9 мин.

Индзаги покорил Ближний Восток

Вступление

За свою жизнь я видел множество интересных тренерских команд, но именно «Интер» Симоне Индзаги занял особенное место в моём сердце. Поразительно, ведь я никогда не являлся поклонником этого клуба, да и в целом концепция итальянского футбола для фаната «Баварии» — это что-то инородное.

После поражения «нерадзурри» в финале Лиги Чемпионов всем стало ясно, что цикл итальянского специалиста в черно-синей части Милана окончен. Следующим направлением для Индзаги стал Ближний Восток.

Признаться, я был зол и расстроен, когда увидел эти новости: «Неужели мы больше не увидим топ-тренера в большом футболе? Уехал на заработки, так и не выиграв заветный кубок?» Спустя более чем полгода могу смело сказать, что это не так. Индзаги как топ-тренер не закончился. Более того, Симоне доказал свою преданность футболу, ведь его работу в «Аль-Хиляле» халтурной точно не назовёшь.

Философия

В январе прошлого года главным недостатком футбола Индзаги я назвал зависимость от качества игроков. Тезис основывался на том, что результаты «Интера» критически зависели от Бастони, Бареллы и Чалханоглу. В Саудовской Аравии итальянец доказал, что я был не прав. Для понимания контекста нам нужно вернуться в 2025 год. Что из себя представляет «Интер» Индзаги и какой принцип был фундаментальным для этой команды?

Для системы Симоне не существует такого понятия, как «позиция». Формальная роль, стартовая зона — да, но не более. Каждый игрок «Интера» стремился занять свободное пространство без привязки к амплуа. Итальянский специалист научил команду быть смелой, дал игрокам свободу в принятии решений. При этом «нерадзурри» всегда стремились к максимальной вертикальности. Нередкими были ситуации, когда ради построения быстрой атаки «Интер» отводил мяч к Зоммеру, выманивая соперника в прессинг.

Изменилась ли методика Индзаги в Саудовской Аравии? Частично да. «Аль-Хиляль» намного ближе к формулировке «системная команда» в сравнении с «Интером». Появились узнаваемые паттерны, о которых речь пойдет позже. Тем не менее, приоритет свободного пространства над контролем конкретных зон сохранился.

Паттерны

Важное отличие нынешнего Индзаги от Индзаги прошлого — гибкость. Из ярого адепта, пусть и формальной, но все же перманентной 3-5-2, Симоне превратился в человека, который способен взламывать соперника при помощи любых расстановок. Для лучшего понимания следует рассмотреть наиболее частые паттерны.

Наиболее частая расстановка при владении

При позиционном контроле у «Аль-Хиляля» доминирует формация 3-1-6. Подвижность игроков атакующей группы позволяет эффективно комбинировать при помощи классических «треугольников» (передача со второго на третьего). Голкипер (применимо как к Буну, так и к Аль-Ями) в билд-апе практически не участвует, его роль сводится к передачам на ближайшего центрального защитника.

Наиболее частая расстановка при высоком прессинге

При высоком прессинге чаще всего «Аль-Хиляль» принимает вид 4-1-3-2, где верхняя пятерка активно оказывает давление на соперника. Примечательно, что чаще именно Малком становится вторым форвардом без мяча, а Дарвин Нуньес опускается ниже, занимая роль левого инсайда.

Наиболее универсальный вариант

При этом есть и более вертикальный вариант — 5-2-3 (3-4-3, 5-4-1). Самый безопасный при доставке мяча на чужую половину поля, вингеры при такой формации располагаются широко, форвард смещается глубже в поисках пространства для приема мяча.

Важно понимать, что все схемы — лишь фикция, варьирующаяся от матча к матчу. Главная заслуга Индзаги в Саудовской Аравии заключается в поиске лучших ролей для игроков, а не в расстановке одиннадцати футболистов в соответствии с определённой формацией.

Главное изменение

Ключевой фактор тренерского роста Индзаги в «Аль-Хиляле» — грамотное профилирование игроков. Даже на фоне периода в «Интере» виден очевидный прогресс Симоне. Давайте разберем детальнее.

Малком

Малком — ключевой игрок атаки у Индзаги. Универсальный игрок, способный действовать в разных ролях. Самая частая — правый инсайд, имеющий свободу перемещения вглубь для продвижения через пас или обводку, с приоритетом на передачу. В некоторых матчах исполняет роль классического вингера, забегая по правой бровке после передач за спину защитникам. Без мяча активен: во время высокого прессинга поднимается выше, образовывая пару с Леонардо (с учетом прихода Бензема, в будущем скорее с Каримом). Когда команда переходит в низкий блок, помогает в качестве правого полузащитника.

Рубен Невеш

Рубен Невеш — центральный процессор этого механизма, вероятно, главный игрок в системе Индзаги. При билд-апе имеет полную свободу перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Чаще всего становится центральным в тройке, позволяя Акчичеку, Кулибали и другим центрбэкам располагаться в более агрессивных, широких позициях. Элитный пас позволяет эффективно продвигать мяч, хорошо играет под давлением, из-за чего прессинг соперника чаще всего неэффективен. Может опускаться ниже в качестве левого защитника в тройке, нечто похожее на Тони Крооса в его последнем сезоне. При закреплении владения может подниматься выше. Без мяча чаще всего опускается ниже в качестве центрального, формируя тройку.

Тео Эрнандес

Тео Эрнандес — важный игрок на левом фланге, показывает лучший футбол в карьере. При Симоне стал полноценным левым вингбэком, имеет свободу перемещения и взаимодействия на левом фланге. Часто смещается ближе к центру, чтобы найти более удобный угол для прострела или подачи. Активно берет игру на себя, много бьет и совершает большое количество рывков с мячом. Как и в «Милане», при обороне часто пассивен, что создает для команды некоторые трудности.

Сергей Милинкович-Савич

Сергей Милинкович-Савич — бокс-ту-бокс, принимающий активное участие в атаках. Часто взаимодействует с Малкомом, играет в правой половине поля. Активно подключается вторым темпом, благодаря чему имеет в активе 11 результативных действий во всех турнирах. Хорош в игре без мяча, благодаря длинным ногам часто отбирает и перехватывает мяч. Технические навыки позволяют сразу же запускать атаку «Аль-Хиляля».

Дарвин Нуньес

Дарвин Нуньес, несмотря на скудные цифры результативности, является важным игроком. Индзаги определенно посмотрел матчи уругвайца за «Бенфику» и передвинул Нуньеса левее, но не на фланг, а в полуфланг. Поскольку Дарвин не обладает элитным дриблингом для игры 1-в-1, Симоне пришлось найти другое решение. Нуньес часто занимает глубокую позицию, предлагая себя в качестве адресата для передачи; хорошо отлажена связка с Тео. Уругваец совершает большое количество рывков с мячом, обеспечивая продвижение мяча и территориальное преимущество для партнеров. Без мяча активен, во время высокого прессинга чаще опускается во вторую линию, играя левее.

Юсуф Акчичек

Юсуф Акчичек — молодой центральный защитник, явно прогрессирующий при Индзаги. Способен играть как слева в тройке, так и в центре. Из всех защитников «Аль-Хиляля» именно турок чаще всего продвигает мяч при помощи рывков и передач. Если проводить аналогии с «Интером», он похож на урезанную версию Алессандро Бастони. Достаточно быстрый по меркам чемпионата, что позволяет останавливать практически любого соперника. Имеет большое количество оборонительных действий, неплох на втором этаже.

Мохамед Канно

Мохамед Канно — один из капитанов «Аль-Хиляля», важный фундамент в центре поля, позволяющий держаться системе с одним опорником. Имеет великолепные габариты (рост 191 см), что позволяет эффективно вести борьбу при контратаках. Обладает неплохим пасом, активно помогает тройке защитников при розыгрыше, если есть необходимость.

Бензема разрушит баланс?

Карим Бензема

Определенно нет. Карим — один из лучших форвардов в истории по игре на мяче, термин «link-up play» — фишка француза. Он не сломает баланс, а еще больше сместит его в сторону контроля. Леонардо, форвард «Аль-Хиляля», активно опускался ниже для взаимодействия с партнерами, Бензема способен делать это на другом уровне. Более того, элитный бомбардирский навык Карима никуда не делся, выбор позиции, тайминга для удара у него по-прежнему на очень высоком уровне. Единственный аспект, в котором Леонардо лучше — скорость, игра на пространстве. Но и здесь не все так однозначно, ведь качество передачи Бензема может позволить Аль-Досари и Малкому эффективнее действовать при открываниях за спину. Ну а без мяча ни Леонардо, ни Карим выдающимися игроками не выглядят. В общем, для коллектива Индзаги от этой сделки в плюсе все, кроме бразильского форварда.

Итог

Какую оценку можно дать работе Индзаги в «Аль-Хиляле»? На мой вкус, близкую к идеальной. Симоне не отказался от своих принципов, при этом стал вариативнее, научился делать систему более адаптивной для футболистов, показал невероятный талант в профилировании игроков. Безусловно, стоит сказать, что хотя бы немного сопоставимого конкурента в чемпионате у Индзаги нет, но разве в этом вина итальянца? Он — один из немногих тренеров, уехавших из европейского топ-футбола не только ради того, чтобы заработать. Итальянец продолжает развиваться как тренер, а его возвращение на европейскую сцену выглядит как вопрос времени. Как-то так.