8 мин.

Лимит в российском футболе — добро или зло?

Одной из животрепещущих тем последних месяцев в российском футболе является обсуждение нового лимита на легионеров, эти разговоры первым поднял министр спорта Михаил Дегтярев в интервью «Коммерсант», он заявил, что должен подписать приказ в этом году об ужесточении лимита «пять на поле, десять в заявке» вместо нынешнего, где можно иметь 13 легионеров в заявке и 8 на поле. Но как мы видим год закончился, а никаких решений нет. Разговоры продолжаются до сих пор. Новый лимит может стать одним из самых глобальных изменений в российском футболе. Но поможет ли он? Вопрос неоднозначный и требует дополнительной информации и углубления в историю и достижения команд и сборной страны в эпоху разных лимитов.

В 21 веке лимит на легионеров менялся 7 раз, что уже само по себе странно, но на то были разные причины: и политические, и успешные выступления сборной России на Евро-2008, да, да именно после выхода в полуфинал лимит поменяли. Но об изменениях после Евро-2008 чуть попозже, а пока давайте «окунемся» в сезон 2005, именно в нем появился первый лимит в 21 веке. Каким он был? И что поспособствовало принятию такого глобального решения? Давайте разбираться. В связи с вылетом в групповых этапах на Чемпионате мира-2002 и на Евро-2004. Свое слово сказал даже президент России Владимир Путин, который описал события происходящие в футболе, как «трагические». В декабре 2004 года был введен лимит, и в 2005 году он действовал по схеме 6+5, то есть на поле могло находиться до шести легионеров. Но был еще один важный момент. От статуса легионера освобождались иностранцы, которые провели больше 10 матчей за свою национальную сборную. Именно из-за этого нюанса принятый лимит назвали «липовым». Матч, который стал поводом для этого, был сыгран между «ФК Москва» и «Динамо Москва», где вторые выставили на поле 11 легионеров, так как все они сыграли больше 10 матчей за свою сборную. В результате этого получается, что для некоторых команд лимита и вовсе не существовало. 

Снова декабрь и изменение лимита, какое-то дежавю. На этот раз перед сезоном 2006. Исполком РФС и его новоиспеченный глава Вячеслав Мутко, сменивший на посту Вячеслава Колоскова, приняли решение о том, что в составе одной команды могут находиться 7 иностранцев на поле одновременно, при этом пункт о количестве игр за сборную был убран . То есть этот лимит можно назвать намного более справедливым по отношению ко всем клубам. Он действовал до начала чемпионата 2009 года и действительно приносил отличные результаты: победа «Зенита» в Кубке УЕФА в сезоне 2007-2008, в финале которого играли семь россиянин и Евро-2008, где наша сборная вышла в полуфинал и казалось все идет хорошо и зачем менять то, что приносит свои плоды, но как говорится аппетит приходит во время еды и перед сезоном 2009-2010 его ужесточили. Вместо семи могло появляться на поле только шесть легионеров. Это изменение, Мутко прокомментировал так: «А как еще, скажите, давать дорогу молодым и перспективным российским игрокам?». Хочется спросить, то есть победа «Зенита» в Еврокубке с семью россиянами в финале и выход в полуфинал Евро-2008 недостаточно для того, чтобы прийти к выводу, что лимит действует хорошо и что конкуренция с легионерами сказывается на российских игроках, где они хотят «выгрызать» место в составе и прогрессировать.

Как ранее я сказал в сезоне 2009 лимит поменялся по сравнению с предыдущем и можно было выпускать не более шести иностранцев на поле. Впрочем он тоже продержался недолго. Перед сезоном 2012-2013 его смягчили, в том числе из-за провала на Евро-2012. Число иностранцев, которые могут выходить на поле снова возросло до семи человек. Интересно, что лимит приняли в период так называемого безвластия, тогдашний министр спорта Сергей Фурсенко уволился за несколько недель до начала чемпионата. Буквально спустя сутки это решение прокомментировал Виталий Мутко, занимавший пост министра спорта России, назвав это решение безответственным и пообещал сделать все, чтобы вернуть прежний лимит. По поводу безответственности я полностью согласен, менять правила турнира за несколько недель до его начала, это как минимум нецелесообразно и не справедливо по отношению к клубам, которые выстраивали свою трансферную политику под прошлый лимит. Валерий Карпин, занимавший должность генерального директора «Спартака» также высказал недоумение по поводу этого решения: «Правила игры нельзя менять меньше, чем за три недели чемпионата страны, — просто беспредел. Другими словами это никак не назовешь».

В 2014 году исполком РФС утвердил новую эволюционную схему. Планировалось, что спустя год – с сезона-2015/16 – лимит перейдет с ограничения на поле на ограничение в заявке: 10 иностранцев и 15 россиян выпускать на поле их можно в любом количестве. Эту реформу одобрили летом 2014-го, окончательно планировали закрепить в декабре.НО все сорвалось. Владимир Путин подписал закон о легионерах в спорте, который передал все полномочия по регулированию лимитов во всех видах спорта Министерству спорта. И Мутко перед сезоном 2015–2016, а точнее за три дня до старта чемпионата, подписал указ о лимите, где можно задействовать не менее шести иностранцев на поле, то есть вернулся к истокам 2009 года. Опять же если говорить о времени принятия этого решения, то это не поддается ни какому объяснению, менять правила за несколько дней до старта чемпионата, это, конечно, возмутительно и с финансовой и спортивной точки зрения. Но если говорить про будущие достижения в эпоху этого лимита, тут ситуация неоднозначная. Провал на Евро-2016, где больше запомнилась драка болельщиков перед матчем Россия - Англия и скандал с участием Кокорина с Мамаевым в ночном клубе Монте-Карло. В международных соревнованиях наши клубы не проходили дальше четвертьфинала, в результате этого у нас понизился рейтинг УЕФА. Единственным успехом в эпоху этого лимита, конечно, можно назвать выход сборной России в четвертьфинал на домашнем чемпионате мира, который проводился в 2018 году. С 2008 года не объединялись так футбольные болельщики, как в это время. Праздник, эмоции - это все было на высшем уровне! В итоге лимит, который действовал до сезона 2020-2021 скорее можно неудовлетворительным, так как неудачных выступлений наших команд и сборной было больше. С 2020 года правило теперь действовало на заявку, где можно было иметь не более восьми иностранцев. При этом ограничение по числу одновременно находящихся зарубежных футболистов отсутствовало. Еще через два сезона лимит снова смягчили и в заявку можно вносить 13 иностранцев, а на поле выпускать до восьми. Этот лимит действует до сих пор.

С учетом всего выше сказанного, давайте разбираться действительно ли лимит главная проблема российского футбола или все же существуют более глобальные вопросы, например, развитие детско-юношеского футбола. Конечно, обсуждать все детали академий мы не будем ибо текст получится на страниц 20. Но затронем самые важные аспекты и проблемы. Андрей Аршавин - один из лучших российских футболистов 21 века высказался об этих проблемах: «Была порушена система, когда Советский Союз распался. Было достаточное количество спортшкол. Живет, я не знаю, 5 млн человек, на них должно быть 20 школ, которые государство финансировало. У каждой школы были поля. Может быть, не самые лучшие, но были. Есть тренеры, секции. Для советских времен тренеры получали достаточно. У них был инвентарь. Была система турниров. Был поток тренеров. На тренеров нужно было обучаться пять лет. После распада СССР нищета была, инфраструктура стала хуже, тренеры стали уходить, дети уходят, нечем играть. Вследствие чего упала массовость футбола. Была, не знаю, 5 млн, сейчас, наверное, в пять раз меньше». Игорь Денисов также высказался о маленьких зарплатах тренеров и отсутствии достаточного количества манежей: «Неуважительное отношение заключается в заработных платах. Я считаю, что детский тренер должен зарабатывать большие деньги – вот прямо большие. Ну вот, например, работающий с детьми 6-10 лет должен получать от полумиллиона в месяц. От того, что я один говорю, как мало манежей, ничего не изменится». Средняя заработная плата детского тренера на 2025 составляет 47 тысяч рублей, по крайней мере данные ГородРабот.Ру об это свидетельствуют. Конечно, верить или нет этой статистике, это дело каждого, но даже если ориентироваться на ее, она катастрофически маленькая. Люди, которые тренируют детей, закладывают им базовые навыки, воспитывают в них характер, дисциплину должны получать как минимум в два раза больше. Манежи, где должны тренироваться дети в холодных регионах страны, да и не только в них, невероятно мало. Безусловно нужно отмечать и плюсы. Создание ЮФЛ (Юношеской футбольной лиге) в 2019 году. Турнир разделяется ни три категории: для игроков до 18, 17 и 16 лет. Около 30 выпускников ЮФЛ успели сыграть за главную сборную страны, среди них: Алексей Батраков, Матвей Кисляк, Константин Тюкавин, Сергей Пиняев, Станислав Агкацев. Тогда нужно задаться вопросом. Может тогда будем больше внимания уделять молодежному футболу? Ведь это наше будущее и тогда никакие легионеры не помешают действительно талантливым российским игрокам пробиться в основной состав любого клуба и быть первой скрипкой в нем.

Безусловно всегда хочется, чтобы играло больше российских игроков, но любое искусственное ведение их в следствие лимита или каких-либо других ограничений, это не есть хорошо. Футболисты должны «выгрызать» свое место в составе и действительно заслуженно выходить на поле, а не быть в «комфортных условиях», зная, что они будут в приоритете даже если они хуже какого-либо иностранца. Впрочем и результаты говорят сами за себя. Все выигранные трофеи в международных соревнованиях и наиболее успешное выступление нашей сборной были достигнуты при смягченном лимите и несмотря на это в командах преобладало количество российских футболистов. Всё же дело скорее в более глобальных проблемах и детско-юношеская среди них. Так давайте решать эти вопросы и у нас будут появляться такие игроки, как Агкацев, Кисляк, Батраков, которые будут из без лимита играть и быть главными действующими лицами своих команд. Возвращаясь к названию. Лимит зло.