7 мин.

Фанаты. «Ростов». «За семечки на секторе можно получить подзатыльник»

Сосиска

– Активные фанаты «Ростова» – как вы сами оцениваете свой уровень?

– Я вижу, кому мы уступаем – московским клубам, Питеру. А вот после них сразу стоим мы. Понятно, у «Спартака» и ЦСКА опыт, традиции, Питер – вообще не обсуждается, там ребята этим крепко занимаются и не первый год. У нас же идет поступательное движение, выходим на хороший уровень. Появляются перфомансы – пускай иногда они бывают удачными, иногда – не очень. Но все равно получается красиво. Так что двигаемся в правильном направлении.

– Лучший перфоманс в истории ростовских трибун?

– Несомненно это дерби со СКА (Ростов). Там было очень много эмоций и креатива. У нас была надувная сосиска, наполненная желто-синими шарами. Сосиска была десятиметровая – типа воздушного шара. Она долго и нудно летала, потом, наконец, раскрылась, и из нее посыпались шары наших цветов. Еще баннеров на этом матче было порядка 15 – рисованных, самодельных.

– Матчи против СКА – главные для фанатов «Ростова»?

– Да нет, конечно! Да, непримиримые соперники, один город, само слово «дерби» – игру многие ждали. А так все прекрасно понимают, что есть матчи намного важнее. Например, домашняя победа над ЦСКА в прошлом сезоне была очень сильным матчем.

– На том же дерби фанаты СКА вывесили баннер «02.11.1989. «Сельпо» – «Кубань». Мы не забудем». Расскажите незнающим, о каком матче идет речь.

– Это старая мифическая история наподобие саги о властелине кольца. Болельщики СКА почему-то считают, что из-за нас они вылетели. Это было давно, когда мы со СКА играли в одной лиге – не помню, какой. В тот момент СКА весь сезон сливал матчи по-страшному – отдавал игры и туда, и сюда. Под конец сезона их судьба решалась в матче «Ростсельмаш» – «Кубань». Насколько я помню, нам достаточно было сыграть вничью, и СКА остался бы. Мы проиграли, и болельщики СКА во всем обвинили «Ростсельмаш» – «вот, специально слили». На самом деле глупость. Надо было весь сезон играть так, чтобы не оказаться на последнем месте.

– Сколько у вас выездов?

– У меня – 49. У нас многие больше меня накатали. В данный момент лидер – Cан Саныч, старый болельщик «Ростова», – посетил 101 или 102 выезда. Допустим, для московских болельщиков это не такая большая цифра. Живя в столице, делать выезда намного проще, из Ростова выкатывать гораздо сложнее. От нас, куда ни ткни, – больше тысячи километров.

– Самый яркий выезд в вашей жизни?

– Много было… Вот Томск запомнился. Первый раз там был, для меня это было открытие. Дружелюбные люди сибиряки. Еще казусы там возникали из-за того, что люди другие. У нас в жизни никогда не пропустят машины, а там пешеходы могут не волноваться. На улицах подходили и спрашивали: «Вы из Ростова приехали? Это Украина, да?» В общем, страна непуганых идиотов. Советский Союз, только в добром понимании этого слова. Еще в кавказских республиках интересно. У них же интернет появился, они делают свои фан-объединения. Надевают кепки Burberry, создают хулиганские группировки правой наклонности – в общем, с ума сойти.

Осинов

– После дерби со СКА в 2007 году футболисты «Ростова» сняли игровые футболки, под которыми были одеты майки с перечеркнутой лошадью («пони» – прозвище СКА). А капитан «Ростова» Михаил Осинов снял эту майку и демонстративно растоптал прямо перед фан-сектором «Ростова».

– Это не единственный случай, когда команда выражала уважение нам. Например, в Томске команда в полном составе бросилась к фан-сектору, перелезла через забор и устроила обнимания с фанатами. Миша Осинов – коммуникабельный человек. Болельщики могли позвонить ему и пригласить на свои мероприятия или донести какую-то мысль. Для футболиста дерби – это не дерби. Отношения между болельщиками они понимают, но, в принципе, для них это обычный рабочий матч. Так вот Миша сильно помогал нам. Мы доносили до него: «Миша, для нас этот матч архиважный. Вы можете проиграть три последующих, но этот – выиграть обязаны». А он как капитан команды доносил до всей команды. Был такой настрой.

На самом деле Осинов – это отдельная тема. Для болельщиков «Ростова» культовый человек. Его переход в «Урал» довольно больно ударил по команде. Но мы на хорошей ноте попрощались. Он был на фан-пати, надеюсь, ему понравилось – он много приятных слов услышал. Жаль, что ушел. Но спорт такое дело, что мы не в силах что-то сделать. Так что передайте, пожалуйста, Мише респект.

– В прошлом году Осинов неожиданно перестал играть после матча с «Кубанью». Какие только слухи потом ни ходили.

– А у нас не было проблем. Мы привыкли верить не СМИ. Мы поговорили с Мишей на следующий день после игры. Он нас уверил, что слухи про сдачу матча – это бред. Он тут живет, у него здесь учатся дети и делать ничего такого он бы не стал. Он убедил нас, что это фуфло. Поэтому никаких волнений по этому поводу не было.

– Как фанаты прощались с Осиновым?

– На фан-пати Мишу пригласили, чтобы он наградил лучших людей сезона. Там много было номинаций: «лучший суппорт», «больше всех выездов», «лучшая фирма», «лучший боец» и т.д, и т.п. Осинов награждал этих людей. А от всей движухи ему была вручена роза – не именная, но такая, которую просто так не достанешь. На долгую-долгую память.

– Что, и лучшему бойцу Осинов тоже вручал приз?

– И лучшему бойцу – тоже. Всем вручал.

Саввиди

– Как фанаты относятся к Ивану Саввиди, успевшему поработать президентом и «Ростова», и СКА?

– Основная масса – негативно. Потому что он много обещал, но мало сделал. Да, у него есть и заслуги. Выход в финал Кубка России – для «Ростова» это большое достижение. Но негатива больше осталось. Например, непонятки со сломанной трибуной стадиона «Олимп». Он обещал, что сломает трибуны и быстренько возведет новый стадион. В итоге Саввиди ушел, стадион не построил, а мы потом два или три года мучились без трибуны. На дерби со СКА даже была кричалка: «Саввиди – пес, трибуну снес». Но это на один матч – на злобу дня, что называется.

– В свое время вы требовали вернуть клубу прежнее название – «Ростсельмаш». Большинство болельщиков до сих пор за старую вывеску?

– Не готов сказать, что большинство. Может быть, сейчас уже напополам. То новое поколение, которое недавно пришло на наши сектора, даже не помнит значение слова «Ростсельмаш». Переименование-то прошло довольно давно, а фан-сектора постоянно обновляются, причем молодыми людьми. Да и «Ростсельмаш» – завод, который к клубу сейчас не имеет никакого отношения… В общем, вопрос дискуссионный, одним перечеркиванием пера его не решить. Я уже сомневаюсь, что менять название стоит.

– Вы верите, что провинциальные клубы когда-нибудь смогут жить за счет болельщиков? Вы готовы смотреть платное телевидение, покупать более дорогие билеты, атрибутику?

– А почему нет? Тарелку я бы себе купил, но только для выездных матчей. Домашние я смотрю на стадионе. А с атрибутикой у нас вот дело сдвинулось. Еще недавно у нас нельзя было купить футболку своего клуба. Во дворах дети играли в чем угодно – «Ювентусе», «Реале», «Милане» – но не в «Ростове» и даже не в СКА. Сейчас купить атрибутику можно. А чем больше детей в футболках «Ростова», тем больше людей потом и на стадионе.

– Главное блюдо провинциальных трибун – семечки. Едят ли их ростовские ультрас?

– Естественно, ростовские ультрас никаких семечек не едят и очень давно. Это дело наказуемое, потому что если на активном секторе начнешь жрать семечки, тебе дадут подзатыльник и скажут: «Иди на соседнюю трибуну». Да, семечки продают у стадиона, народ их покупает и ест. В Сибири вот продают кедровые орешки, весь стадион жует кедровые орешки. Но если десять лет назад у нас весь стадион сидел и ел семечки, то сейчас больше приходят смотреть футбол. Хотя и люди с семечками тоже попадаются. Давайте спишем это на местный менталитет.