8 мин.

Бразильский Наро-Фоминск

«Вы хотите, чтобы я вышел?»

В Наро-Фоминске очень уютный спортивный комплекс «Нара», мест для парковки полно, а если жалко покупать билет, то можно спокойно посмотреть игру с разных мест возле территории. Так во время игры против «Смены-Зенит» семья из четырех человек пришла на пикник в березовую рощу, которая находится между футбольным полем и автомобильной дорогой. Папа тайком поглядывал на поле, но жена, дочь и маленький сынишка следили за тем, чтобы он особо не отвлекался.

Зрителей на матч пришло немного, всего человек 200. Основной контингент: дети и дедушки. Воспитанники местной футбольной школы получают бесплатные билеты, ничего не надо платить пенсионерам и инвалидам. В кассе два вида билетов: на трибуну под крышей – 60 рублей, на трибуну под открытым небом – 30 рублей. Догадайтесь, что делают самые предприимчивые.

– Раньше было три вида билетов, – рассказывает представитель клуба. – Взрослый – 40 рублей, детский – 10, а VIP – 80 рублей.

– Где же тут VIP?

– Видите, кресла на одной из трибун огорожены перегородкой.

Сейчас, когда с привилегиями решено покончить, в ложе операторы обеих команд, хозяева клуба и глава Наро-Фоминского района Александр Баранов. Он приходит на футбол в середине первого тайма и ему приходится выслушивать от местных пенсионеров.

– Александр Николаевич, плохо ведь играют. Смотреть невозможно.

– Так вы что предлагаете? – останавливается он. – Хотите, я выйду на поле?

Дедушки довольно смеются.

Пожалуй, это единственный московский городок, где милиция без фанатизма относится к футболу. Возле входа три милиционера, никого не досматривают. По милиционеру возле каждого сектора, но в перерыве они куда-то пропадают. Два милиционера охраняют арбитра (положено по регламенту), два изредка прогуливаются вокруг поля. Погода хорошая, отчего бы не погулять. Никакого ОМОНа.

Иные требования

ШБФР в названии подмосковного клуба расшифровывается, как «Школа бразильского футбола в России». Нет, понятно, что сама по себе идея утопическая, но раз уж есть люди, готовые помогать детскому футболу, хотят так именоваться, то ладно. Тем более, кое-какие успехи есть. По стадиону объявляют, как команда, составленная из игроков 1994 года рождения, съездила в Испанию и заняла там второе место.

– И только в финале наши игроки потерпели самое чувствительное поражение, – объявляет диктор. – Команда проиграла со счетом – 1:2. А лучшим защитником турнира и лучшим снайпером турнира стали футболисты нашего клуба.

Если у детей поражение с минимальным счетом называется чувствительным, то это просто отличная школа.

К команде мастеров, выступающей в ПФЛ, совершенно другие требования. В этом чемпионате они трижды подряд проиграли со счетом 0:3, но никто особо не расстраивается. Статус профессиональной команды все равно не потерять. На «Западе» все ясно с командой из Щелкова. Спортивных задач, по большому счету, у коллектива нет. Главное, чтобы молодежь получала необходимый опыт.

– Да, никакой паники после поражений не было, – рассказывает Сергей Лаврентьев, главный тренер «Нары-ШБФР». – Мы спокойно работали, а в следующем туре выиграли 3:0.

Футбол в Наро-Фоминске вообще не может похвастаться богатой историей. Наивысшее достижение клуба в новейшей истории – 5-е место в зоне «Запад». Это было очень давно – в 2005 году. Не играли тут какие-то особо знаменитые футболисты, не работали великие тренеры. Тот же Сергей Лаврентьев еще только учится в ВШТ – клуб оплачивает учебу.

Главный тренер ничем не напоминает человека, который в свое время был довольно известным футболистом в первой лиге. Явно лишний вес, вызванный исключительно прекращением спортивной практики. Во время матча он ругается, но делает это ненавязчиво. Кричит на арбитров, но без особой жестокости. Подсказывает игрокам, но не открывает великих тайн. Нормальный такой, спокойный. После матча объясняет, почему на игру против питерского клуба заявлено всего 15 футболистов.

– Так у нас травмы, удаления были. А еще несколько ребят поехали в вуз поступать, вот потому и свободные строчки в протоколе.

«Они сейчас другие»

У «Нары-ШБФР» есть официальный сайт, достаточно приличный и информативный. Но на гостевой беда – всего два сообщения. Одно из них приглашение обсуждать всякие вопросы от администратора. Хотя фанатская группировка на стадионе есть.

Они кричат «Лишь в одну команду мы верим…». Становится любопытно, как закончится это скандирование. Если «Только «Нара» предсказать можно, то с окончанием лично у меня возникают трудности. Оказывается: «Только «Нара», только победа».

Это так неожиданно, что смеются даже болельщики «Смены-Зенит». Они появляются на стадионе к середине первого тайма. В группировке две девушки, три подростка и баннер. В помощь команде они скандируют: «Бодрячком, оле-оле-оле». Местные болельщики сразу после того, как команда открывает счет начинают дразниться: «Не плачь девчонка, ша-ла-ла-ла».

Когда Сергей Лаврентьев уходит к бровке, на скамейке настроение определяет знаменитый в прошлом форвард Андрей Бакалец. Вместе с Игорем Гусевым они обмениваются впечатлениями и постоянно улыбаются.

– Эй, судья, подножка, – вскрикивают тренеры, когда их футболист валится на поле.

А потом хохочут, заметив, что арбитр вздрогнул. Им совершенно безразлично, что фола не было. Не для этого кричат такие вещи.

Формально Бакалец числится администратором команды.

– А я решил пройти все ступеньки, – улыбается он. – Начать с самых низов.

– Неужели не хочется тренировать?

– Да хочется. Но постепенно буду этим заниматься. Сейчас же и тренирую, и административные функции выполняю.

– На поле не тянет?

– Тянет. Я бы тут не хуже выглядел. Но у меня травма колена серьезная. До сих пор не могу играть.

Бакалец отвлекается на игроков, которые не попали в заявку.

– Я же попросил вас с мячами помочь, – говорит он. – Куда вы пошли? Ах, вас попросили идти. Тогда идите действительно. Сядьте на трибуну, возьмите семечек четыре килограмма. Отдыхайте.

Игроки покорно уходят.

– Мне их трудно понять, – вздыхает он. – Я-то все своим трудом добился. Начал в 25 лет и ровно десять лет отработал. Никакого футбольного образования не было.

– А что вы делали до 25 лет?

– Работал. А эти… Из обеспеченных семей. Зарплаты тут небольшие, но их кормят, одевают. У всех машины, в голове только девочки. Эх… Давайте, после матча поговорим.

Куда продать Капусту

Лучшим бомбардиром команды второй год подряд становится Юрий Капуста. До этого тура на его счету было 8 голов из 16, проведенных командой. Он и в прошлом сезоне много забивал.

– Мне во второй лиге уже не интересно, – рассказывает нападающий, покинувший поле досрочно из-за травмы. – Но руководство считает, что переходить в клуб выше уровнем пока рано.

– Рано?

– Ну да. Я так не считаю, мне попробовать хочется, но руководители имеют другое мнение. Контракт же у меня действует уже полтора года. И что будет до этого времени я сказать не могу.

Говорят, что в это межсезонье нападающим усиленно интересовалась «Носта», но футболиста туда просто не отпустили.

– Вы в Новотроицке были? – спрашивает меня Сергей Лаврентьев, когда пытаюсь узнать, почему игроку не дали шанс. – Там красные облака. Там плохая экология. Незачем Юре туда ехать.

– Он был не против.

– А мы считаем, что ему не надо туда ехать. Хочется, чтобы он попал в хорошую команду. Сюда постоянно приезжают селекционеры, но нам ничего не говорят. Но мы своих игроков куда попало отдавать не намерены.

Андрей Бакалец называет еще двух игроков, которые ему нравятся своей самоотдачей. А потом вздыхает, когда интересуюсь его мнением о второй лиге.

– Слабые команды, очень слабые, – говорит он. – Раньше такого не было. Сейчас же все нормальные футболисты играют в премьер-лиге или в первом дивизионе. А тут уровень низкий.

Что касается Капусты, то он на поле агрессивен, борется за каждый мяч, но, кажется, немного злоупотребляет индивидуальной игрой. Впрочем, потенциал виден. И с хорошим тренером у него есть шансы вырасти в футболиста, чем-то напоминающего Романа Адамова в лучшие дни. Но только и в России нормальных тренеров немного, так что руководителям «Нары» придется сложно.

«Я был лучше»

В Наро-Фоминске ужасные дороги и очень мало развлечений, но футбол собирает минимальную аудиторию. Говорят, что пару лет назад на регби собирался полный стадион, тут играла команда из Вереи. Регбийные ворота до сих пор стоят. Представители команды утверждают, что все зависит от результата. Нет побед – нет зрителей.

А вообще обстановка на стадионе спокойная. Видеоператор команды помогает с жилеткой, резервный арбитр без промедления отдает копию протокола, а начальник службы безопасности подсказывает, где ближайший буфет.

– Вы вот до бассейна дойдите, там работает. Это соседнее здание. Народу сейчас в бассейн мало ходит. Вот зимой и осенью другое. А у нас тут даже кофейного аппарата нет. Стоял, но себя не оправдал.

На стадионе даже проводится пресс-конференция, и там были журналисты. Инспектор игры должен быть доволен. Андрей Бакалец готов рассказывать байки:

– Я ведь со многими тренерами поработал, учился у них. Как-то нашу команду готовил Виктор Антихович.

– Вам бы срочно забыть, что он говорил.

– Да он и не говорил ничего. Состав назовет и руки за голову. Там команду тренировал его помощник. У многих ведь так. Кстати, я был чемпионом Дальнего Востока с «Лучом».

– В «Шиннике», помнится, играли.

– Ну да, играл. В один сезон стал лучшим бомбардиром, лучшим распасовщиком. А потом пришел новый тренер и привез игроков из премьер-лиги. Они ничем не лучше меня, но со мной попрощались. Вот сейчас тренер. Мы же с Лаврентьевым вместе играли в Нижнем Новгороде. У нас лучшая связка была.

– Я забил 29 голов, а Андрей всего 17, – тут же добавляет Лаврентьев.

Команда победила 2:0, и у всех хорошее настроение. Глава района сдержанно улыбается, но быстро берет себя в руки и становится сосредоточенным. В раздевалку команды он не идет.

В Наро-Фоминске все адекватные.