8 мин.

Бундеслига и ТВ. Часть 4

Часть 4. Соглашение. "Выдающийся результат". Итоги

 

Сделка на сумму в 1.65 миллиардов евро

Итак, в конце октября, после утверждения нового игрового плана, конкурс на приобретение прав был объявлен. Заинтересованные каналы время тянуть не стали и быстро выступили с предложениями, так что очень скоро - уже 28 ноября 2008 - состоялось совещание, непосредственными итогами которого стали достижения соглашения между DFL и телеканалами по распределению телеправ на период сезонов-09/10--12/13 и заключение соответствующих договоров. Сроки действия соглашения - с 1 июля 2009 по 30 июня 2013. Общая сумма сделки оценивается в 1.65 миллиардов евро. 

Кстати, это совещание примечательно не только достижением соглашением между Лигой и ТВ на очередные несколько сезонов, но и ещё тем, что заключение сделки оказалось самым быстрым в новейшей истории Бундеслиги – всего три с половиной недели прошло между объявлением тендера и окончательным решением по распределению прав. Кроме того, не только быстрым, но и самым ранним вообще за время существования DFL (с 18 декабря 2000 года) – никогда еще стороны не приходили «к общему знаменателю» так задолго до старта сезона, с которого начинает действовать контракт; права были переданы уже в ноябре, а в предыдущие разы стороны достигали компромисса поздней зимой-весной - за полгода до начала сезона (например, стороны договорились о передаче прав на сезоны-06/07—08/09 в феврале-06).

 

"Выдающийся результат"

Соглашение между Лигой и телеканалами стало очередным серьезным экономическим фундаментом в развитии немецкого клубного футбола. Общая сумма сделки 1.65 миллиардов евро: учитывая многочисленные трудности, с которыми так или иначе столкнулись участники переговоров с обеих сторон,  DFL всё-таки сумела довольно сносно продать ТВ-права. Возможно, что результат этот - самый выгодный и успешный, которого только можно было добиться в данной конкретной ситуации. Плюс к тому, контракт оказался хоть и совсем много, но всё-таки «пожирнее» действующего. Как мы видим, DFL поставленных целей добилась, и разговоры о возможных финансовых потерях после собрания сами собой сошли на нет. “Учитывая многие факторы, мешающие работе в данном направлении, – например, специфический «тяжелый» рынок СМИ и понесённые определённые убытки из-за не совсем понятных требований антимонопольного комитета, возможности экономического развития в данной отрасли для Бундеслиги ограничены. Плюс ко всему финансовый кризис, который сильно задевает СМИ... Главной нашей целью в данном случае было сохранение «статуса quo» и защита ранее достигнутого. Без всяких преувеличений можно сказать, что в очень тяжелой ситуации мы достигли выдающегося результата”, - очень удовлетворённо высказывался Раубалл. Он также отмечал, что наибольшая заслуга в достижении этого результата лежит на уже упоминающемся Кристиане Зайферте, председателе ведения дел DFL, и на Томасе Бендере, коммерческом директоре DFL, - именно эти люди были главными действующими лицами со стороны Лиги во время переговоров.

Кристиан Зайферт       Томас Бендер

Этот «выдающийся результат», однако, таков только в контексте ситуации, в которую попала Лига. Но на деле получается, что всем в футбольных управленческих кругах Германии известны причины (например, которые затрагивал Раубалл), из-за которых немецкий клубный футбол не получает более обширной финансовой поддержки от ТВ. Особенно эти проблемы заметны при сравнении с той же Англией, где доходы от телевидения намного больше: около 1.7  миллиардов фунтов за три сезона в Премьер-Лиге против 1.65 миллиардов евро за четыре сезона в Бундеслиге!  Ещё надо учитывать, что в Англии 20 команд участвуют в «делёжке», а в Германии – 36! Разница в доходах от ТВ действительно получается колоссальной. А если принять во внимание, что благодаря спонсорству и зрительскому интересу пару лет назад чемпионат Германии по прибыльности даже опередил Англию, и уж тем более Италию, Испанию и Францию (именно в целом по прибыльности, а не по обороту) и стал самым прибыльным в Европе, то стоит только догадываться, как бы развивались дела в немецком клубном футболе, будь там более выгодные телевизионные контракты. Это заставляет задуматься ещё раз: Лига нашла способ ощутимо поднять доходы от телеконтрактов и совместно с Sirius выработала абсолютно новую концепцию сбыта телеправ, и тут антимонопольный комитет эту концепцию заблокировал и вынудил DFL прекратить отношения с партнёром. Какой-то рок – KirchMedia, Infront, Sirius... Фактически-то получилось, что ведомство своим решением и блокировкой не спровоцировало конкуренцию среди каналов, а помешало ей. В чём убедились немецкие футбольные функционеры, когда уже после объявления нового конкурса самые конкретные предложения поступили от тех же каналов, с кем Лига уже сотрудничала, и эти предложения в финансовом плане практически остались на уровне 2006 года. С одной стороны – стабильность, с другой – некий ступор.

 

Итоги

Что получилось «в сухом остатке»: а) достигнуто соглашение между телеканалами и DFL на 4 сезона на общую сумму в 1.65 миллиардов евро; б) обладателями прав стали Premiere, ARD, ZDF, DSF и Deutsche Telekom. Разберём оба пункта подробнее:

а) сумма сделки. Соглашение рассчитано на 4 года – из этого выходит, что 36 команд-участниц двух сильнейших немецких футбольных лиг в течение четырех сезонов будут получать от телевидения ежегодно в среднем 412 миллионов евро – на несколько миллионов - приблизительно на семь - больше, чем в прошлые три сезона. Учитывая, что сумма распределяется между всеми командами, делаем вывод, что в целом заметных увеличений доходов от ТВ ни один клуб иметь не будет. Качественного скачка, наподобие  соглашения начала 2006 года на сезоны-06/07—08/09, согласно которому ежегодно DFL вместо 300 миллионов евро стала получать более 400, не получилось. Впрочем, сохранить существующий уровень тоже надо было постараться. И помимо Раубалла очень многие футбольные чиновники высоко оценили конечный результат.  

б) Лига решила никого не удивлять (и прежде всего – саму себя) и подписала договор с проверенными временем партнёрами, сотрудничество с которыми ведётся уже не первый год. Напомню, что Premiere сотрудничает с чемпионатом Германии с момента своего основания в 1991 году – тогда впервые на немецком платном ТВ был в режиме LIVE транслирован матч. Произошло это 2 марта 1991 года, встречались франкфурсткий «Айнтрахт» с «Кайзерслаутерном», бывшим тогда в ранге чемпиона. ARD в рамках «Sportschau» так или иначе освещает игры Бундеслиги вообще с момента её создания в 1963 году!  “Мы сознательно отдали предпочтение испытанным медиапартнёрам. В данной ситуации для  нас было важно продемонстрировать надёжность с нашей стороны - как перед каналами, так и перед зрителями. Так что очень рады продолжить сотрудничество с  Premiere, ARD, ZDF, DSF и Deutsche Telekom!” – комментировал сделку Том Бендер.  

На рынке платного ТВ продолжает совместную работу Лига с мюнхенским Premiere (Sky Deutschland), который «оставил» себе самые обширные и эксклюзивные права на показ чемпионата Германии (как и хотели инвесторы канала); главное из которых - возможность транслировать все матчи Первой и Второй Бундеслиги в прямом эфире. Никакой немецкий канал – ни платный, ни бесплатный - такого права больше не имеет. Игры показываются в режиме LIVE как по отдельности, так и в конференц-связи, когда камеры в зависимости от событий на поле переключаются между стадионами, на которых одновременно проходят поединки, и зритель в прямой трансляции наблюдает сразу за несколькими матчами (У нас так многие смотрят Лигу чемпионов по НТВ-Плюс). Более того, у Premiere права показывать матчи LIVE еще и потоковым видео в сети Интернет. Не забывает Premiere и про набирающее обороты телевидение высокой четкости (HDTV) – минимум 96 игр в сезон канал покажет в соответствующем режиме и качестве. За такие обширные права Premiere платит соответствующую цену –  например, за сезон-09/10 телеканал перечисляет Лиге около 225 миллионов евро, а за сезон-12/13 – около 275 миллионов. Марк Уильямс, председатель правления Premiere, не скрывал радости от достигнутых соглашений: «Мы очень рады продолжить наше 17-летнее сотрудничество с DFL. Благодаря прямым контрактным отношениям с Лигой, мы обеспечили для наших абонентов на ближайшие несколько лет возможность показывать все поединки Первой и Второй Бундеслиги, что для нас является большим успехом». Плюсуем ещё права на Кубок Германии, Лигу Европы, Лигу Чемпионов, Чемпионат Мира-2010 и некоторые европейские первенства и получаем, что Premiere (Sky), мягко говоря, - лучший в Германии футбольный канал.

Перейдём к бесплатному телевидению. Телеканал ARD приобрёл права на показ обзора игр в субботу с 18:30 (чего и добивался антимонопольный комитет. Именно в это время начинается спортивная передача “Sportschau”, которая показывает отчёты об играх двух Бундеслиг), и в воскресенье после 21:45.  ZDF по субботам также передаёт обзор – передача “ZDF-Sportstudio” начинается в 22:00 и содержит в себе рассказ о матчах обеих лиг. DSF сферой своих интересов обозначил исключительно Вторую Бундеслигу – по пятницам и воскресеньям соответственно в 22:30 и 19:30 – обзор поединков, а по понедельникам - вся игра в режиме LIVE.

На пока слаборазвитом рынке IP-телевидения права на показ Бундеслиги принадлежат Deutsche Telekom.

Приведу таблицу с официального сайта DFL, которая нам наглядно демонстрирует распределение показа чемпионата Германии на немецком телевидении на период 2009/2010- 2012/2013 годов:

 

Так и распределились в Германии телевизионные права футбольной Бундеслиги. В своём материале я обозначил главные проблемы и условия, сопровождающие DFL на пути окончательного решения по передаче прав. В конце 2007 года казалось, что перед чемпионатом Германии открываются новые широкие перспективы, сулящие не просто увеличения доходов от ТВ, но и вообще качественно новый подход к этой стороне бизнеса. Но получилось так, как получилось.  В любом случае надо признать и отметить, что конечное соглашение с телеканалами в очередной раз подчеркнуло: даже в сложных условиях Бундеслига пользуется на немецком телевидении большим спросом, Бундеслигу любят и смотрят, в неё готовы вкладываться. 

На эти четыре сезона ситуация ясна, а что будет в 2013 году, когда закончится срок действия соглашения? Насколько изменится телевизионный рынок в Германии, какие суммы будут крутиться в немецком клубном футболе, как Лига организует новую модель продажи телеправ, будут ли у руля DFL те же люди?… Ответы на все эти вопросы мы получим через несколько лет. 

Надеюсь, мой материал был интересен и помог любителям немецкого футбола как-то по-новому взглянуть на одну из сторон «закулисной» жизни Бундеслиги.