Мексиканская история Марсело Бьелсы. Военачальник с новаторским подходом
"Он идеален для вас", - сказал Сезар Луис Менотти. "Хотя правда в том, что он сумасшедший перфекционист". Обладатель Кубка мира именно этими словами рекомендовал соотечественника Марсело Бьелсу в мексиканский "Атлас". Президент "Атласа" Фернандо Акоста услышал достаточно. Он был убежден.
Свита "Атласа" во главе с Акостой вылетела в Росарио, где они встретились с Бьелсой, интенсивным, страстным и безошибочно сосредоточенным. Они предложили другое - "Эль Локо" не будет тренером первой команды "Атласа", а станет футбольным директором, роль которого будет включать в себя создание молодежной системы клуба, закладывание фундамента для будущего и подготовку молодых игроков. Это был долгосрочный проект, и Акоста был впечатлен Бьелсой. Это было нечто более масштабное, чем предыдущая работа аргентинца, хотя казалось, что его дотошность идеально ему подходит.
Очевидно, что "Атлас" провел свое исследование. До того как стать тренером "Ньюэлла", Бьелса работал с молодежным составом клуба, и именно его революционный подход к скаутингу способствовал его последующему успеху в руководстве "Лос Лепросос". Придя к выводу, что по всей Аргентине, скорее всего, есть игроки, которых упускают большие клубы, Бьелса разделил карту страны на 70 участков и посетил каждый из них, проехав более 5 000 миль на своем скромном Fiat 147.
Теперь это был Атлас, в Мексике, в надежде извлечь пользу из его неустанного, почти навязчивого темпа работы, его идиосинкразии и неапологетической учености. Однако сначала Бьелса должен был убедиться в этом. Он отправился в город Гвадалахара, чтобы провести, по его словам, ревизию, потратив месяц на просмотр матчей молодежной команды и обдумывание своего будущего. Его решение было принято после просмотра игры между 16-летними подростками, после чего он заявил, что уровень представленных игроков достаточно хорош, чтобы "выйти на международный уровень".
Бьелса не был из тех, кто принимает такие решения легкомысленно; он рассматривал этот проект как потенциальный и даже, возможно, долговечный. Условия работы в Мексике также считались лучше, чем в Аргентине, хотя лига и национальная сборная были менее качественными, и Бьелса надеялся это изменить. В июле 1992 года он начал свою работу в Atlas и сразу же приступил к преобразованиям - революционному подходу к скаутингу и тренировке молодых игроков в Мексике. "Работа, которую он организовал, была впечатляющей, быстрой, эффективной и результативной", - сказал Акоста. "Он организовал сеть по привлечению игроков, которая до сих пор существует в 92 городах Мексики".
Ничего подобного в стране раньше не было. В положении, когда он мог сосредоточиться исключительно на своей роли директора, исчерпывающий поиск талантов Бьельсы затмил даже его, казалось бы, неустанные усилия в "Ньюэллс". "Я разработал структуру для наблюдения за 20 000 игроков в год", - сказал он в интервью мексиканской газете в 1997 году. У "Атласа" была эстафета в 2500 городах, мы организовывали турниры и отбирали 15 игроков из каждого".
Работа Бьелсы окажет влияние не только в краткосрочной перспективе. До 2010 года Atlas считалась лучшей скаутской сетью и тренировочным центром в Мексике, а национальная сборная получала плоды от некоторых из найденных игроков. Когда Мексика играла с Аргентиной в 1/16-й чемпионата мира 2006 года - в игре, которая потребовала дополнительного времени и едва не привела к шоковому результату, - восемь из 11 игроков, вышедших в стартовом составе команды Рикардо Ла Вольпе, были выявлены или подготовлены Бьелсой во время его работы в качестве директора "Атласа", такие как Рафаэль Маркес, Павел Пардо, Освальдо Санчес и рекордный бомбардир Джаред Боргетти. Его влияние было далеко идущим.
Бьелса преуспел не только в поиске талантов. Его работа тренера и помощь молодым игрокам в развитии оказалась очень важной. Он настаивал на том, чтобы молодые игроки концентрировались на своих сильных сторонах, оценивая их качества и подробно объясняя им, где и как они могут улучшиться. Он также подчеркивал важность концентрации. О футболе нужно было думать до тренировки и после тренировки - всегда. Игроки должны были поверить в его неутомимость; в конце концов, человек, который однажды заявил: "Я - ученик футбола", теперь в значительной степени стал учителем.
Насколько успешным оказался Бьелса на посту директора, настолько же иерархия "Атласа" хотела, чтобы он занял пост тренера первой команды. Сначала он не хотел этого делать - он планировал продолжать работать в прежней должности, вдали от тренерского давления, которое поглощало его в "Ньюэллс". Он надеялся стать "более рефлексивным", переехав в Гвадалахару, и в какой-то степени ему это удалось. "Я понял, что футбол - это не жизнь", - сказал он.
Футбол - это не жизнь, но Бьелса с самого момента прибытия в Мексику погрузился в свою роль. Чтобы убедиться, что он достаточно подготовлен, он читал о культуре страны, надеясь понять особенности Мексики, как и Аргентины. Эрнесто Урреа, сосед Бьелсы по тренерскому цеху во время его работы в "Атласе", говорит: "Я думаю, что он знал об истории Мексики больше, чем я". Такая преданность приобретению знаний была типичной для Бьелсы, который, как говорят, будучи ребенком, читал по книге в день и подписался на более чем 40 международных спортивных журналов.
В конце концов, Бьелсу убедили возглавить первую команду в сезоне 1993/94, причем правление "Атласа" было уверено, что, будучи проверенным тренером, он будет таким же новаторским и прогрессивным, как и в предыдущем сезоне в роли директора. Команда Бьелсы была неопытной и состояла частично из подростков, некоторые из которых были обнаружены его скаутской сетью. Пардо, полузащитник оборонительного плана, который в 2007 году выиграл Бундеслигу со "Штутгартом" и 148 раз выступал за сборную Мексики, получил от Бьелсы дебют, как и вратарь Санчес, рекордсмен по количеству матчей в мексиканской Primera División, и результативный нападающий Боргетти.
"Бьелса был военачальником", - сказал Боргетти, вспоминая время, проведенное под руководством аргентинского тренера. "Когда я приехал в Гвадалахару, я ничего не знал о футболе. Он многому научил меня, как видеть игру, анализировать ее. Он был очень требовательным, перфекционистом, но он хочет, чтобы его игроки изучали футбол, чтобы они знали и видели, что произойдет в игре. Он не просто учил меня играть, все гораздо глубже".
В том сезоне Боргетти забил за "Атлас" 13 голов, и команда Бьельсы заняла второе место в своей группе Primera División, опередив "Текос" и сравнявшись по очкам с городскими соперниками из "Гвадалахары". Это означало выход в плей-офф - стадию, которой "Атлас" не достигал уже 12 лет. Под руководством Бьелсы произошло заметное улучшение, а его радикальные, идеалистические методы, казалось, были адаптированы игроками.
Этому способствовало и то, что большая часть команды была сформирована в молодежном составе, которому уже было дано время адаптироваться к неортодоксальному подходу Бьелсы. Кроме того, в команду были приглашены игроки из его бывшего клуба Newell's, включая полузащитника Рикардо Лунари и защитника Эдуардо Бериццо. Такая сплоченность позволила "Атласу" выступить не на своем поле, хотя на стадии четвертьфинала они потерпели поражение от "Сантос Лагуна" со счетом 3:2.
Бьелса был типично внимательным тренером "Атласа", проводя тренировки с характерным авторитаризмом и дотошным вниманием к деталям. Возвращаясь с тренировки, он до поздней ночи смотрел видео и планировал будущие занятия, его ум не мог отключиться. "Марсело прибыл в Мексику с каталогом из примерно 300 тренировочных упражнений, а покинул страну с более чем 500", - вспоминает Урреа. "Его жена, архитектор по образованию, нарисовала их, а затем Марсело снял их на видео, чтобы показать другим тренерам в Atlas. Он - творческий человек, один из самых умных людей, которых я встречал".
Несмотря на относительный успех своего сезона в качестве тренера "Атласа", Бьелса планировал вернуться к исполнению обязанностей директора после летнего перерыва, но его снова убедили взять под контроль первую команду. На этот раз, однако, все пошло не так, как планировалось. Бьелса был обеспокоен тем, что состав команды не соответствует уровню, необходимому для участия в соревнованиях, и результаты начали снижаться. Он стал испытывать стресс и беспокойство, казалось, что он измучен собственным подходом, а его команда начала проявлять признаки выгорания, что стало синонимом Бьельсы на протяжении всей его тренерской карьеры.
Это напоминало последние этапы его работы в "Ньюэллс", и Бьелса объявил о своей отставке всего за 23 дня до начала нового сезона. Когда человек слишком привязан к себе, как я это делал в "Ньюэллс", разочарований бывает больше, чем удовлетворения", - сказал Бьелса. Разочарование было более распространенным чувством в его уходе из "Атласа", но позже он ненадолго вернулся в качестве директора в 1996 году. В то же время, уход Бьелсы с поста тренера "Атласа" позволит ему заняться своим новым хобби - гольфом.
Если Йохан Кройф и Франц Беккенбауэр играют в гольф, то почему бы не я", - сказал Бьелса, который после ухода из "Атласа" остался в Мексике. Свободное время позволило ему углубиться в культуру страны, и его сосед Урреа вспоминает его почти ненасытный аппетит к местной кухне. "Я никогда не видел никого, кто бы ел так много, как Марсело Бьелса", - сказал он. "Он обожал мексиканские антохитос и тако, которые продавали на углах улиц. Когда он ходил в рестораны, он просил все блюда в меню, чтобы попробовать их все"
Перед сезоном 1995/96 Бьелса, который сейчас является свободным агентом, обратился к клубу "Америка", одной из самых больших и успешных команд Мексики, играющей на грозном "Эстадио Ацтека". Перед прибытием в столицу он попросил видеозаписи всех игр "Америки" за последние два сезона, которые он проанализировал, делая выводы о потребностях игроков, их сильных и слабых сторонах. Команда была талантливой, более талантливой, чем в "Атласе": Франсуа Омам-Бияк, Куаутемок Бланко и Луис Гарсия были частью сильного состава.
Сезон начался хорошо; "Америка" заняла первое место в середине сезона, казалось, хорошо адаптировавшись к атакующей философии Бьелсы с высоким прессингом, но вторая половина кампании принесла с собой проблемы. Клуб принадлежал руководителям телевидения, и президент ожидал, что тренер первой команды будет выполнять определенные обязанности в СМИ. Бьелса, недовольный такими требованиями, выразил свою обеспокоенность, и после трех поражений подряд он был уволен, что стало концом короткой и неудачной карьеры в мексиканском клубе. Важно отметить, что именно в период работы в "Америке" он отказался давать интервью один на один. Со СМИ он общался исключительно на пресс-конференциях.
Бьелса вернулся в "Атлас", на должность, на которой он процветал, снова неустанно работая над набором и продвижением молодых игроков, чтобы сформировать будущее клуба из Гвадалахары. Он ушел в марте 1997 года, вернувшись в Аргентину с "Велес Сарсфилд", но его по-прежнему высоко ценят в "Атласе", клубе, в котором он смог совершенствоваться как учитель игры, а игроки, которых он развивал, были его учениками. К сожалению, Бьелса не успел собрать урожай от всей своей работы", - сказал президент "Атласа" Акоста. "Возможно, через два года он увидел бы всех игроков, которых он сформировал". Действительно, через два года после ухода Бьелсы "Атлас" впервые в своей истории вышел в финал Primera División - свидетельство его работы.
Как тренер, время Бьелсы в Мексике можно считать несколько неудачным. Конечно, оно не было таким же захватывающим, как его успех в Росарио, или таким же вдохновляющим, как его последующие периоды работы со сборными Аргентины и Чили. Эль Локо, пожалуй, лучше всех подвел итог. "Моменты в жизни, в которые я вырос, связаны с неудачами. Успех деформирует, расслабляет, обманывает, делает нас хуже. Неудача - наоборот; она формирует, делает нас тверже. Это приближает нас к нашим убеждениям".
Бьелса не потерпел неудачу как таковую, но Мексика, безусловно, помогла ему подтвердить свои убеждения. О пяти годах, проведенных им в Центральной Америке, редко упоминают, но они, несомненно, стали определяющими в карьере одного из самых влиятельных тренеров 21 века.
*** Использованы материалы - These Football Times Mexico