6 мин.

Абсолютно чистые танцы. Великие Торвилл и Дин на расстоянии

  

Джейн Торвилл и Кристофер Дин покидают любительский спорт и уходят в профессионалы. Что останется в памяти? Кружевное катание. Элегантность Кристофера и одухотворенность Джейн. Розы на льду. 6.0 6.0 6.0 6.0… «Болеро». 

Примерно такими словами в далёком 1984 году «Советский спорт» сообщил об уходе великих англичан из большого спорта, проиллюстрировав заметку кадром из их олимпийской произвольной программы «Болеро» на музыку Равеля. 

1

Фигуристы ушли в профессионалы и исчезли с экранов советских телевизоров. Главная спортивная газета тоже перестала следить за их дальнейшей карьерой. А так хотелось хоть что-то узнать… И вдруг в студенческой библиотеке я случайно наткнулась на тоненькую книжку о спортивном пути Торвилл и Дина с чёрно-белыми фотографиями! Прошло двадцать семь лет, но до сих пор сожалею, что как законопослушный читатель вернула книгу.

1980 год. Расцвет советской школы танцев на льду. Чемпионат Европы. Ни грамма не лукавлю, но программу победителей Линичук – Карпоносова забыла начисто, зато отлично помню, что чем-то неуловимым зацепило выступление пары Торвилл – Дин, занявшей четвёртое место.  Нет, оно не было особенно ярким или эффектным, но что-то защемило в душе. Правда, в то время я «болела» детской болезнью под названием «Признание только «своих» и даже в страшном сне не могла представить, что уже на следующий год англичане будут первыми. Ещё выступали изысканные Моисеева и Миненков, являющиеся, по собственному признанию Кристофера и Джейн, их кумирами, и уже загоралась звезда пары Бестемьянова – Букин. Именно они и станут в дальнейшем основными соперниками англичан. У Натальи и Андрея было всё: скорость, техника, экспрессия, образность, сумасшедший темперамент. Однако они ни разу, ни в одном танце так и не обыграли Джейн и Кристофера. 

1981 год. Эпоха чёрно-белого телевидения. Комментатор сообщает, что программа английской пары называется «Мак и Мейбл», а выступают они в костюмах цвета золота.

 Разумеется, болею против. Но что это? На третьей минуте публика начинает хлопать. Аплодисменты, аплодисменты, гром аплодисментов, овация! Я еще держусь, но что творят англичане! Шаги-«ножницы» остроумно имитируют путешествие на поезде. Не описать словами, что выделывали коньком Торвилл и Дин, это надо видеть! Наконец и я выкидываю белый флаг.

  Как они смотрели друг на друга! Какие чувства читались в их глазах! Преданность у Джейн. Отрешённость у Кристофера. Я была уверена, что Джейн влюблена в Криса. А он словно играл с ней: то был безумно страстен, то демонстрировал полное равнодушие. До сих пор настоящее отношение Кристофера к Джейн для меня загадка.

 

 

Кто-то из болельщиков заметил, что европейцы катают музыку (образы), а североамериканцы катаются под музыку. Англичане не делали ни того ни другого, они сливались с музыкой и друг с другом. В их катании не было фальши, безвкусия, патетики, театральности или надрыва. Не они умирали на льду, зритель умирал от их танца. Журналисты писали, что у них особый оригинальный стиль, соединивший английскую технику и эмоциональность советских пар, что у них чистые плавные линии. Отмечали абсолютную синхронность, витиеватый мягкий конёк, легкость скольжения. Всё верно. Но всего этого мало, чтобы передать ауру их завораживающего танца. 

Торвилл и Дин аккумулировали в своих программах все лучшее, что накопило фигурное катание. Именно они окончательно ввели моду, законодателями которой были Моисеева и Миненков, на программы с единым, сквозным, сюжетом и под цельное музыкальное произведение. Можно смело утверждать, что английская пара предопределила дальнейшее развитие танцев на льду. Судите сами.

Только сейчас транзишн (связующие элементы) стали оцениваться как компонент, а у англичан уже тогда один элемент плавно перетекал в другой, филигранно ложась на музыку. Это было кружевное катание, не имеющее ни начала, ни конца. Ни на одном элементе не было искусственного акцентирования. В современном фигурном катании это называется обыгрыванием музыкальных нюансов и по правилам поощряется. До сих пор не вижу пар с таким органичным переходом от одной части программы к другой при смене ритма. Что еще ценится в современных танцах на льду? Работа коньком, частая смена ребер, крутые дуги, разработанность обеих ног. То есть все, чем отличались Торвилл и Дин.

 Произвольную программу этого года «Кармен» талантливой канадской пары Вирту – Мойер специалисты и болельщики почти единодушно признали новаторской, в том числе из-за акробатических поддержек. Однако вспомним постановку «Барнум», в которой масса оригинальнейших элементов, имитирующих движения цирковых артистов. Были даже прыжки Джейн, о, ужас! через голову Кристофера.

Надо отдать должное англичанам – новаторство для них не являлось самоцелью. Каждая программа была гармонична и совершенна и выполнена с абсолютной, доставляющей эстетическое удовольствие синхронностью. Писали даже, что если один из них допустит ошибку, другой ее зеркально повторит. Не знаю, ошибок в их выступлениях не наблюдалось.

В советской школе танцев особая роль на льду отводилась партнерше. Ведущая партия априори была за ней. Людмила Пахомова, Ирина Моисеева, Наталья Лининчук и еще, и еще. Красивые, талантливые фигуристки. Ими восхищались, восхищаются и будут восхищаться. А Кристофер Дин ввёл моду на партнера, как на совершенно равнозначную величину в танце. 

 

А мода на «Болеро»! Почти каждый уважающий себя фигурист считает своим долгом исполнить программу под эту музыку.Евгений Плющенко, Мишель Кван, Алена Савченко – Роберт Шолковы, Каролина Костнер. Все рисковали. Рисковали сравнением с шедевром от Торвилл и Дина. Так кому покорилось «Болеро»? Думаю, последнее слово в этой истории так и останется за англичанами.  

Что ещё запомнилось? Объявление оценок. Понятно, что любой спортсмен с волнением ожидает этот момент, но и здесь англичане были исключением. Они долго собирали цветы со льда и прямо там, на льду, поднимали глаза на монитор  и просто продолжали светиться от доставленного публике и самим себе удовольствия. Лишь изредка Джейн и Кристофер позволяли себе бурную радость при виде «неприлично» высоких оценок.

 

      В 1984 году Джейн Торвилл и Кристофер Дин покинули большой спорт. Ушли… Что осталось в памяти? Кружевное катание. Элегантность Кристофера. Одухотворенность Джейн. Розы на льду. 6.0 6.0 6.0 6.0… «Болеро»…