ЭфЕМЕРИя футбола.
Лучом яркого света пронеслась новость о назначении тренером Спартака Унаи Эмери. Как то незаметно для нас элегантные слова Испания, Барселона, Реал заменили исконно русские «победа», «успех», «преимущество» и всё что с этим связано. Что ж в наше время толпа подвластна трендам, и чем же тогда отличается Леонид Федун от любого из той самой толпы? Тем паче, что Валерий Карпин к тому времени уже давно активно окучивал иберийский рынок , а преемственность политики в теории всегда залог успеха. Вместе они позвонили, всё узнали, и оказалось, что есть возможность ухватить одного с испанского пьедестала. Да, не легендарного португальца, да, не прогрессивного каталонца, но целого баска. Ухватили.
Знакомьтесь, Унаи.
Нет, бомба не разорвалась, когда баск под покровом ночи прилетел в Москву. Публика уже пресытилась громкостями и лениво наблюдала за новой диковинкой: развлекай. Только спартаковские болельщики с уже привычным трепетом ждали новостей из стана своих: при прочих равных наш Карпин стал вторым, а у этого баска выше третьего места и не было ничего, но и Реал с Барселоной у нас пока не играют, авось что-нибудь получится хоть у него.
В селекции не удалось узреть какой-то пресловутый индивидуализм нового тренера. Укрепили то, что нужно было укрепить: защиту, опорную зону, полузащиту. Оказавшийся склонным к ярким эпитетам Федун опять никого не побаловал икрой, но всё же в том памятном интервью и не уточнялось о какой такой икре идёт речь – чёрной? Тогда точно нет. А вот для кабачковой или, прости господи, грибной новички вполне годны. Но не будем брать на себя лишнего, один известный блогер много и прекрасно пишет о кулинарии, каждому своё. Вот Эмери, например, всю предсезонку делал, что умеет – тренировал и много не болтал. Поэтому общество только ещё гадало об облике нового Спартака, а весной всё началось…
Первое, что бросилось в глаза - отказ от скорости. То есть вообще. Нет, они не ходили пешком по полю, они двигались, бегали трусцой, а Эменике, по старой памяти, совсем и не трусцой, но в самые важные моменты, когда команда могла бы убежать молниеносно в контратаку, игроки сознательно тормозили, ждали крепких ребят из глубины, а потом начинали раскатывать мяч на чужой половине, а комментаторы выплёскивали в эфир все штампы, заготовленные на игры с участием Барселоны про растягивание обороны соперника. И я не удивлюсь, если в эти моменты Карпин где то в недрах стадиона рукой натирал мозоль на лице, ведь его то Спартак наоборот иногда успешно старался играть в минимум касаний и как можно скорее бежал к вратарю соперника. Не дожидаясь крепких ребят, кроме Эменике. И тут стало по-настоящему интересно: а ведь баск создаёт что то новое!
Насыщенный центр поля, солидный и неторопливый розыгрыш мяча, общекомандный манёвр, высокая игра крайних защитников…Прямо бичом ударила мысль: а ведь теперь то и у нас будет своя Барселона с картами и девушками (уже вторая, ведь Курбан Бердыев тоже что то такое обещал сделать). Ай да баск, ай да сукин сын! А характер то, каков характер! Дожимают ведь в самом конце соперников, чего в Спартаке отродясь не было!
Про путешествие в глубь леса.
За всей этой мишурой из эмоций как то неприятно выдавалось очевидное шило: уж совсем как то несолидно для подражателей Барселоны терять простые мячи после нескольких передач, а потом сломя голову нестись за соперником, не чурающимся быстрых атак, не дело Кариоке тратить по четыре касания за игровой момент, да и вообще не Хави он, не Хави… Больно смотреть на бедного Макгиди, который совсем не понимает, почему теперь нельзя бегать от флажка до флажка, да и вообще сомневающимся в своей роли в футболе. Видимо и на Евро Эйден всё больше думал о том, как бы теперь превратиться в Педро. Ан не делал дело, за которое его все так полюбили. Да и вообще то, что было красиво на бумаге у Эмери, в жизни выглядело дурной шуткой.
А тут ещё и матч с самой виновницей торжества подоспел, где тренер сопоставил мечту с реальностью и кое-что понял. Романтизм романтизмом, но очки как то нужно набирать. Нам были явлены новые приоритеты и игра Спартака стала упрощаться с невероятной скоростью. И вот уже снова мы видим старое доброе бей-беги с правой ногой Чельстрёма и обеими ногами Эменике или Ари в главных ролях. А ещё отличные навесы с флангов от Дмитрия Комбарова и Евгения Мкеева. Великолепный, изумительный футбол в лучших традициях Тарханова и раннего Газзаева. А потом ещё надежда на индивидуальное мастерство игроков. Так баск очень быстро обрусел и влился в общее русло, раскусил наш футбол. И всё бы ничего, но зачем весь этот огород вообще был нужен? Испанская мечта разбита о пластиковую траву Лужников, Спартак снова без лица, Спартак снова как все и снова борется за тройку. Вот только запросы у болельщиков, экспертов, руководителей народной команды очень высоки. И уж будьте уверены, скоро то там, то здесь начнутся охи про стеночки и вздохи про забегания. Это торговая марка Спартака, а попробуйте-ка не ассоциировать Макдональдс с золотыми арками! А ведь у всех в памяти Карпин, чей Спартак отличался от Амкара, чей Спартак имел пусть хоть не лицо с яркими чертами, но череп уж точно. А в голове у Эмери нет, кажется, никаких других идей. Когда он спит, ему снится дирижёр Иньеста, проснувшись он видит потуги Де Зеува остановить мяч и настроение как то резко падает. Я не знаю, что ест Унаи на обед, но после гаспачо трудновато перейти на щи. А уж сварить его из капусты да воды и вовсе невозможно.
И как то вдруг резко выяснилось, что Эмери плохой мотиватор, что команда не готова играть в одном ритме все 90 минут, и как то раздражает беготня на бровке, а ещё это недоверие к молодёжи, хотя нам обещали другое…
А дальше, это главное…
Унаи Эмери просто пересидел в Испании, ему не хватает кругозора, мудрости, идей. Свет клином не сошёлся на тотальном контроле мяча и игре в мелкий пас, наоборот это обстоятельства удачно сошлись в одной каталонской команде и играть как они никто больше не может. Они уйдут, уйдёт и этот великолепный футбол. Это космос, это другая галактика, нужны более прикладные идеалы, нужно что то своё. Выехав из инкубатора он, наверное, уже начал что то понимать. А сейчас отличная новость. Теперь у Спартака есть новый тренер-ребёнок, который вылез из детских штанишек, а взрослых ещё не подобрал. И вот он стоит на распутье и думает в каком бы магазине их купить. А ведь был уже один такой, тот, правда, уже подобрал фасон, только с размером пока было туго. На это ушло три года. Есть ли три года у Эмери? Их нет. Карпин был своим, Карпин понимал, что он хочет видеть на поле, Карпин как умел это реализовывал. Ему прощались неудачи. Эмери не простятся никогда. Спартак опять не угадал с тренером.