С мечтами покончено. «Фиорентина» уступила в финале Лиги Конференций
Предматчевая установка
Обзор хочется начать со стартовых составов: так получится нагляднее объяснить изначальный план.
Итальяно всё-таки поставил Раньери: Куарта с Игором в последнее время выглядели очень расхлябанно, и тренер решил выбрать более надёжный вариант, пожертвовав продвижением мяча.
Выход Куаме в паре с Гонсалесом на флангах атаки стал ещё одним шагом к упрощению игры: первое касание ивуарийца не позволяло рассчитывать всерьёз на качественные действия в финальной трети, но зато его оборонительный объём и умение выигрывать верховые мячи явно пригодились бы против физически сильного соперника, ставящего на контратаки.
Начало игры и первый тайм
Так в итоге и случилось. Да, «Фиорентина» разыгрывала коротко от ворот, но при входе в центральную треть тут же старалась вертикализовать игру либо пасом на Куаме или Гонсалеса, либо через смену фланга. Соответственно, для этого в линию к защитникам соперника поднималось по пять-шесть человек.
Проблема в том, что это решение не позволяло по-настоящему эффективно доставлять мяч в штрафную соперника: Амрабат опускался в линию к центральным защитникам, и схема при владениях становилась похожей на 3-0-7. «Вест Хэм» же без мяча использовал 4-4-2, отрядив в прессингующую двойку Антонио и Пакета. За счёт численного преимущества в зоне «Фиорентина» не испытывала никакого давления в первой стадии, но продвинуть мяч ввиду отсутствия вариантов в центре тоже не могла.
Показательным вышел момент, когда в первом тайме Гонсалес открылся-таки в центр под пас, неудачно обработал и чуть не потерял мяч, в последний момент сумев в подкате остановить соперника. В итоге после этого они вместе с Бонавентурой оказались в центре и за два паса довели мяч до Куаме перед штрафной соперника. Открывание от кого-то из атакующей группы «Фиорентины» в центре или даже банальное смещение одного из фланговых защитников ниже в бровку сразу же давало «фиалкам» возможность перейти на чужую половину и делать свои владения более опасными. Тем не менее в первом тайме флорентийцы не использовали центральные зоны в полной мере.
Впрочем, соперник тоже не блистал: «Вест Хэм» был максимально примитивен на мяче. Стремление играть длинными при каждом удобном случае привело к тому, что защитники «Фиорентины» выиграли почти все единоборства у атакующей линии англичан. Майкл Антонио был съеден Миленковичем при фрагментарной помощи Амрабата, а Пакета был скован интенсивным давлением полузащиты флорентийцев в целом. Пригодилось и трудолюбие Куаме с Гонсалесом: оба исправно опускались на свою половину и доигрывали до конца стремящихся поддержать владение фланговых защитников соперника.
Что пошло не так?
Первый тайм «Фиорентина» закончила незасчитанным голом Йовича. Несмотря на проблемы с атакой, флорентийцы явно имели преимущество по моментам (банально ввиду того, что «Вест Хэм» в принципе почти не видел мяча значительные отрезки матча). Однако во втором тайме вернулись старые проблемы: Бираги потерял Боуэна за спиной после аута и максимально нелепо сыграл рукой. Пенальти в ворота «Фиорентины», который англичане реализовали.
Однако «фиалкам» удалось быстро отыграться: пресловутая длинная диагональ от Амрабата нашла Гонсалеса. Аргентинец скинул на Бонавентуру, и итальянец решил момент. В очередной раз в этом сезоне.
Были и другие подходы: удар Кабрала в быстрой атаке из штрафной, который был заблокирован рукой защитника (прижатой, всё по правилам), и опасный удар Мандрагоры с 14-15 метров, не встретивший никакого сопротивления. Увы, итальянец не попал даже в створ.
Ну а дальше случился победный гол «Вест Хэма» на 90-й минуте, который следует разобрать отдельно.
Кадр #1: длинный пас от ворот «Фиорентины», Кабрал проигрывает единоборство, мяч подбирает полузащитник «Вест Хэма» и пытается сыграть пяткой вперёд. Амрабат блокирует, но за счёт неудачного рикошета мяч попадает к Пакета. Обратите внимание на позицию Мандрагоры и сопоставьте её с Амрабатом и Бонавентурой. Джек держит потенциального визави перед собой, Софьян располагается плотно и имеет возможность сразу вступить в отбор (что и происходит), Роландо вне эпизода и далеко от Пакета.
Кадр #2: ввиду рикошета от эпизода оказываются отрезаны Бонавентура и Амрабат, Мандрагора опаздывает к своему оппоненту и, скорее всего, не успеет даже фолить. Нежно любимый нами открытый мяч у соперника. Игор как будто намерен делать шаг вперёд и ловить забегание Боуэна в офсайд, Бираги (номер 3) — работать персонально. Снова отсутствие синхронности в действиях защитной линии.
Кадр #3: Игор не пойми как расположен корпусом (не развёрнут ни для начала забега в сторону ворот, ни для сужения коридора между собой и Миленковичем для перехвата), Бираги и вовсе сначала делает шаг в сторону своих ворот, ломая линию, а потом будто спохватывается и пытается сделать искусственный офсайд.
Вот и всё, собственно. Мандрагора выключился из эпизода в центре, Игор (свежий и ментально, и физически!) — сзади, Бираги же снова играет по наитию, а не по общекомандным принципам, несогласованно с остальной линией. Давайте повторять одну и ту же ошибку из раза в раз?
Послематчевая пресс-конференция Винченцо Итальяно
— Какие чувства вы испытываете сейчас?
— Мы проиграли два финала за 15 дней, и это очень больно. Особенно в этом матче: я видел, что мы сделали работу над ошибками после игры с "Интером". Мы были значительно внимательнее в первом тайме, пусть и хуже, чем раньше, выглядели при своих владениях. Два эпизода: первый — с пенальти. Я его не пересматривал, но в динамике показалось, что можно было и не останавливать игру. Второй — решающий пропущенный, в котором легко было сыграть иначе. Детали решают, и в итоге мы не получили трофей. Думать о том, в какой манере мы уступили, очень, очень больно.
— Поражения из-за одних и тех же ошибок... Как вы с этим справляетесь?
— Больно всем, не только мне. Вся Флоренция была с нами. Честно: проигрывать, пропуская вот так, просто отвратительно. Четыре защитника, все на местах — и тут идёт разрезающий пас. Мы работали над этими эпизодами пять дней подряд. Можно проиграть, если тот же Пакета забил бы дальним ударом в девятку, но не вот так. Я снова увидел, что наша команда готова забирать инициативу. Момент Мандрагоры мог принести нам победу. Я очень сожалею, мне очень жаль всех, кто был с нами. Мы работали над ошибками, многие из них поправили. Надеюсь, это было видно. Учитывая это, проигрывать вот так ещё больнее. Никому такого не пожелаю.
— Что вы думаете об атаке на Бираги?
— Мы не говорили об этом. Нас сразу же вернули обратно на поле, потому что при задержке возникал риск остановки игры и присуждения технического поражения. Не знаю, что будет дальше, но когда у игрока возникает рана, которую нужно зашивать... Не знаю. Думаю, что Бираги гораздо больнее от поражения, чем от полученной травмы.
— Каково ваше дальнейшее будущее?
— У меня есть контракт, президент сказал, что мы обсудим планы позже. Спокойно поговорим обо всём. Больше добавить нечего. Посмотрим, какими будут цели. Игроки уйдут, и нужно будет заменить их. Если мы хотим и дальше играть на таком уровне, нужно будет усилять состав. Думаю, мы обязательно затронем эту тему.
— Есть ли ситуация, которую вы бы хотели изменить? Сделать другой выбор?
— Как уже делали до меня многие тренеры, мне хочется процитировать Клоппа. Он проиграл финал со счётом 3:1 ввиду ошибок вратаря, но начал всё заново и выиграл ЛЧ через год. Сейчас я расстроен и бессилен, но завтра я начну сначала с поднятой головой, стараясь извлечь все уроки из проведённых матчей. Мы играли так, как должен играться финал. Мы хотели выиграть его; мы гораздо лучше действовали с мячом во втором тайме и контролировали игру. Выборы такие, какие есть. Йович прибавлял, он был в форме, но его пришлось заменить, потому что ему сломали нос. Я выпустил Сапонару, чтобы через его понимание игры найти остроту, но не вышло. Ты готовишь план и надеешься, что он сработает. Я повторюсь: мы сыграли хорошо, и в момент, когда думаешь, что есть возможность победить, очень горько упускать результат. Считаю, что мы были очень близки к тому, чтобы забрать хотя бы один трофей. Если проигрываешь 5:0, то говоришь "бог с ним", потому что это означает, что соперник гораздо сильнее, но проигрывать вот так... Жаль.
— Что вы сказали команде? Коммиссо выступал с речью?
— Президент и Джо Бароне выступили. Они поблагодарили нас за сезон, потому что никто не думал, что мы выйдем в два финала. Они гордились нами, но и были расстроены, потому что надеялись победить. Они произнесли очень красивые слова. Я присоединяюсь к сказанному ими, потому что думаю так же. В этот раз я впервые за долгое время не стал говорить ничего от себя, потому что видел, как убиваются игроки. Мы будем чевствовать их чуть позже, потому что нужно напомнить всем, что это был отличный сезон.
но вместо этого, она допускает серьёзные ошибки