Спортивная империя Jay-Z: как рэпер стал агентом Винисиуса и Кевина де Брюйне
В октябре 2022 эксперт по хип-хопу Forbes Зак О'Мэлли Гринбург опубликовал список самых богатых хип-хоп исполнителей, в котором Шон Jay-Z Картер сохранил за собой первую строчку, оставшись единственным официально подтвержденным миллиардером.
По данным Forbes, состояние Jay-Z оценивается в $2,5 млрд: в «портфель» музыканта и бизнесмена входят акции, доходы от музыки, алкогольной продукции (шампанское Armand de Brignac) и различные бренды – к примеру, Savage X Fenty от Рианны. Но мало кто говорит о его деятельности в Roc Nation, особенно в Roc Nation Sports, которая уже сотрудничает с Серией А, выкупила крупнейшее футбольное агентство Бразилии TFM, а также имеет контракты с игроками NBA, MLS, MLB и NFL. Так что же это за Roc Nation?
Об этом рассказывает выпускник Футбологики и автор Telegram-канала «Твенте Трёшку Отгрузил» Виктор Ласкин.
От Рианны до Кевина де Брюйне
Компания Roc Nation была основана в 2008 году и с течением времени продолжала быстро расти. И уже весной 2013 года Jay-Z в партнерстве с Creative Artists Agency – известным агентством в Лос-Анджелесе, работающим с талантами – открыл спортивное подразделение Roc Nation Sports.
Как говорит президент Roc Nation Sports Майкл Йормарк: «…Мы не считаем себя спортивным агентством в традиционном понимании. Мы, скорее, движение. Каждый сотрудник RNS гордится тем, что помогает спортсменам достигать своих целей как на поле, так и за его пределами, формируя позитивный имидж в обществе».
Первым большим событием для RNS стало подписание контракта со вторым бейсменом (в бейсболе – игрок, защищающий базу) «Нью-Йорк Янкис», который также входил в команду всех звезд, Робинсоном Кано. Также были подписаны контракты с молодым ресивером «Нью-Йорк Джайентс» Виктором Крузом и молодой баскетболисткой Скайлар Диггинс-Смит.
20 июня 2013 года стало известно, что Jay-Z официально получил лицензию спортивного агента Национальной баскетбольной ассоциации и Главной лиги бейсбола. А уже 1 мая 2014 года Roc Nation Sports подписало Джеймса Янга из команды «Кентукки Уайлдкэтс».
В настоящее время клиентами Roc Nation Sports являются более 100 игроков в бейсбол, баскетбол, футбол, американский футбол, регби и киберспорт. Также компания развивает свой канал спортивных трансляций. Но нас больше интересует именно футбол: игроки и клубы-клиенты агентства и, конечно же, дальнейшие планы Roc Nation Sports. Давайте разбираться!
«Вы слышите «футбол» и сразу представляете молодых талантливых бразильцев»
Интерес к футболу появился с первых дней основания: сразу после открытия Roc Nation Sports 10 лет назад Jay-Z заявил, что «подписание футбольной суперзвезды Неймара остается приоритетным» для компании. Этого до сих пор не произошло, но кто знает, что нас ждет впереди.
Помимо Неймара есть еще много футбольных талантов из Бразилии. И что же решил сделать Jay-Z? Вместо того, чтобы соревноваться с агентством TFM, с которым работают Винисиус, Габриэль Мартинелли, Эндрик, рэпер… просто купил TFM!
«Сначала мы хотели открыть собственный офис – так сказать, начать с нуля», – рассказывает Йормарк. – «Но спустя три с половиной года мы решили, что нам надо найти агентство, разделяющее наши цели и стратегию и являющееся лидером рынка, чтобы потом… Знаете, нет лучшего способа устранить конкурента, чем просто купить его».
Да, спортивное подразделение Roc Nation купило контрольный пакет акций (51%) агентства TFM, чьими клиентами в том числе являются вышеупомянутые игроки мадридского «Реала» и лондонского «Арсенала». После покупки агентство TFM было переименовано в Roc Nation Sports Brazil и продолжает работать, как и раньше. Руководить бразильским офисом Roc Nation Sports International будет основатель TFM Фредерико Пенья.
«Мы хотим, чтобы они (TFM) продолжили управлять бизнесом так, как они делали до покупки, потому что они с этим прекрасно справлялись», – отметил Йормарк. – «Мы же дополним их и вместе станем еще лучше».
Покупка стала важным шагом для Roc Nation Sports в рамках мировой экспансии: в 2020 году подобная сделка была заключена с английским футбольным агентством Алана Редмонда R10 (теперь Алан – исполнительный вице-президент и глава развития футбола в Roc Nation Sports International), чья клиентская база насчитывает 40 футболистов. Однако с приобретением TFM общее количество клиентов RNS увеличилось до 120.
Также после приобретения бразильского агентства Roc Nation Sports заняло седьмое место в списке самых дорогих спортивных агентств Северной Америки. Общая стоимость заключенных контрактов была оценена в $2,6 млрд, а комиссионных – до $203 млн.
Почему Бразилия?
«Вы слышите “футбол” и сразу представляете молодых талантливых бразильцев. Южноамериканская страна, вероятно, будет первой в списке у большинства футбольных фанатов – у бизнесменов занимает ту же строчку», – ответил на этот вопрос Майкл Йормарк, президент Roc Nation Sports International. – «И если Вы что-нибудь знаете о TFM, то для Вас не будет секретом, что их клиенты – одни из лучших мировых футбольных талантов».
Приобретению агентства особенно радовался Винисиус, который в последнее время стал настоящей «иконой» в борьбе с расизмом. Дело в том, что с Roc Nation сотрудничают многие темнокожие спортсмены и знаменитости: от Рианны в музыке до Лукаку в футболе.
Кто же еще работает или работал до этого с агентством?
1. Жером Боатенг (на данный момент – свободный агент)
Подписал контракт: июнь 2015 г.
Чемпион мира, победитель Лиги Чемпионов, многократный чемпион Германии. Но не титулы, а сама личность Джерома убедила Jay-Z предложить контракт. Боатенг подружился с рэпером, будучи большим поклонником моды и музыки, и именно интерес бывшего центрального защитника «Баварии» и сборной Германии к индустрии развлечений помог ему стать очень популярным вне футбола.
Для Roc Nation важно, чтобы каждый член компании разделял и представлял их видение и ценности, и Боатенг был именно таким. К примеру, он был удостоен премии Audi Generation Award в 2014 году после того, как помог с проектом Living a Dream, организованным детским благотворительным фондом. Жером помогал строить футбольные поля и учебные заведения для детей в Бразилии – стране-хозяйке Чемпионата мира 2014 года, который выиграла Германия.
2. Ромелу Лукаку (на данный момент – игрок «Челси»)
Когда подписал контракт: апрель 2018 г.
Ромелу Лукаку стал первым игроком Премьер-лиги, подписавшим контракт с Roc Nation Sports. Интересно то, что на момент подписания контракта у Лукаку уже был один из самых известных и влиятельных футбольных агентов мира – Мино Райола. И бельгиец расторг соглашение с Райолой, чтобы подписать контракт с американским агентством. Эта сделка стала большим шагом как для RNS в области агентской деятельности, так и для самого Лукаку: он и Боатенг стали частью одного из крупнейших американских брендов.
3. Эрик Байи (на данный момент – игрок «Манчестер Юнайтед»)
Когда подписал контракт: январь 2019 г.
Эрик Байи стал третьим футболистом, подписавшим соглашение с Roc Nation Sports, присоединившись к компании бывшего партнера по клубу Лукаку.
У Байи есть свой собственный благотворительный фонд, названный «Фонд Эрика Байи» и нацеленный на помощь людям из его родной страны – Кот-д'Ивуара. Посылая продукты питания, напитки и другие предметы первой необходимости во время пандемии, Байи как мог поддерживал людей, находящихся в изоляции.
4. Кевин Де Брюйне (на данный момент – игрок «Манчестер Сити»)
Когда подписал контракт: март 2019 г.
Вслед за партнером по сборной Кевин де Брюйне также стал клиентом Roc Nation Sports. Подписав контракт с Кевином, американское агентство тем самым заявило всем, что оно хочет быть не просто успешным, а самым лучшим.
И Де Брюйне, и Байи в декабре 2019 года в рамках программы RNS Kicks for Kids провели несколько тренировок для детей из малоимущих семей Манчестера.
5. Аксель Витсель (на данный момент – игрок «Атлетико Мадрид»)
Когда подписал контракт: апрель 2019 г.
Витсель стал третьим игроком сборной Бельгии, подписавшим контракт с RNS. Даже несмотря на свой ранний отъезд в Китай, Аксель не забросил футбол, сначала вернувшись в Дортмунд, откуда перешел в «Атлетико», где даже в свои 34 года продолжает выходить на поле.
6. Самуэль Чуквуезе (на данный момент – игрок «Милана»)
Когда подписал контракт: август 2019 г.
24-летний Саму Чуквуезе пока не стал мировой звездой, как Де Брюйне или Боатенг, но это партнерство имеет смысл как для самого игрока, так и для Roc Nation Sports. С тех пор, как он подписал соглашение с RNS, репутация футболиста очень выросла, и теперь фанаты «Милана» готовятся повторять за диктором «Сан-Сиро» фамилию одного из самых ярких талантов Нигерии.
7. Маркус Рэшфорд (на данный момент – игрок «Манчестер Юнайтед»)
Когда подписал контракт: апрель 2020 г.
Маркус Рэшфорд – больше, чем просто футболист. Будучи очень чутким и самоотверженным человеком, с юности он посвятил свою жизнь оказанию помощи нуждающимся, в том числе обращая внимание правительства на острые общественные проблемы. Его партнерство с Roc Nation касалось «исключительно того, что остается вне поля: филантропия, PR и маркетинг, связи с общественностью и коммерческое партнерство».
К примеру, игрок сборной Англия добился того, что правительство Великобритании отменило свое решение о прекращении бесплатного питания школьников. Он также выучил язык жестов, чтобы выступить в качестве судьи на конкурсе поэзии в школе для глухонемых, а еще помогал бездомным.
Однако союз продлился недолго, и уже в июле 2021 года стороны расторгли контракт.
8. Федерико Бернардески (на данный момент – игрок «Торонто»)
Когда подписал контракт: май 2020 г.
Бернардески стал первым итальянским футболистом, подписавшим контракт с Roc Nation. Именно работа Федерико вне поля во время пандемии привлекла внимание RNS: при заключении соглашения представители агентства подчеркнули, что «ценности игрока «Ювентуса» совпадают с ценностями компании», а также что «Roc Nation гордится проделанной им работой и будет стремиться поддерживать и помогать ему в достижении долгосрочных целей».
9. Тайрон Мингз (на данный момент – игрок «Астон Виллы»)
Когда подписал контракт: май 2020 г.
Всего через несколько дней после подписания соглашения с Бернардески Roc Nation объявила, что Тайрон Мингз из «Астон Виллы» также стал клиентом агентства.
Мингз уже начал готовиться к жизни после завершения профессиональной карьеры футболиста, расширяя свои знания в бизнесе, инвестируя в модные и технологические компании, а также проявляя интерес к покупке недвижимости. Кроме того, он создал свою футбольную академию «Академия Тайрона Мингза».
10. Уилфрид Заа (на данный момент – игрок «Галатасарая»)
Когда подписал контракт: ноябрь 2020 г.
Уилфрид Заа – один из самых харизматичных и талантливых футболистов, так что было понятно, почему Roc Nation подписала с ним контракт в конце 2020 года. Заа, как и другие клиенты агентства, участвует во многих благотворительных проектах по всей Англии и Кот-д'Ивуару, и RNS помогает ему в этом.
«Мы упорно работаем, чтобы находить лучших молодых игроков каждый год»
Roc Nation Sports работает и на перспективу: по программе Roc Nation Sports International’s Class агентство ежегодно подписывает соглашение с пятью молодыми талантливыми игроками. И вот в марте 2023 года следующие английские футболисты в возрасте до 16 лет подписали контракт с RNS:
1. Лука Флетчер («Рединг»)
Прирожденная «девятка», также может играть в оттяжке. Лука забил больше 20 голов за юниорскую команду «Рединга» в минувшем сезоне и четыре гола в четырех играх сборную Англии U-16.
2. Тьери Рохарт-Браун («Рединг»)
Техничный полузащитник, обладающий при этом потрясающей «физикой». Прекрасно действует на мяче и держит его. Играет за команду «Рединга» U-15.
3. Конор Льюис («Болтон»)
Забивной полузащитник, который при этом отличается высоким уровнем футбольного интеллекта и является «главным мозгом» команды. Также стоит отметить дальние удары и передачи, которые игрок стабильно наносит и отдает в течение матча. Играет за команды «Болтона» U-16 и U-18.
4. Сет Чинавейр («Манчестер Сити»)
Высокий и атлетичный полузащитник – чем-то напоминает Яя Туре. Сет может играть как в опорной зоне, так и выше, где он наиболее эффективен. Технически одаренный игрок, одинаково хорошо играющий обеими ногами, хорош в созидании. Играет за «Манчестер Сити» U-16.
5. Тео Аделузи («Тоттенхэм»)
Мощный центральный защитник с рабочей правой ногой. Одинаково хорош как в созидании – игрок часто начинает атаки команды длинными передачами, – так и в игре 1 в 1. Также может самостоятельно продвинуть мяч вперед благодаря уверенной игре под давлением. Выступает за «Тоттенхэм» U-16.
«Это честь приветствовать этих юных футболистов в нашей «семье», и мы с нетерпением ждем, что они смогут полностью раскрыть свой талант», – заявил исполнительный вице-президент и глава развития футбола в Roc Nation Sports International Алан Редмонд.
А Натан Кэмпбелл, глава селекции в Roc Nation, добавил: «Мы упорно работаем, чтобы находить лучших молодых игроков каждый год».
От игроков к клубам и лигам
Этим летом появились новости о том, что Jay-Z заинтересован в покупке футбольного клуба «Тоттенхэм Хотспур». Несмотря на то что рэп-исполнитель и бизнесмен является фанатом «Арсенала», он готов инвестировать в клуб из северной части Лондона: речь идет о сделке на сумму $2.8 млрд.
Jay-Z выступил с предложением о покупке клуба сразу после того, как нынешний владелец «Тоттенхэма» Джо Льюис был обвинен в мошенничестве: согласно официальной версии, с 2019 по 2021 год он передавал закрытую информацию о таких компаниях, как Mirati Therapeutics MRTX. O, Solid Biosciences SLDB. O и австралийской сельскохозяйственной компании AAC.AX.
Льюис перестал считаться лицом, полностью контролирующим компанию Tottenham Hotspur Limited (THL), в октябре 2022 года после реорганизации семейного фонда Lewis Family Trusts. На продажу клуб был выставлен еще в прошлом году. Иранско-американский миллиардер Джам Наджафи, председатель MSP Sports Capital и миноритарный акционер клуба НБА «Финикс Санз», предложил за клуб АПЛ $3,75 млрд, но сделки не случилось. Теперь же в покупке «Тоттенхэма» предметно заинтересован Jay-Z и Roc Nation Sports.
Но компания решила не ограничиваться отношениями с игроками и клубами и подписала соглашение с итальянской Серией А. Обе стороны сделки заинтересованы в популяризации итальянского футбола в Северной Америке. Новость о заключении контракта появилась 10 июля в социальных сетях Jay-Z.
Рабочие отношения между RNS и Серией А начались еще в 2019 году, а в 2020 году, в разгар пандемии, агентство подписало контракт с «Миланом». Согласно документу RNS и клуб должны были провести мероприятие по оказанию помощи ключевым сотрудникам «Милана». На мероприятии выступили DJ Khaled, Алишиа Кис и Келли Роулэнд, а все доходы пошли на благотворительность.
Теперь же отношения с лигой переросли в «стратегическое партнерство», основной целью которого является популяризация итальянского футбола в Северной Америке путем привлечения существующих фанатов и расширения фанатской базы через цифровой контент, различные активности и мероприятия.
«Мы невероятны рады прогрессу отношений с Серией А. Тем самым итальянский футбол будет расти как бренд по всей Америке, развивая при этом коммерческие партнерства на новом рынке, что приведет к дальнейшему росту одной из лучших футбольных лиг», – сказал Майкл Йормарк, президент Рок Нэйшн Спорт.
Луиджи Де Сиерво, генеральный директор Серии А, подчеркнул важность этого стратегического партнерства для развития итальянского футбола в Северной Америке:
«Это сотрудничество позволит, прежде всего, укрепить наше присутствие в США. Как лига, мы стремимся увеличить популярность и влияние в этом критически важном регионе, который, к тому же, будет принимать Чемпионат мира по футболу в 2026 году. И нам, можно сказать, необходимо обзавестись новой фан-базой».
И компания уже начала продвигать итальянский футбол в массы: контентмейкеры RNSI сделали так, что матчи и иной контент, посвященный Серии A, транслируются на самом большом открытом экране на Таймс-сквер в Нью-Йорке.
Но Roc Nation – не единственные «американцы», сотрудничающие с Серией А: компания Paramount является титульным спонсором миланского «Интера», а на платформе Paramount + можно посмотреть все 380 игр сезона Серии А в прямом эфире или в записи.
Будущее Roc Nation Sports
Компания нацелена на дальнейшее развитие и сотрудничество с новыми «рынками», но если Jay-Z хочет, чтобы Roc Nation Sports стала действительно успешным многопрофильным спортивным агентством, ему нужно сосредоточиться на агентской деятельности.
В любом случае, не стоит недооценивать перспективы и возможности «империи Jay-Z», которая уже сотрудничает не только с мировыми звездами, но и находит талантливых спортсменов по всему миру.