Когда фанаты всех клубов, даже самых непримиримых, объединились в бойкоте, это показало нашу силу.
Fame (фанат «Торпедо») специально для телеграм-канала «Спорт с Rashom» ответила на ряд вопросов.
Расскажи , пожалуйста, как так получилось , что твое сердце выбрало футбол?
Честно говоря, мой путь на трибуну не был случайным, хотя сама я футболом раньше не горела. В то время я плотно занималась граффити. Моё окружение состояло из таких же творческих и немного дерзких ребят, многие из которых годами болели за «Торпедо». Впервые попала на стадион в 2020 году — я оказалась на матче против «Томи». Меня очень впечатлил фан-сектор и эта сплоченность: люди вокруг могли быть абсолютно разными в обычной жизни, но здесь все стояли плечом к плечу, заряженные одной целью — гнать команду вперёд. Именно это чувство сопричастности меня и зацепило. Я поняла, что трибуна — это не просто место, где смотрят футбол, а живой организм, в котором каждый голос имеет значение. С тех пор я хожу не только на домашние игры, но и регулярно пробиваю выезда.
Кстати , о выездах)
Ты совсем недавно была в Сербии и посетила Вечное дерби.
Расскажи , пожалуйста, об этом выезде.
О, Сербия — это отдельная глава! Я давно мечтала побывать в Белграде, а уж попасть там на футбол было моей целью номер один. Всё решилось довольно спонтанно: на одном из матчей «Спартака-2» зашёл разговор о Вечном дерби, и решение поехать туда было мгновенным.
Это было лучшее дерби в моей жизни! 178-е противостояние «Црвены Звезды» и «Партизана» — не просто футбол, а настоящая война на трибунах в самом лучшем смысле слова. В России и Сербии культура боления сейчас отличается колоссально: из-за всех ограничений у нас стадионы стали более «стерильными», а в Белграде я как будто побывала в той самой золотой эпохе фанатизма. Там не просто поддерживают команду — там буквально проживают эти 90 минут на пределе.
Но одним футболом дело не ограничилось. Сербия — страна, где баскетбол любят не меньше. Мне удалось попасть на финал Кубка Радивоя Корача — это был наш «разогрев» перед дерби. Также удалось посетить домашний матч Евролиги, в котором «Црвена Звезда» одержала победу над стамбульским «Анадолу Эфес».
Финальным аккордом моего сербского выезда стал ответный еврокубковый матч с французами. Хореография «Делие» на игре с «Лиллем» просто облетела всю Европу, и увидеть это вживую — бесценно. Огромное изображение святого Симеона Мироносца и баннер «Пусть наша вера приведёт вас к победе» — это было мощно, до мурашек. Как художнику, мне было невероятно круто видеть, насколько детально и художественно всё исполнено, а как болельщику — чувствовать, что за этим стоит не просто картинка, а глубокие смыслы и традиции. Это был лучший трип в моей жизни, который напомнил мне, ради чего мы все когда-то пришли на трибуны.
Ты была на баскетбольной игре между «Црвеной Звездой» и стамбульским «Анадолу Эфес».
Известно , что у сербов и турков напряженные отношения из-за прошлого, когда Сербия была частью Османской империи.
Чувствовалось ли напряжение в той игре?
Нет, никакого напряжения я не чувствовала. Полиция так или иначе всё контролирует, но, если честно, я была настолько погружена в атмосферу, что даже не заметила присутствия болельщиков из Стамбула. Все мысли были только о поддержке «своих». Ещё до начала матча у нас была шикарная проходка до стадиона: с пиротехникой и мощными зарядами. Когда ты идёшь в такой толпе, страха нет — есть только чистый драйв.
Моя любимая тема.
Почему у фанатов негативное отношение к Fan-ID?
Для фанатского сообщества Fan ID — это черта, которую нельзя переступать. И дело здесь не в нежелании «светить» паспортные данные (у всех нас и так есть госуслуги), а в самой сути футбольной культуры.
Во-первых, это избыточный контроль. Футбол всегда был территорией свободы, местом, где можно выплеснуть эмоции и почувствовать себя частью чего-то живого. Внедрение паспорта болельщика превращает стадион в режимный объект, где ты под прицелом камер и алгоритмов, которые могут без объяснения причин и решения суда лишить тебя права ходить на матчи.
Во-вторых, это убивает атмосферу. Посмотрите на мои впечатления от Сербии: почему там «золотая эпоха», а у нас — пустые стадионы? Потому что фанатизм — это страсть, пиротехника, перформансы и живой нерв. Fan ID делает трибуны «стерильными» и семейными в худшем смысле этого слова — тихими и апатичными. Всё это в нынешних реалиях невозможно в системе тотального надзора.
Ну и главное — это солидарность. Когда фанаты всех клубов, даже самых непримиримых, объединились в бойкоте, это показало нашу силу. Мы выбираем быть честными перед собой. Я лучше буду «пробивать выезда» в другие страны или ходить на матчи низших лиг, где футбол еще принадлежит людям, чем соглашусь на статус «клиента» в системе, которая не уважает наши традиции.
Как раз о Сербии.
Там нет Fan-ID, если не ошибаюсь.
Есть ли безопасность на стадионах во время матчей?
Нам из Правительства твердят , что это ввели для обеспечения безопасности людей на стадионах во время игр.
В Сербии действительно нет Fan-ID, и пример Белграда наглядно показывает: безопасность обеспечивается не электронными анкетами, а грамотной логистикой и работой полиции. На том же «Вечном дерби» или еврокубках полиция и жандармерия выстраивают мощнейшие кордоны, жестко разделяют потоки фанатов еще на дальних подступах к стадиону и проводят тщательный досмотр. Да, там жгут пиротехнику и трибуны «взрываются» от эмоций, но это контролируемый драйв. Система безопасности там направлена на предотвращение реальных столкновений, а не на сбор личных данных мирных болельщиков. У нас же под лозунгом безопасности мы получили пустые трибуны. Глядя на опыт Сербии, понимаешь: чтобы на стадионе было безопасно, не нужно превращать его в режимный объект с цифровыми пропусками — достаточно профессиональной работы служб правопорядка и уважения к фанатским традициям.
Говорят , что сербы и русские - братья.
Это правда?
Будет классно, если на своем примере расскажешь)
Знаете, это тот редкий случай, когда громкий лозунг — чистая правда. В Сербии фраза «Руси и Срби — браћа заувек» звучит на каждом шагу, и это не дежурная вежливость. Как только сербы слышали мою русскую речь, отношение менялось мгновенно. Это проявлялось во всём: от искренних улыбок прохожих до того, как тебя принимают в компаниях.
Особенно это чувствуется на трибунах. Фанатские движения связаны десятилетиями дружбы: «Спартак» и «Црвена Звезда», ЦСКА и «Партизан» — это крепчайшие союзы. Когда ты стоишь на секторе, ты не чувствуешь себя «чужим». Ты — брат/сестра. Ты часть этой огромной семьи, где люди готовы разделить с тобой и радость победы, и горечь поражения.
Даже на стенах Белграда это братство запечатлено в краске: повсюду русские флаги рядом с сербскими, портреты наших общих героев. Ты идешь по чужому городу за тысячи километров от Москвы, но видишь родные символы и понимаешь: мы действительно одна большая семья, связанная общей верой, историей и бешеной страстью к жизни. В Сербии тебя любят просто за то, что ты есть.
Чем ты еще увлекаешься?)
Одно из моих главных увлечений сейчас — спортивная фотография. Мне безумно нравится ловить живые эмоции на трибунах. Фанатский сектор — это самый честный театр в мире, и моя камера помогает сохранить эти моменты.
Помимо этого, я по-прежнему интересуюсь искусством. Моё прошлое в граффити никуда не исчезло, оно просто трансформировалось. Я продолжаю иногда рисовать, но теперь чаще на бумаге или холсте.
И, конечно, путешествия. Это, пожалуй, самый жирный «плюс», который подарил мне футбол. Благодаря выездам география моей жизни расширилась невероятно. Раньше я могла годами планировать поездку в тот же Белград, а с «Торпедо» или за компанию с друзьями я срываюсь в путь за считанные часы. Каждая поездка — это новая палитра красок и кадров для моего архива. Так что футбол для меня — это идеальный микс из спорта, искусства и бесконечного пути.
В каких странах успела побывать?
И самый дальный выезд за «Торпедо»?)
До того как в моей жизни появился футбол, география моих поездок была довольно стандартной — в основном привычные курортные страны. Но с «Торпедо» всё изменилось кардинально. Поскольку наш клуб играет только в России, я успела проехать страну буквально насквозь: от самой западной точки в Калининграде до восточных рубежей.
Самым дальним и, пожалуй, самым безумным выездом в моей жизни стал Хабаровск. Это была чистая авантюра! Всё вышло максимально спонтанно: наш заводящий просто взял меня на «слабо». Он сказал что-то в духе: «Если ты настоящий болельщик, ты должна пробить самый дальний выезд». Этот «понт» сработал мгновенно — я не из тех, кто пасует перед вызовом. Самолёты, поезда, смена часовых поясов, другой край света — и всё ради того, чтобы 90 минут простоять на секторе за родные цвета. Это был невероятный опыт!
В своей новой рубрике я задаю один провокационный вопрос.
Он будет связан с нашей фанатской темой.
Готова?)
Давай
Известно , что после 2014 года русский околофутбольный мир поделился на два лагеря - одни поддерживали то , что делает действующая власть , а другие заняли сторону Украины.
Был случай , когда фанаты одного клуба скандировали лозунг , который сейчас запрещен в России.
Что сейчас думает фанатский мир о боевых действиях в Украине?
Это очень глубокая и болезненная тема. Отрицать раскол бессмысленно — события 2014 года и последующих лет действительно развели многих людей, которые раньше стояли на одном секторе, по разные стороны баррикад.
Что думает фанатский мир сейчас? Скажу так: фанаты — это люди действия. И сегодня мы видим, что огромное количество представителей практически всех движей, включая «Торпедо», находятся непосредственно в зоне боевых действий. Созданы целые добровольческие подразделения, состоящие из парней с трибун, которые вчера были непримиримыми врагами в Околофутболе, а сегодня прикрывают друг друга в одном окопе.
При этом внутри движений всё равно остаются разные взгляды. Но фанатская этика такова, что сейчас на первый план вышла взаимовыручка. Люди собирают гуманитарную помощь, помогают семьям погибших соратников, поддерживают своих раненых. Фанатский мир всегда был про братство. И сейчас, в это непростое время, каждый делает свой выбор, но принцип «своих не бросаем» остается фундаментальным для большинства движений.
Если я не ошибаюсь , фанаты «Торпедо» и тульского «Арсенала» на время боевых действий в Украине заключили перемирие , правильно?
В 2023 году в пабликах действительно «гуляла» информация о перемирии, но я лично не слышала о каких-то прямых официальных договоренностях между лидерами движений. Что касается того самого баннера на игре — честно говоря, со стороны он больше напоминал инициативу самого клуба или какой-то «отсебятиной», а не реальным фанатским жестом. В нашей среде такие вещи всегда воспринимаются скептически, если они спускаются «сверху», а не рождаются на секторе. Но сам факт того, что такие разговоры идут, показательны. На трибунах сейчас и так хватает напряжения, и лишние конфликты между своими никому не нужны. Однако для настоящего фаната перемирие — это не баннер, согласованный с администрацией, а реальное рукопожатие на выезде или общие дела. Пока я вижу это скорее как информационный шум, чем как реальный исторический сдвиг в отношениях между движами.
И хотел бы задать вопрос про взаимоотношение между фанатами «черно-белых» и главным тренером команды Олегом Кононовым.
Что не так с Олегом Кононовым?
Уверен , что конфликт начался непросто так.
Конфликт с Олегом Георгиевичем начался далеко не в один день. Для фаната «Торпедо» тренер — это не просто человек в пиджаке на бровке, это тот, кто должен понимать дух и ДНК клуба.
Главная претензия трибун — это отсутствие того самого «торпедовского» характера в игре. Мы привыкли к борьбе, к тому, что команда «грызет» газон, даже если результат не в нашу пользу. При Кононове же часто возникает ощущение какой-то академичности и стерильности, которая фанатам чужда.
Не стоит забывать и про его прошлое в «Спартаке». В нашей среде к этому всегда относятся с особым прищуром. Когда результаты идут на спад, а игра не радует глаз, старые обиды и «красно-белый» бэкграунд всплывают моментально. Болельщики почувствовали дистанцию между тренером и трибуной - полное отсутствие диалога. В «Торпедо» всегда ценилась открытость: мы можем простить поражение, если видим борьбу, и мы всегда готовы выслушать тренера, если он готов говорить с трибуной честно.
Но Олег Георгиевич выбрал другую тактику — он просто избегает встреч с болельщиками. Когда команда в кризисе, фанаты хотят слышать ответы, хотят понимать, куда мы идем. А вместо этого мы видим закрытость и нежелание выходить на прямой контакт. Это воспринимается как высокомерие или страх взять на себя ответственность перед людьми.
Мы много говорили о фанатском движении, предлагаю обсудить и еду)
Какую кухню ты предпочитаешь?
Какой контраст пиротехника и еда 🤣
Если честно, я в этом плане человек крайностей: я люблю контрасты. Обожаю русскую кухню за её уют и «базу», но при этом фанатею от азиатской — за яркость и необычность вкусов.
Но самый кайф для меня — это готовить самой на даче. Там, на открытом огне, всё получается по-особенному вкусным.
Под «азиатской» ты имеешь в виду японскую и корейскую кухни?
Рамен, соджу и дорама.
Что еще нужно для счастья)
Японская и вьетнамская )
Фо бо и гёдзу рулят)
Да)
«Запад-5» в начале февраля в своем тгк опубликовали текст с претензиями о строящемся стадионе.
Претензия заключалась в том , что строительство арены не соответствует изначальному плану.
Что ты думаешь о стройке нового стадиона «Торпедо»?
Что касается стройки на Восточной, то это, пожалуй, самая болезненная тема для любого «черно-белого».
Главная боль фанатов в том, что на бумаге нам обещали одно, а по факту проект постоянно упрощается.
Официально говорят, что стадион достроят к осени 2026 года, возможно даже ко Дню города. Но фанаты переживают, что мы получим не «дом», а очередную типовую арену, которая по духу будет далека от легендарного стадиона им. Эдуарда Стрельцова.
На мой взгляд старый стадион был душой района. Новый пока выглядит как проект, который больше про бизнес и жилую застройку вокруг, чем про футбол и традиции. Для меня стадион — это не только трибуны и газон, это стены, которые должны «говорить». Если застройщик и клуб продолжат игнорировать мнение фанатов и менять план на ходу, мы рискуем вернуться не домой, а в красивую, но чужую «коробку».










Fame красотка