4 мин.

Один семерых ждет

Гордо возвышаясь и пульсируя пронзительным голубым светом, он напоминает гигантский космический корабль. Вокруг грязь, строительный мусор. Через дорогу напротив видавший виды стадион «Олимпийский», куда под суровым оком статуи Сергея Бубки тянутся на футбол болельщики «Шахтера», уже непривычно мал и архаичен. Новая арена, официальное открытие которой запланировано к следующему лету, обещает стать чудом современной архитектуры. Но мысли терзают совсем об ином.

Доминирующая тема в украинском футболе – совместное проведение с Польшей Евро-2012, матчи которого пройдут и на «Донбасс Арене». Строительство затянулось на лишний год, но, по свидетельству директора будущего стадиона Александра Атаманенко, только из-за усовершенствования первоначального проекта.

Для большего комфорта зрителей установят инфракрасные обогреватели – что позволит увеличить в морозную погоду температуру внутри сооружения до 14 градусов. А вокруг арены разобьют парк стоимостью в 30 миллионов долларов, в котором будут цвести символы Донецка – розы, брызгать фонтаны, пениться водопады и вращаться поддерживаемый мощными струями воды огромный гранитный футбольный мяч. Парк, по уверениям Атаманенко, станет «оправой для стадиона-бриллианта и одним из самых красивых в Европе».

Все это немного потрясает воображение. А начиналось с того, что президент «Шахтера» Ринат Ахметов, считающийся самым богатым человеком Европы, после посещения «Стад де Франс», где в 1999 году состоялся матч между сборными Франции и Украины, загорелся мечтой построить собственный стадион. Спустя четыре года был проведен жесткий тендер, и в итоге выбор пал на компанию ArupSport, создавшую дизайн знаменитого пекинского «Птичьего гнезда». Между тем сам проект на самом деле осуществляется в рамках городской инвестиционной программы Ахметова и с Евро-2012 первоначально ничего общего не имел.

Сумеет ли «Шахтер», регулярно выигрывавший приз «Вместе с командой» еще во времена союзного чемпионата, обеспечить аншлаги на новом 50-тысячнике – неизвестно. Пока же трудно избавиться от ощущения, что «Донбасс Арена» – единственный луч света в темном царстве под названием «Подготовка Украины к Евро-2012». Но работа кипит не только на стадионе. Полным ходом идет реконструкция аэропорта, строится новая полукольцевая дорога, модернизируется железнодорожный вокзал. «Хотим сделать Донецк бизнес-столицей», – амбиции главы облсовета Анатолия Близнюка бьют через край.

Речистый харизматик Близнюк убежден: такой великолепной возможностью, как континентальное первенство, Донецку, мечтающему стать крупнейшим туристическим центром, не воспользоваться грех. А привлечь внимание можно не только футболом. «У нас высокоразвитая металлургия, – загибает пальцы Близнюк. – Мы богаты знаменитостями. У нас родился Прокофьев, гостил Пушкин. Я сам обожаю классическую музыку, и именно мне принадлежит идея подземных, на глубине 380 метров, симфонических концертов в соляных шахтах. У нас огромный потенциал. В 2012 году мы рассчитывает принять 100 000 туристов, а в 2013-м – 120 000».

Быть оптимистом – хорошо, но говорить об ультрамодных фонтанах и соляных симфониях, когда сотни шахтеров и металлургов вследствие финансового кризиса остаются без работы, – пожалуй, моветон. Ахметов чрезвычайно популярен на Донбассе благодаря не только инвестициям в инфраструктуру и главный футбольный клуб, но и созданию рабочих мест. С их исчезновением открытие арены может затянуться на неопределенный срок.

Вообще, на готовности Украины к Евро-2012 сказывается отсутствие опыта проведения подобных турниров. Согласно отчету правительственной инспекции, на 70 отелей Донецка приходится 3350 номеров. Тогда как авторитетнейшая в сфере недвижимости лондонская компания Jones Lang Lasalle выдает иную справку: 25 гостиниц – 2067 номеров, из которых только 592-м присужден трехзвездный или более высокий статус. Запланировано, впрочем, строительство еще десяти отелей – что позволит увеличить загрузку на 1800 номеров. Но если наплыв гостей достигнет ожидаемого стотысячного рубежа, то для решения проблемы размещения не хватит даже студенческих общежитий.

Но Близнюк не думает сдаваться и предлагает подключить регион. Правда, ответа на вопрос «Каким образом тысячи болельщиков после матча будут преодолевать 120 км до Мариуполя?» пока не прозвучало. Предполагается, что до 2012 года в Донецке запустят 55 новых трамваев, 120 троллейбусов и 150 автобусов. Но тот факт, что недавно состоявшаяся в городе бизнес-конференция с участием чуть более 500 делегатов привела к транспортному хаосу, ничего хорошего не сулит.

По словам Близнюка, последняя инспекция УЕФА неофициально оценила готовность Донецка на «4+», снизив полбалла за гостиничный дефицит. И это самый высокий рейтинг среди восьми городов Евро-2012, включая польские.

Новая арена в Днепропетровске распахнула свои двери еще два месяца назад, но проблем с инфраструктурой гораздо больше. Торговый центр, мешавший реконструкции киевского стадиона «Олимпийский», наконец-то снесен, но отставание столицы от графика составляет уже год. И уже вторая строительная компания, мотивируя нехваткой средств, отказалась от сооружения арены во Львове.

Не лучше обстоят дела и в Польше. Так и до переноса турнира недалеко – Донецку одному не сдюжить.