«Счастье не за горами – оно за заборами». Новая форма «Амкара» пробивает бетонные стены
«Ничего обычного» вдохновились индустриальными мотивами Перми.
Вы же помните «Амкар», который 15 лет отыграл в Премьер-лиге и даже выходил в Лигу Европы?
В 2018-м клуб исчез из-за финансовых проблем, однако в прошлом году он возродился во Второй лиге под названием «Амкар Пермь».
Воссозданный «Амкар» сохранил старые традиции (например, красно-черные цвета), но полностью перепридумал бренд (от эмблемы до общей стратегии).
Яркая иллюстрация свежего подхода клуба – совместная коллекция с творческим объединением «Ничего обычного», который известен коллаборациями с «Локомотивом», а также медийными и профессиональным клубами «Витебск», «Калуга», «Космос», «Фк10» и «Эгриси».
Форма отсылает к советским заборам. Почему?
Новый третий комплект «Амкара» вдохновлен символом любого постсоветского города – железобетонным забором ПО-2. Да-да, той самой бетонной плитой с ромбиками, которую мы все привыкли видеть с детства повсюду.
«Просто посмотрите по сторонам: эти «холодные узоры» сами встретят вас взглядом. Без бетонного забора сложно представить Пермь и облик страны», – говорится в описании.
Миссия «Ничего обычного» – создание культуры футбола, внутри которой нет границ и предубеждений.
Помимо игровой формы коллекция включает в себя также мерч для болельщиков, куда вошли футболки и худи.
На черной футболке пятиугольный элемент забора напоминает сердце.
Основатель проекта, футболист Даниил Чалов расшифровывает задумку: «С помощью коллекции мы хотим «замешать» друг с другом холодный бетон и горячие чувства. Хотим заставить заборы двигаться. Заборы – это декорации, оболочка, просто узор внешнего мира. На самом деле внутри каждого из нас заборов нет. Помните об этом».
«Амкар» уже успел выгулять новый комплект – дебют получился успешным: неделю назад пермяки в «бетонных» футболках обыграли дома «Носту» 1:0.
Один из главных символов современной Перми – арт-объект «Счастье не за горами». Руководитель отдела развития клуба Андрей Благиных переосмыслил фразу:
«Пермь – это промышленный город в самом центре страны. Город заводов и заборов посреди фантастической природы – древних гор и рек. Этой коллекцией мы хотим напомнить: в Перми счастье не за горами – счастье за забором внутри стадиона. Счастье там, где идет игра».
Пермь – город бетонных заборов?
Да, это важнейшая часть городского ландшафта. На протяжении многих лет там даже гремел проект «Длинные истории Перми» — крупнейший фестиваль современного искусства на бетонных заборах, где художники с помощью рисунков давали серым ограждениям новую жизнь.
Заборы как символ изоляции
Второе название плиты ограды (ПО-2) – забор Лахмана. Все потому, что дизайн ограждений в 1970-е годы разработал советский, а с 1981 года американский архитектор Борис Лахман.
Отдел, который тогда возглавлял Лахман, занимался промышленным дизайном, в СССР называвшийся «технической эстетикой». За дизайн того самого забора он в 1974 году получил бронзовую медаль ВДНХ и премию в размере 50 рублей. Правда, позднее Лахман рассказывал, что из всех проектов, которые он придумал в советский период своей жизни, получилось реализовать только заборы.
«Причин этому множество, включая нехватку финансирования, – признавался архитектор. – Я уехал в поисках личной свободы».
В 2013 году Лахман в интервью Esquire отзывался о своем изобретении сдержанно: «Этот забор – не самое великое, что я сделал. И то, что им завалили буквально всю страну, мне не очень понятно».
Как бы то ни было, забор стал символом советской эпохи. И он не в первый раз отражается в поп-культуре.
• В 2018 году Puma выпустила лимитированную коллекцию на тему свободы. Одной из новинок стали кроссовки с очень знакомыми ромбиками, отсылающие как раз к забору Лахмана.
• В том же году на фестивале Архстояние архитектор Александр Бродский создал дом из забора ПО‑2.
• А в 2020-м дизайнер Ольга Прохорова представила упаковку шоколада, выполненную в форме забора Лахмана. Вот как автор тогда описала работу, которая заняла третье место на фестивале графического дизайна:
«Им огораживали все – от строительных площадок и предприятий до детских садов и парков. Мало, кто может вспомнить детство без этого забора.
Что он означал для нас? Это был символ изоляции, запретной территории, грубой силы. Это был символ бедности и бытовой неустроенности.
В этом концепте я поставила задачу очистить хороший в сущности дизайн забора от негативного восприятия. Мне хотелось, чтобы люди взяли в руки эту упаковку и почувствовали радость от узнавания формы. Это уже не бетонное тяжелое чудовище на металлической арматуре, а плитка шоколада, упакованного в переработанный картон. Это гимн уходящей эпохе, которая, надеюсь, никогда не вернется».