5 мин.

Аргументы и факты. Данни

Анатолий Бышовец любит пускаться в воспоминания. В 2003 году он приехал на Мадейру обучать футбольной науке фуншальский «Маритиму», и в числе его подопечных значился худенький длинноволосый паренек из Венесуэлы по прозвищу Данни. Рассказывая о работе с Данни, Бышовец приводит его высказывание: «Тренер научил меня мыслить». От самого Данни таких слов вроде бы никто не слышал, но его дальнейшая карьера показывает – не так уж и важно, кто именно его этому учил. Важно, что он научился.

Данни – редкий для чемпионата России футболист: он много думает. Это не значит, что Данни заранее знает, как он будет действовать в матче с тем или иным соперником, но он всегда реагирует на ситуацию, складывающуюся по ходу матча. Чем дольше Данни играет, тем больше его вариативность – на заре своей российской карьеры он предпочитал сольные проходы любым другим действиям, а также слишком часто толкался в центральной части поля, мысля себя чистым плеймейкером. Но со временем португалец научился играть за счет партнеров и освоил несколько игровых позиций, при этом его склонность к дриблингу никуда не делась – просто теперь он умеет не только обводить один в один, но и многое другое.

За годы, проведенные в «Зените», Данни стал куда чаще и лучше играть в пас. Большинство передач в «Зените» приходится на долю центральных полузащитников, но вот по количеству пасов на чужой половине поля Данни (772) уступает только Денисову (890), а среди атакующих хавбеков всего чемпионата – лишь Мубараку Буссуфа из «Анжи» (790). При этом статистика Данни улучшается по мере приближения к чужим воротам – по количеству передач в атаке (на трети поля соперника) он уже абсолютно лучший игрок премьер-лиги (498). Соответственно, мяч в «Зените» Данни получает тоже чаще других: наравне с Денисовым, но заметно больше, чем другие игроки команды.

Кроме того, Данни неожиданно прибавил там, где вряд ли кто-то ждал от него прогресса. С приходом в команду Лазовича Данни постепенно уступил ему право розыгрыша стандартных положений – в прошлом сезоне они делили их в пропорции 60 к 40 в пользу серба, а в этом даже Файзулин и Хусти разыгрывают мяч чаще Данни. Впрочем, это произошло не потому, что Данни так плохо исполняет стандарты, а потому что португалец куда полезнее при их завершении. В этом сезоне Данни атаковал ворота после розыгрыша угловых 7 раз – столько же, сколько Николас Ломбертс, и нанес по чужим воротам всего лишь на один удар головой меньше, чем Бруну Алвеш (9). Дошло и до немыслимого – Данни, оказывается, бьет из-за пределов штрафной чаще Александра Кержакова (19 ударов против 17).

При этом Данни – футболист, полезность которого довольно трудно оценить с помощью чистой статистики. Точность его передач (68%) ниже, чем у Виктора Файзулина (76%), а больше половины его обводок (56%) заканчиваются потерей мяча – но тот, кто смотрит игры «Зенита», знает, что большинство этих передач ищут форварда на боевой позиции, а удачный дриблинг сопровождается опасным ударом по воротам или голевым пасом. Скажем, в матче со «Спартаком» почти все передачи Данни в штрафную оказались неточными (красные стрелки на графике), но каждый раз такое решение обостряло атаку «Зенита». И все же после первого тайма Данни понял, что нужно искать другие пути, и отдал отменный пас на ход направо Широкову, который выкрутил голевую передачу Кержакову. Да, и обратите внимание, как немного передач было сделано назад.

                Передачи Данни в матче со «Спартаком»

Диапазон действий Данни на поле часто изменяется в зависимости от ситуации, в которой оказывается команда. Это звучит логично и даже как-то банально; но на самом деле большинство футболистов редко переосмысливает свои игровые задачи после каких-то изменений в игре – то полагаясь на тренера, то не полагаясь вовсе ни на что. Данни не таков: например, в легкой игре против «Томи» он действовал, как и положено футболисту его амплуа – караулил мяч на флангах, по ситуации смещаясь с ним в центр для удара или передачи, и совершенно избегал центра поля, где мячом без проблем владели зенитовские хабвеки. А в матче с «Локомотивом», где в какой-то момент все пошло не так, Данни рвался в центр, чтобы помочь Файзулину и Денисову справиться с переигрывающей их полузащитой москвичей.

Действия Данни против «Томи»         Действия Данни против «Локомотива»

Еще одним игровым достижением Данни в этом сезоне стало образование связки с Александром Кержаковым – не номинальной, на бумаге, а реальной связки, где оба игроки понимают друга другу и играют друг с другом эффективнее, чем с другими партнерами. (Отдельная прелесть этого взаимодействия в том, что в нем участвуют два футболиста с весьма эгоистичным игровым прошлым.) В этом году Данни отдал Кержакову уже 7 голевых передач в премьер-лиге – столько же, к примеру, отправил в прошлом сезоне Томас Мюллер Марио Гомесу, а Лео Месси сделал Вилье всего на один пас больше. Кержаков и сам отдал Данни три передачи, и по количеству организованных голов на двоих (10) с ними может конкурировать только пара Кураньи – Воронин (9). В матче с «Шахтером» без Кержакова «Зениту» было, конечно, намного сложнее, но Данни и тут удавалось придумывать. Собственно, этим он обычно и занимается.

При подготовке материала использована статистика компании Opta Твиттер @OptaIvan о российском футболе