ВеснаБананыПальцыГрязь
Весна за окном все яснее проступает из-под осточертевшего снега, обнажая залежи пустых бутылок, горы окурков и то, чем, такое чувство, обильно удобрены футбольные поля. Захотелось, глядя на все это дело, набросать небольшой, но непременно серьезный текст о футболе, сподобило, что называется. Текст будет компактный, на полстранички или чуть больше, но впечатлительный, уж очень хочется поговорить, так хочется, что уже буквально чешется.
В принципе, все, кто хотел, высказались, обозначив проблемы и ярко их расписав, даже ярче весеннего долгожданного солнца. Но в данном случае вряд ли вообще можно говорить об актуальности, ведь эта самая пресловутая актуальность никуда не девается не то, что год за годом, а уже десятилетие за десятилетием. Хватит на этом вступительных слов, пора перейти непосредственно к теме разговора.
Благодаря новому руководству РФС, а может просто вопреки логике, мы все вместе перешли на новую систему проведения футбольных турниров. Правильнее будет сказать – переходим и уже вот-вот перейдем, но это сути дела не меняет. На выходе у нас оказался третий, весенний, круг, привернутый на скорую руку к привычным двум, да еще и проводимый по непривычной системе, разбитый на две группы то есть. Как раз от этого самого третьего круга ожидалось столько всего интересного и вкусного, с футбольной точки зрения, что аж сердце заходилось, выстукивая мелодию победоносного российского гимна. Но на деле же вышло…гм, не вкусно вышло, это если в двух словах, а если чуть шире…
Мы получили группу лидеров, ровную и крепко сбитую, но патологически неспособную показать футбол приличного, ожидаемого, уровня. Вместо яркой, красочной, по-весеннему искристой и живой игры от тура к туру на экранах возникало зрелище достойное иного названия, какого-то более соответствующего происходящему, не футбол, а что-то к чему можно было бы прикрепить приставку – бол. Вариантов можно придумать массу, начиная с самого очевидного и матерного.
Вместо футбола с трибун не оригинально летели бананы и снежки, раздавалось громогласное уханье фанатов, которые уже давно уступают по уровню развития не то, что весьма достойным обезьянам, а кому-то у кого мозгов нет вообще, у кого они, мозги, не предусмотрены изначально, конструкционно. А мы зевали, выключали телевизор или переключали канал, а быть может, просто сворачивали окно плеера на мониторе. Но где-то за углом, в темноте или как в детских кошмарах, под кроватью, нас поджидал средний палец Эменике, истеричный твиттер Широкова и обязательная жалоба на все на свете от “Спартака”.
А футбол… Футбол меж тем продолжался, больше напоминая возню в бескрайнем море грязи, как буквальной, так и фигуральной, информационной. Матчи переносились из одних туалетов в другие, где грязи было столько же, если не больше, но зато можно было дать передохнуть основному туалету. Все это напоминало девяностые, переполненные загаженными стадионами, бестолковым катанием мяча в центре поля и наличием вокруг этого процесса самых разнообразных людей, точно мусора исторгнутого несчастным океаном на берег бесхозного пляжа, всем заметного, но продолжающего влачить свое привычное существование.
Больше всего это похоже на бесконечно примитивную PR акцию не очень хорошего артиста, который и спеть может и сплясать, но далеко не всегда и, по правде говоря, весьма посредственно. Разве что под водочку да с подтанцовкой обязательной, тогда конечно можно растрясти филейные части, да забрызгать первые ряды всем своим артистизмом, так сказать. Но потом, на утро, дюже голова трещит, не позволяя даже пошевельнуться, не говоря уже о каких-то более серьезный занятиях. И засыпает наш бестолковый артист, перевернувшись на другой бок, до лучших времен, то есть туров.
Глядя на бескрайние огороды вместо полей, хочется просто понять тех людей, которые собирались на них играть, переводя стрелки на выверенном железнодорожном российском пути и направляя наш товарняк прямиком в Европу, где проблем хватает и без нас горемычных. Так и просится на язык аллегория, та, что пришла к нам с враждебного запада, где свято верили в блуждающих тенями по российским улицам медведей. Вот именно их нынешний чемпионат и напоминает больше всего, этих неказистых, непременно пьяных мишек, слоняющихся по весенним, оттаивающим улицам, в поисках развлечений и водки родимой, русской нашей народной. Огорчает, что даже медведи у нас не слишком сообразительные, так как и развлечения и водка находятся в специально отведенных для этого местах, чаще совмещенных, чего, спрашивается, слоняться, чего бродить-то? Но они все бродят…
И этот снежный ком, перекатывается, набирая скорость, держа курс на восемнадцатый год, когда в России пройдет Чемпионат мира, когда будут построены современные арены, а вместо бухих мишек по улицам будут метаться стайки туристов, фотографируя достопримечательности и весело воркуя с добродушными и улыбчивыми местными жителями. К тому моменту закончатся весенние матчи очередного сезона Премьер-Лиги, собиравшие полные стадионы и доводившие их до кипения своей яркой и быстрой игрой. В общем, что-то в этом духе, ну или как-то еще, но очень похоже.
Пока почему-то ощущаешь себя стоящим у кромки поля по колено в грязи, ловящим на себе жуткие, неадекватные взгляды и залпы из фруктов и снежков. А в ответ лишь разводишь руками, не зная, как себя вести и что со всем этим делать. И дело здесь не в критике, и даже не в футболе, и уж тем более не в бананах или грязно-пьяных медведях. Дело в нас самих…
Помните, как в старом анекдоте, когда на концерте классической музыки один из зрителей вдруг заерзал на месте, глядя по сторонам, обратился к соседу: это не вы сказали – ёж твою мать? Затем к другому с тем же вопросом, к третьему, после того, как все открестились, человек вздохнул, пожав плечами: ну, значит музыка навеяла… Вот один в один, только в нашем случае не музыка, а весна.