Аргентинская иконка
Принято считать, что китайский бизнес не любит показухи. Многовековые этические традиции или боязнь прогневать партийного мандарина, но желание подкреплять амбиции эффектными жестами здесь сведено практически на нет. Ни тебе шумных вечеринок в куршавелях, ни попыток помериться длиной своей яхты с соседом по рейтингу Forbes.
Тем удивительнее было прочитать новость о футбольном клубе из города Гуанчжоу, который не только побил всекитайский трансферный рекорд, заплатив за мало кому известного в Европе Дарио Конку $10 млн, но и вознес того в число самых высокооплачиваемых футболистов планеты. Более $15 млн в год – головокружительные цифры даже по меркам раздутых зарплатных ведомостей клубов российской премьер-лиги.
Пока агенты Роберто Карлоса силились закрыть рты, 28-летний аргентинец уже позировал в изжелта-красной форме рядом со своим 33-летним работодателем.
Дипломированный инженер, занимающийся спортивными проектами строительной империи «Эвергранд», поведал репортерам об амбициозных планах создания азиатского «Челси» и обещал сделать Конку идолом сотен миллионов китайцев. На слове «идол» был сделан особый акцент. Создалось впечатление, что мистер Лю мыслит скорее в категориях шоу-бизнеса. Презентация только что утвержденного исполнителя главной роли состоялась, но непосредственно о футбольных достоинствах миниатюрного плеймейкера не было сказано ни слова.
А упомянуть там было о чем. Изумительная техника обращения с мячом, ртутный дриблинг, настырность и умение отдать последний пас сделали Дарио Конку главным действующим лицом ренессанса бразильского «Флуминенсе». Безусловно были и другие герои: Тьяго Невес, Фред, Тьяго Силва и конечно же тренер-победитель Муриси Рамальо. Однако именно аргентинец прошел с клубом из Рио-де-Жанейро весь путь от записного середняка бразильского первенства к первому за четверть века титулу чемпиона Бразилии, попутно заглянув на финалы обоих континентальных кубков.
После окончания триумфального сезона был подписан фактически пожизненный контракт с «Флу». За 3 года Конка превратился из мало кому интересного на родине неудачника в любимца торсиды и живой символ одного из самых знаменитых клубов Южной Америки.
В честь аргентинца слагались песни, его образ стал непременным атрибутом перформанса на домашних матчах. Дважды подряд Конка получал «народную» награду лучшего футболиста Бразилии, многократно входил во всевозможные символические сборные.
Болельщики «аристократов» не только голосовали за своего кумира, но и объявляли кампанию по сбору средств на выкуп его контракта у «Ривер Плейта». В аргентинский гранд Конка приходил дважды: в восемь лет у его родителей не было денег, чтобы возить сына на тренировки и он чудом продолжил обучение в академии «Тигре», в 19 лет – вновь оказавшийся в «Ривере» Конка получил тяжелейшую травму в матче за резервную команду. Как итог: пропуск молодежного чемпионата мира, где он должен был играть в основном составе вместе с Маскерано, Тевесом, Сабалетой и многими другими нынешними звездами аргентинской сборной. Вместо этого – долгое лечение, проигранная конкуренция за место в составе клуба и продолжительные странствия по арендам, завершившиеся, наконец, триумфом в Рио.
Карьера скромного паренька из пригорода Буэнос-Айреса, казалось бы, вышла на длинную финишную прямую. Дороги назад уже не было: спокойно перейти в другой бразильский клуб для футболиста его статуса не представляется возможным; вернуться домой в Аргентину – начинать с нуля за меньшие деньги. Выше только бело-небесно-голубые звезды. А они, как известно, в наши дни зажигаются исключительно в Европе. Однако и на этот поезд нужно было покупать билет самое позднее 5 лет назад... И тут появились китайцы.
Контракт был предложен такой, что обсуждать оставалось лишь наличие итальянских ресторанов в Гуанчжоу и количество персональных переводчиков для членов семьи. Сделка была закрыта в рекордно короткие сроки. С самим аргентинцем все понятно: дают – бери. Но что должно было ударить в голову руководителей «Эвергранда», что они предпочли вложить деньги в Конку, хотя в том же Рио можно найти все еще способную передвигаться по полю звезду поистине космического масштаба? Да и помимо Роналдиньо были бы желающие войти в историю китайского футбола.
С точки зрения европейца, в этом нет ничего рационального. Дорогих футболистов покупают, чтобы они давали результат. Спортивный, маркетинговый, в случае становящихся на ноги клубов – имиджевый. Конка никак не вписывается в эту систему координат.
Со своими турнирными задачами «Эвергранд» прекрасно справляется и без его волшебных передач. Первое место во втором дивизионе и выход в элиту всего за один сезон достигнуты при помощи парочки приличных бразильцев и футболистов китайской сборной. Небольшое усиление в лице белградского «партизана» Клео – и уже никто не может остановить клуб из Гуанчжоу в крестовом походе за титулом чемпиона страны: ни одного поражения после первого круга.
Дополнительно привлекать зрителей на стадион также нет особой необходимости. Впервые в 15-миллионном городе появился сильный футбольный клуб, руководство которого пришло с лозунгами борьбы против извечных китайских «договорняков» и пока не запятнало свою репутацию. Уже сейчас «Эвергранд» делит азиатские рекорды средней посещаемости с японской «Урава Ред Даймондс». Открытый после реконструкции в прошлом году 60-тысячник редко собирает меньше 45-50 тыс человек.
И наконец, казалось бы самое подходящее объяснение – раскрутка только что появившегося клубного имени «Эвергранд» в мировом масштабе. Однако и оно не выдерживает столкновения с реальностью. Простейшее обращение к статистике гугла свидетельствует о сопоставимости количества поисковых запросов на тему перехода Дарио Конки и ожидающегося в августе товарищеского матча против мадридского «Реала». При том, что приезд команды Моуринью, очевидно, обойдется хозяевам «Эвергранда» в ничтожную по сравнению с трансферными затратами сумму.
Таким образом, разрешить загадку, оставаясь в футбольной плоскости, не представляется возможным. Зато если сделать шаг в сторону и посмотреть на профильный бизнес владельцев клуба, то все моментально становится на свои места. Ровно год назад строительная корпорация «Эвергранд» объявила курс на диверсификацию проектов и масштабную экспансию за пределы Гуанчжоу. Вторжение на неподконтрольную территорию не могло пройти безболезненно. Необходима была крупномасштабная рекламная кампания и продвижение корпоративного бренда в регионах.
И тут на сцену выходит одноименный футбольный клуб. Весь в белом (точнее в красном – в цвета национального флага), исповедующий европейскую прозрачность и полный отказ от традиционных недугов китайского футбола. И поднимает стяг с изображением своего лучшего футболиста. Не гламурного любителя ночных клубов, а простого паренька из бедной семьи, за плечами у которого трогательная история завоевания сердец не самой дружественной бразильской торсиды. Практически конфуцианская притча о том, как скромность и работоспособность ведут человека к небывалому успеху.
Тут даже думать нечего - умница Конка.
В радиусе пару-тройку сотен километров собрана половина мировой промышленности.
Видимо, теперь решили стать и футбольной столицей. Для начала - Азии.
Крутой.
Спасибо Леониду, обрисовал самую реальную версию.
А я думал, это новый всекитайский тренд. Однако, если дело происходит в рамках хитрого пиара девелопера, то навряд ли этот способ сразу же подхватят другие клубы - все-таки, причина была надфутбольная. Хотя - надо посмотреть, кто владеет другими китайскими клубами )
а про Дарио так скажу- мечта и его и многомиллионной торсиды о том,что Конка выйдет в футболке своей второй родины теперь разбилась точно. и разбилась об этот сумашедший во всех отношениях контракт