Ромен Молина. “Унаи Эмери. Маэстро”
Вместо предисловия
Привет! Являясь давно фанатом Sports.ru, с недавних пор я стал еще и пишущим автором. Вы могли видеть на страницах сайта мою книгу “Чемпион Водокачки”, где я рассказывал реальные истории провинциального футбола. Идея написать свою книгу о футболе пришла не случайно. Дело в том, что я читаю футбольные книги. Читаю все футбольные книги, до которых могу добраться. Новые, старые. Даже те, которых нет в цифровом виде - а читаю я только так. Беру телефон в руки, делаю 100 фото, распознаю текст. Даже в путешествиях завел привычку заходить в магазин и покупать книгу о футболе.
Все прочитанные книги я собираю на полку в рамках сервиса Bookmate. Сегодня на полке “Гвозди для бутс” лежит 156 книг, я стараюсь добавлять туда новую каждые 2 недели. Многие считают, что книги как формат умирают, уступая лонгридам. Не буду никого переубеждать. Надеюсь, что среди вас тоже найдутся фанаты футбольных книг.
Мои друзья давно говорили, что нужно попробовать писать о футбольных книгах на “Спортсе”. И я решил попробовать. Дабы не соревноваться с прекрасными авторами блогов я попробую достаточно простой формат: 5 ярких цитат из каждой прочитанной книги. Тех, что зацепили, удивили, вызвали эмоцию.
Надеюсь, вам понравится. Не судите строго, это мой первый опыт футбольного блогера.
Ромен Молина. “Унаи Эмери. Маэстро”
Эмери - тренер-маятник. Или кочевник, если хотите. Ему важно найти свою землю. Свой клуб, и свой уровень, на котором его возможности превысят ожидания. У него откровенно не получилось ни в ПСЖ, ни в “Арсенале”, ни в “Спартаке”. Везде он был придавлен ожиданиями. И везде не справился. Ему просто нужно было найти свою землю, с которой он может делать набеги на Лигу Европы. Но не более.
Ромен Молина. “Унаи Эмери. Маэстро” (Unai Emery, El Maestro). Издательство “Бомбора”, 2020 год
Пять цитат
1. «Однажды тренер накричал на меня в раздевалке: «У тебя что, яиц нет?» Я ответил ему: «Есть, но они устали!»
2. ...Я позвал его в свой кабинет, попросил присесть и сказал: «Испугаешься, если я назначу тебя тренером?» – рассказывал бывший президент «Лорки». – И знаешь, что он мне ответил? – «Вовсе нет. Если хотите, я стану тренером». Он был вполне уверен в себе, и это облегчило мой выбор». Прошло несколько дней, и вот Квике Ягве, который уже успел мне поднадоесть, снова стал выстраивать оборонительную игру. Я сказал Педро: «Позови Унаи». Я знал, что Эмери меня не разочарует». Несмотря на это, Унаи решил посоветоваться со своими друзьями. «Я был в Колумбии, на Кубке «Судамерикано» для команд U-20. Со мной был Альберто Бенито. Унаи позвонил ему и через него спросил у меня, сможет ли он тренировать и играть одновременно? Я ответил, что, по-моему, это несовместимые вещи», – вспоминает Микель Эчарри, бывший коуч Эмери, добавляя к сказанному следующий эпизод: «Когда он, насколько я помню, еще играл в Толедо, то однажды обратился ко мне с просьбой что-то объяснить; в это время Альберто Бенито как раз собирался сдавать экзамены на тренерский диплом. И я знал: Унаи спрашивает, чтобы помочь ему…»
3. За несколько дней до окончания сезона в «Ла Лиге» Унаи дал свое согласие московскому «Спартаку» на три ближайших сезона, соблазнившись амбициями и деньгами собственника команды Леонида Федуна, российского бизнесмена, успешно инвестирующего в нефтяной («Лукойл») и финансовый бизнес. Игор считает решение брата немного странным и поспешным: «Прямо перед тем, как он подписал контракт в Москве, ему сделала предложение «Рома».
4. «С первого дня Карпин не хотел, чтобы я тренировал «Спартак». Он хотел быть тренером сам, поэтому занял враждебную мне позицию. Все очень просто». Сезон еще не начался, но у всех уже возникло ощущение, что спектакля не избежать, причем было непонятно, где он развернется: на газоне или в кулуарах.
5. Раздевалка быстро стала минным полем – особенно после того, как Унаи посадил Артема Дзюбу на скамейку запасных. «У меня были с ним споры. Он был игроком основного состава, имел большое влияние на журналистов и чересчур много с ними общался. Как и некоторые другие игроки, – рассказывает Унаи. – Я стал чувствовать себя совершенно одиноким. Карпин совсем не помогал мне. Однажды он организовал встречу и стал нападать на моих помощников. Я защитил их и спросил, почему он так поступает. Началась серьезная ссора. [Делает паузу.] По одну сторону от меня находился Карпин, пытавшийся сделать мою жизнь невыносимой. С другой – был Дзюба, который старался настроить против меня остальных игроков и журналистов, едва я стал меньше выпускать его на поле. Я оказался в одиночестве, лишенный возможности поступать так, как хочу». Мораль: после полученной от «Динамо» 25 ноября 2012 года «пощечины» Унаи был уволен, проработав в «Спартаке» в общей сложности только полгода.