История Венгерского футбола: Густав Шебеш
Настоящая фамилия самого великого венгерского тренера Густава Шебеша была Шаренпек, и происходил он из семьи придунайских швабов. Отец его работал сапожником в Будапеште, а фамилию сменил на венгерскую Шебеш в период одной из нескольких кампаний по тотальной "мадьяризации" населения венгерской части бывшей империи.
Примерно такая же история произошла и с фамилиями половины игроков Aranycsapat: Пурчельд стал Пушкашем, Кальтен-бруннер - Хидегкути, Ленденмайер - Ланто-шем, Беднарик - Будаи, Липович - Лорантом. В маленьких, но очень гордых государствах носителям фамилий титульной нации живется проще (Рубинсы и Верпаковскисы это подтвердят). Шебеш был довольно средним футболистом, играл за МТК и лишь однажды попал в сборную (в 1934 году). Зато он был умным, достаточно образованным, а главное, политически надежным товарищем. В первые послевоенные годы кроме тренерской деятельности он занимался профсоюзной работой и был секретарем парторганизации.
Особо заметных успехов на тренерской стезе у товарища Шебеша не было, но специалистом он считался высококлассным, к тому же руководство в нем не сомневалось. А чтобы еще больше подчеркнуть государственную значимость новой должности, Шебеша назначили еще и заместителем министра спорта, наделив широкими полномочиями.У Шебеша были идеи и возможность их воплотить в жизнь. Свою футбольную концепцию он назвал "социалистическим футболом". От австрийской "вундертим" Шебеш позаимствовал обязательную высокую технику исполнителей и комбинационный стиль, от итальянцев Витторио Поццо - железную волю и дисциплину, от коллег по венгерскому тренерскому цеху Белы Гуттманна ("Кишпешт") и Мартона Букови (МТК) - прогрессивную схему игры 4+2+4 и позицию оттянутого центрфорварда, на которой в МТК уже успешно наигрывались Петер Палоташ и Нандор Хидегкути (на выбор).
В игровой схеме венгерской сборной левый и правый инсайды -Ференц Пушкаш и Шандор Кочиш - поочередно исполняли обязанности форварда и плей-мейкера (именно этот термин использовал сам Шебеш), забивая при этом умопомрачительное количество мячей. А вратарь Дьюла Грошич нередко выполнял обязанности последнего защитника, или чистильщика. Почти за два десятилетия до Ринуса Михелса команда Густава Шебеша уже исповедовала принципы универсализма и взаимозаменяемости игроков по ходу матча, которые назовут "тотальным футболом".