло пригласили после оглушительного успеха её песни на радио. Грегори отчаянно ухаживал за юной красавицей, но...Консуэло не стала бросаться "в омут с головой", как некоторые.

Она вернулась в Мексику, вышла замуж, жила долго и, хотя  посвятила музыке всю жизнь, шедевра, равного своей первой песне, так и не написала.

По официальным данным, тираж записей «Besame Mucho» на 120 языках мира, более чем в 100 странах, составил свыше 100 миллионов экземпляров.

Успех песни принес  Консуэло миллионы, которые она обращала в бриллианты. Камешки складывались в сумочку, с которой Консуэло никогда и нигде не расставалась. Сеньора Консуэло не доверяла банкам всю свою жизнь. Её так и прозвали - "Сеньора с сумочкой".

Всего в мире существует более 1 800 вариантов исполнения этой композиции и есть список 100 самых знаменитых певцов мира её исполнявших.

Я так помню, что тогда выбрал Фрэнка Синатру,  "The Beatles" и Сезарию..., но сильно целоваться - как в последний раз, не меньше их хотели и остальные...Ливерпульцев я решил вызвать на "бис" - уж очень показательное у них выступление. Есть ещё кое-что - как её поют европейцы...и как те, для кого откровенные чувства есть естественное состояние души, которого они никогда не стесняются.  Поделитесь впечатлениями? Итак:

                                                               "The Beatles"

                             

                                                          Робертино Лоретти

                           

Обратите внимание на совершенно разные вступления к песне и аранжировку. И ещё - никогда не смогу понять, как у совсем юного Робертино получалось  передать такие сложные эмоции - ну мальчик же совсем...12 лет и все в голосе у него есть) Вот  наш любимый квартет прямо смущался - как школьники.

                                                   Andrea Bocelli - Besame Mucho    

                                             

                                    Besame Mucho - Edith Piaf & Charles Aznavour

                          

                                             Besame Mucho by Trio Los Panchos

                        

                                              Besame Mucho Cesaria Evora

                       

"Босоногой дивы" нет с нами уже больше двух лет, как нет и Консуэлы Веласкес...

Как-то Консуэло сказала:

( Думаю, что не только Консуэла могла бы так сказать о себе...)

 Красиво там...в Кабо-Верде :)                   

фото