10 мин.

Очень серьезный пост - «Jesus Christ Superstar»

 "Jesus Christ Superstar" — мюзикл, рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса. Была написана в 1970 году и появилась на сцене спустя год после создания. 

фото

           В акдемическом изложении отзыв  об этом спектакле выглядит так:

"Рок-опера о последних днях жизни Иисуса Христа вызвала множество разговоров и споров и стала культовым произведением для целого поколения, не потеряв своей актуальности и в наши дни.

"Иисус Христос Суперзвезда" был новым словом в музыкальном театре. Соединение рок-музыки с классическими мотивами, использование современной лексики в текстах, их высокое качество, так называемый принцип "sung-through" (вся история рассказывается исключительно посредством песен, без использования не поющихся диалогов) — все это сделало рок-оперу настоящим хитом."

Упрощенная версия истории создания спектакля, ставшим теперь классикой, более занимательна:"Летним днём 1969 года во время встречи двух старых приятелей Тима Райса и Эндрю Ллойд Уэббера произошло знаменательное событие — рождение легенды “Иисуса Христа – Суперзвезды”.

Вот так выглядел Эндрю Ллойд один, а рядом они с Райсом уже увиделись, чтобы наваять свой шедевр... 

                                  

фото
фото

Между прочими разговорами Эндрю упомянул их давнюю затею с мюзиклом об Иисусе Христе. Тим даже не сразу вспомнил про этот их старый проект. Потом он признал, что когда-то они говорили о создании такого мюзикла. Итогом этого разговора было решение о начале работы.

Тима Райса больше всего в евангельской истории привлекали личности Иуды Искариота и Понтия Пилата: "Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным, - говорил Тим Райс. - Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека".

Менеджер Дэвид  Лэнд сначала пришёл в ужас от подобных затей своих протеже, посчитав их бунтарскими и еретическими, но, в итоге,все же согласился, покорившись судьбе и уверенному напору Тима и Эндрю.

 Официальная церковь была возмущена тем, что рок-опера заканчивается сценой распятия Христа, а не Его чудесным воскресением и высказывалось мнение, что раскрытие религиозных сюжетов языком рок-музыки может оскорбить чувства верующих людей.

На самом деле мы понимаем, что подняты темы вечные - добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство… Каждое поколение людей пытается осмыслить эти темы по-своему.

В музыке Ллойда органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки - соул, хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др, что и сделало доступными образы и музыкальный язык рок-оперы всем - даже тем, кто в роке не очень разбирается.

Изначально роль Иисуса была предложена  Джону Леннону, который проживал в то время в Нью-Йорке. Однако Леннон выставил условие, чтобы роль Марии Магдалены исполнила Йоко Оно. Уэббер не мог на это согласиться и в результате роль досталась Яну Гиллану  - думаю, никто об этом не пожалел.

В 1973 году Норманом  Джуисом был снят фильм, а в 2000 году в Австралии была снята телеверсия мюзикла.

 Австралийская  телепостановка ближе к оригинальному замыслу Уэббера и Райса. В отличие от кинофильма, она снята исключительно в студийных помещениях, при искусственном освещении, в стиле телеспектакля, но при этом в ней так же, как и в кинофильме, евангельские события перенесены в современный антураж (Последний ролик "Распятие" взят оттуда)

Но, начнем все-таки с фильма - интересно узнать, как он действует на всех вас сегодня...

Где-то в каменистой пустыне останавливается автобус с группой тинэйджеров, которые надевают костюмы, ставят декорации. И начинается самое удивительное действо из всех, что видел…

                     

В своём либретто Тим Райс в общем и целом следует евангельским текстам, но при этом по-своему трактует многие ключевые моменты библейской истории.

В сюжете мюзикла  четко и последовательно выделяются две основные линии:

1) Все чего-то хотят от Иисуса и каждый видит в Нем что-то свое, а Он все время оказывается не тем, кого в Нем видят, выламывается из установленных стереотипов и ускользает от тех, кто хочет Его использовать.

Все поступки  Иисуса при такой трактовке до какого-то момента выглядят как грамотный самопиар - он ставит Себя в центр внимания, привлекает интерес толпы, собирает вокруг Себя зевак. Он торжественно входит в Иерусалим, выгоняет торговцев из Храма, исцеляет больных, и все это только для того, чтобы привлечь к Себе больше внимания, чтобы стать еще более знаменитым. Именно поэтому Иуда в своей первой арии обвиняет Иисуса в звездной болезни.

Вообще, можно сказать, что роль ведущего персонажа здесь отдана Иуде:он производит, по крайней мере вначале, впечатление рациональной и последовательной личности. Иуда неустанно критикует Иисуса (за то, что тот по его мнению позволил событиям выйти из-под контроля, пошёл на поводу у толпы, в буквальном смысле слова «бого-творящей» его:"Ты сам поверить рад легендам о себе,О, ты поверить рад словам о Божестве. Добро, что ты свершил, впустую пропадёт,Образ твой затмил собой учение твоё"

                            Juda "Heaven on their Minds" - "Superstar 1973"

                    

Ученики, жители Иерусалима и священники видят в Христе бунтовщика, который возглавит народ и поведет его на войну с Римом, Мария Магдалина хочет от Иисуса любви

                       Jesus Christ Superstar - Everything's Alright - Legendado

                    

Сам же Иисус неоднократно демонстрирует, что ему известно, что ожидает его лично, и при этом говорит об этом как о судьбе, не подлежащей изменению. В арии «В Гефсиманском саду» Иисус, как и в Евангелии, выражает своё страдание от этого знания и просит: «Забери от меня эту чашу, я не хочу вкусить её яду…»

Однако, в отличие от Евангелия, здесь Иисус прямым текстом  говорит, что он не понимает, зачем Бог-отец посылает его на смерть:"За что мне смерть?Сделает ли смерть понятней людям мою мысль? Может, все мои деянья потеряют смысл?Я должен знать, я должен знать...Докажи, что не напрасно буду я убит.Пусть Твой разум вездесущий ныне объяснит,по какой причине мне придётся умереть.Ты лишь открыл мне, где и как. Но почему? Ответь!"

                                 Ian Gillan-Gethsemane "I only want to say"

                     

Можно утверждать, что в опере нет подлинных персонажей-злодеев: здесь каждый действует сообразно собственной логике, которая в общем выглядит более или менее убедительно. Единственный вполне «отрицательный герой» здесь — толпа, которая сначала возносит своего избранника до небес... 

                                    Jesus Christ Superstar 1973 Hosanna

                   

Но, потом  с той же экзальтированностью требует от властей: «Распять его!» При этом мотивы «фанатов» Иисуса порой низменны …«Прикоснись, прикоснись ко мне! Исцели, исцели меня, Иисус!…» или — «Скажи мне, что теперь я спасён!», и сам он в какой-то момент уже не в состоянии их выносить :«Не толкайте меня, оставьте меня!… Слишком много вас, слишком мало меня!…»

Частью толпы являются в какой-то мере и апостолы, своими коллективными песнопениями выражающие лишь самые банальные мысли и чувства. «Всегда знал, что стану апостолом. Верил, что добьюсь этого, если буду стараться. Потом, когда мы уйдём на пенсию, напишем Евангелие, чтобы люди говорили о нас и после нашей смерти», — под безмятежно-сладостную мелодию распевают они хором, оставляя обречённого Иисуса в Гефсиманском саду.

                               Jesus Christ Superstar (1973) - The Last Supper

                     

                                    Simon Zealotes  JESUS CHRIST SUPERSTAR

                     

                                   Jesus Christ Superstar 1973 - The Temple

                     

Вторая линия сюжета в мюзикле – медийная. Иисус изображен буквально суперзвездой. Он – знаменитый учитель и проповедник,  Он на устах у всех. 

Церковные лидеры, обсуждая Иисуса как политически опасного гастролирующего популиста-факира, пользуются жаргоном, характерным для современных СМИ -«Что же нам делать с этой Иисусоманией?…

Либретто Тима Райса насыщено сатирическими эпизодами и репликами, высмеивающими поп-звёздность и нравы музыкального бизнеса. Царь Ирод беседует с Иисусом совершенно как потенциальный импрессарио, называя его популярность в народе «хитом», а его самого — «чудом года» 

                                                   King Herod's Song

                         

 Когда же храмовая стража арестовывает Иисуса, то это выглядит как падение суперзвезды, и, как оно обычно происходит в таких случаях в мире шоу-бизнеса, в мгновение ока Иисус превращается в бывшую знаменитость, и теперь над ним глумятся те же люди, которые недавно превозносили Его.

Ночная сцена с жителями Иерусалима, которые собираются посмотреть, как Иисуса ведут к Каиафе, и при этом задают Ему издевательские вопросы символически изображает травлю бывшей суперзвезды журналистами и досужей публикой, воспринимающей падение суперзвезды как продолжение шоу.                              

                                                  Jesus Christ - Pilat                                                

                        

                                        Murray Head Jesucristo Superstar   

                    

Апостолы, священники, Пилат, Ирод, жители Иерусалима не понимают одной простой вещи: Иисус не играет, Он – живет. Для Него это все – всерьез. Для Него нет никакого шоу, нет пиара. Он хочет изменить их жизнь, сделать их другими, и для этого Он готов пройти через отвержение, непонимание, издевательства, страдания и смерть.

В этом моменте, в точке смерти, в точке Распятия, обе сюжетные линии сходятся

 Настоящий Иисус раз за разом побеждает выдуманный людьми образ, чтобы в финале довести  Свое дело до конца и выдохнуть последнее слово - «Свершилось!» 

                                           Jesus Christ Superstar 2000 

                    

«Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте — говорил Тим Райс. Наша задача — рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает» 

                   

 The end/ 

фото

Мюзикл "Иисус Христос Суперзвезда" - http://kbanda.ru/index.php/articles/242-muzyka/1165-myuzikl-iisus-khristos-superzvezda-brodvejskij-vzglyad-na-evangelskuyu-istoriyu.html