9 мин.

Златан в «Барсе»: полсезона забивал больше Месси, гонял Пепа и честно пытался встроиться. А потом снова стал Златаном

Вспоминаем единственный сезон Ибры в Испании.

Вокруг – камеры, шум, какие-то указания от менеджера «Барсы», снова микрофоны и камеры. Журналистов, кажется, ненамного меньше болельщиков. Златан бросает мяч на ногу, чеканит, ловит на пятку, а потом усыпляет его на груди, выгнувшись почти до прямого угла – как в лимбо. 62 тысячи на трибунах – третий результат в истории, как после этого не влюбиться в себя самого – сходят с ума. Златан целует эмблему «Барсы», а потом убегает. Презентация закончена.

Вскоре начинаются тренировки, и у дверей базы Златана поджидает сюрприз. Где-то в районе пупка – лысина нового тренера. Пока Златан был в «Интере», Пеп звонил каждый день. Упрашивал, убеждал, обещал. Потом выпросил у Лапорты 46 миллионов евро и Сэма Это’О, чтобы завершить трансфер. А сейчас бубнит откуда-то снизу: «Слушай, у нас не любят понтов. В «Барсе» не приезжают на тренировки на спорткарах».

Окей, правила есть правила, хоть Златан и не уверен, что они ему нравятся. Будем ездить на чем-то попроще. На чем-нибудь маленьком, вроде игроков «Барсы». Высовывая голову в люк. Или на чем-то неброском, клубном. Непросто стать незаметным, когда вокруг все такое крошечное. Но это важно. Такой большой тренер не стал бы поджидать его на парковке, не будь это важным.

«Барса» напоминала мне школу или центр повышенной дисциплины, – расскажет потом Ибра в интервью The Guardian. – Суперзвезды вели себя словно какие-то школьники. Делали все, что скажет им тренер. В Италии по-другому: в команде 22 альфы, и каждый считает себя лучшим в мире».

Ибра меняется: завязывает с историями, загоняет хищный Ferrari Enzo в гараж и пересаживается на Audi Q7. Друзья не узнают его. Райола думает, что он заболел. А Златан просто пытается вписаться, притворяется своим в атмосфере Ла Масии, зачем-то перенесенной во взрослый клуб. Поддакивает, молчит, беспрекословно выполняет все, что говорит тренер. «Я стал каким-то безликим. Говорил то что нужно, держал все в себе и никого не мешал с дерьмом. Златан больше не был Златаном и не кайфовал от игры. Я задумывался о том, чтобы закончить карьеру», – опишет Ибра в автобиографии. 

Он слишком большой, чтобы слиться с командой. Слишком заметный. Тем более что на тренировках выкладывается, как в матчах. Забивает, отталкивает, прессует. Гремит со своего огромного роста. «Эй, клоун, ты куда пасуешь?» – кричит он Хави, лучшему распасовщику в мире. Каталонец тушуется. «Если на тренировках я лучший, то к матчам чувствую себя богом», – бросает Ибра Чигринскому.

В матчах он действительно бог. Он много забивал в Италии и Голландии, но в Испании, оказывается, проще всего. Тяжелый, сильный, Златан врезается в оборону, как шар для боулинга. Защитники отскакивают, как кегли. Швед начинает с 5-матчевой голевой серии, вскрывает «Мальорку» проникающим пасом пяткой и дарит немного магии фанатам «Хереса». Из-за травмы пропускает первый тайм с «Реалом», но у каталонских малышей без него ничего не получается – Ибра выходит и через пять минут забивает единственный гол. Левой ногой с лету, потому что он Златан. «Камп Ноу» умирает от восторга.

К Новому году все обсуждают Златана. Он первый по голам, второй после Хави по ассистам. Комментатор CNN Алекси Лалас говорит, что Ибрагимович превосходит Месси, и это действительно так. Новичок забирает штрафные, забивает с них, пока аргентинец стоит в сторонке. «Ну что, коротыш, может, мне занять твою позицию?» – смеется великан с Месси. Лео молча втыкает в телефон.

К концу первого круга Месси получает первый «Золотой мяч» – тот, который вполне мог принадлежать Хави – и 2010-й начинает лучшим игроком мира. Но если Ибра продолжит в таком темпе, в следующем году Лео не светит победа. Швед слишком нетипичен, слишком выдается за рамки размеренной каталонской игры. Он отвлекает внимание на себя. И Месси приходит к Пепу: «Я больше не буду играть на фланге. Я хочу в центр».

Гвардиола оказывается в сложной ситуации. У него есть великий бомбардир, возможно, лучший в мире прямо сейчас – сильный, техничный, доминирующий на поле. Но есть и Месси, с которым нельзя не считаться. Тем более что тому сразу не понравился переход Ибры – в начале сезона Лео отправил тренеру пассивно-агрессивную смс: «Видимо, я ничего больше не значу для клуба». И нет никакого смысла в изменении схемы: система работает, к рождественским каникулам «Барса» не проиграла ни разу и с Ибрагимовичем победила в 12 из 13 матчей.

Пеп решает вопрос: основа остается прежней, но теперь Месси играет практически в центре – ниже и чуть правее Ибры, и это убивает шведа. Златан любит свободу, зависит от нее и нуждается в том, чтобы зона под нападающими оставалась пустой. Теперь там Лео, которому хочется больше внимания, и Златан заперт в штрафной. Это похоже на ситуацию с авто, когда Ибрагимович принял правила и пересел на клубную Audi, а потом чуть не разбился на ней в снегопад – машину занесло. На Хави с Иньестой, их управляемых умных передачах ездить не получается. На этих парнях ездит Месси. Златану остаются добивания и отскоки.

Златан растворяется на поле. Он заметный, большой, все такой же нетипичный и все так же не вписывается в игру каталонцев, но теперь, когда голов больше нет, это играет против него. Ибра теряет уверенность, выключается из прессинга и перепаса, порет стопроцентные моменты. Трибуны замечают, что и раньше он реализовывал лишь каждый седьмой удар. Его начинают критиковать. «Как раз тогда испортились отношения с Пепом, – напишет автор книги «Каталонская мечта» Тим Хэнлон. – Гвардиоле всегда нужна была молодежь из Ла Масии, которая играла в его футбол, и Ибра ему не подходил».

В восьми матчах Ла Лиги он забивает всего один гол, и боссы напрягаются. Златан слишком дорогой для ролевика. Спортивный директор Чики Бегиристайн убеждает его надавить на Пепа, как это сделал Месси. Златан подходит к тренеру на тренировке:

– Я не хочу проблем, но вы неправильно используете меня. Если нужен был простой завершитель, следовало купить Индзаги. А мне нужна свобода. Я не могу носиться взад-вперед, я вешу под сотню.

– У тебя получится.

– Нет, лучше посадите меня в запас. Вы жертвуете мной ради другого игрока, это неправильно. Вы купили Ferrari и водите его как Fiat.

– Ладно, возможно, я не прав. Я решу проблему.

Гвардиола действительно решает проблему: Златан чаще начинает в запасе. Ибра ничего не понимает, никто ничего не понимает: футболист, который три месяца назад забивал больше всех в клубе, играет только потому, что больше некому. Месси снисходит до новичка и отдает ему пенальти в игре с «Сарагосой». У Лео больше нет с ним проблем, ведь Златан уже не представляет угрозы. 

А тренер ведет себя странно. Убегает, когда Златан пытается поговорить. Выходит из комнаты, если заходит швед. Посылает помощника, чтобы узнать, есть ли Ибрагимович в раздевалке. Пеп будто бы помнит, как год назад над ним нависал и хватал за грудки Алекс Глеб – и очень не хочет, чтобы это повторил парень на 25 килограмм тяжелее белоруса. «Ясно, между ними случился конфликт, – напишет Хэнлон. – Гвардиола не любит ярких парней. Даже у Пике были проблемы, когда он встречался с Шакирой. Пепу не нравился весь этот хайп».

«Есть причина, почему мы с Иброй говорили всего два раза за полгода, – скажет потом Пеп. – Но для «Барсы» будет лучше, если я сохраню ее в тайне».

«Он ждет, что я буду бегать за ним и спрашивать, в чем дело? Ну нет. Я достаточно унижался», – решает Ибра. Он специально заходит в комнаты, чтобы посмотреть, как Гвардиола вылетает оттуда. Высмеивает тренера в разговорах с Анри. А в те редкие моменты, когда получает мяч, демонстрирует настоящую златанеру: дважды забивает «Арсеналу» в четвертьфинале ЛЧ, приносит «Барсе» две победы подряд в Ла Лиге и в матче с «Мальоркой» делает пас спиной, до которого Месси никогда не догадался бы – для такой передачи гениальности недостаточно, нужен легкий налет безумия.

Лучше все равно не стало. Из-за травмы Златан пропустил первую половину апреля, а потом разорвал «Херес» на «Камп Ноу» – забил и ассистировал Анри пасом не глядя. «Барса» снова победила благодаря ему, но через неделю Ибра остался в запасе – сыграл только последние 6 минут. После матча Златан зашел в раздевалку, увидел лысину Пепа – где-то в районе пупка, как и всегда – взорвался от наступившей тишины и мощным пинком отшвырнул на три метра ящик с экипировкой.

«Я выкрикнул: «Ты трус!». Добавил, вероятно, и что-то покрепче, а потом добил: «Ты обделался перед Моуринью. Пошел ты к черту!».

Думаете, Гвардиола ответил хоть что-то? Нет, он тряпка. Он просто поднял форму и вышел, как маленький уборщик», – описал Ибра в автобиографии.

***

На следующей тренировке Гвардиола увидел красную Ferrari Enzo, нарочно припаркованную прямо перед дверями базы (хоть это и не было необходимо – она и так выделялась среди однотипных корпоративных Audi). Настоящий Златан вернулся.

Летом он пообещал боссам, что отлупит Пепа, если его не отпустят в другой клуб. Райола потребовал перехода в «Реал». «Барса» напряглась и отдала Ибру в «Милан» – куда он и собирался на самом деле.

Через год президент Сандро Росель назвал Ибрагимовича худшим трансфером в истории клуба. Лапорта заметил, что Ибра не вписался в коллектив. Пеп выиграл Лигу чемпионов. Месси забил 126 голов за два сезона и доказал, что тренер сделал правильный выбор.

Но все могло сложиться иначе. Златан дебютировал лучше всех форвардов «Барсы» за последние двенадцать лет. Уступил им только в одном.

Никто из этих парней не затмевал Месси. А Златан – смог.