6 мин.

АЛЕКСЕЙ ЯРОШЕВСКИЙ: ИГРАТЬ ПО-КРУПНОМУ

Главный английский комментатор Российской Премьер-Лиги Алексей Ярошевский о кризисе доверия в российском футболе, работе со звездами АПЛ и обратной стороне спортивной журналистики

Источник: rafl.media

Лучшая лига мира 

Важно понимать, что Англия абсолютно консервативная страна, которая максимально чтит свои традиции. В этом плане в глазах многих олдскульных любителей футбола как системы Английская Премьер-Лига — ее золотой стандарт. 

Но тут совпало огромное количество факторов. Сложно выделить какой-то один. Во-первых, конечно, качество игроков. Потому что даже при всей конкурентной борьбе в «Ла Лиге» или в «Серии А», при наличии таких звезд, как Месси в «Барселоне», Роналду в «Ювентусе», если посмотреть на состав любого клуба Англии, там как минимум будут либо сборники, которые на Евро зажигали либо игроки высочайшего класса. Это уже не «пинание мяча двадцатью белыми футболистами и двумя какими-нибудь странными легионерами». Это абсолютно мультикультурная, мультиэтническая, мультирасовая история. 

Во-вторых, Английская лига не просто так является самой популярной лигой в мире. Помимо футбола, огромную роль играет качество стадионов и всей футбольной инфраструктуры. В этом плане у них все очень отлажено: это крепость, аналогов которой нет в мире. 

 В-третьих, мировая объективность — Английскую Премьер-Лигу смотрят больше остальных. Поэтому, наверное, она лучшая лига в мире. То есть одно с другим связано.

Matchday, Matchday!

Источник: rafl.media

Matchday у англичан не сильно оригинальный. Я веду кампанию о признании нашего околофутбольного и футбольного SMM и нашего Matchday как величайшего в мире.  И это не шутка, в Российской Премьер-лиге Matchday гораздо круче. Потому что такие акции, которые устраивают в России, например «Острые козырьки» у Ростова, SMM-набросы «Спартака», ЦСКА и так далее, — такого в Англии нет. Там все довольно консервативно: приходят люди, едят хот-доги, пьют пиво…

О медиасвободе и хайпе

Когда мы говорим про медийность футбола, мы в том числе подразумеваем,  что во многом поддержке этой медийности способствуют сами футболисты: то, как они ведут соцсети, какую сделали стрижку перед матчем, какие бренды носят, а с какими делают совместную коллаборацию. 

В России у футболистов больше медиасвободы, но меньше поводов ее выражать. 

Может быть, это связано с какой-то апатией на социальном уровне по отношению к футболистам. Может быть, с завистью. Ведь чуть ли не первые разговоры после вылета России с Евро были о том, что у Черчесова четвертая зарплата в рейтинге и что Россия получит 11 миллионов евро в качестве «бонуса за участие». А людям у нас не очень хочется смотреть на эту роскошь и великолепие. 

 Есть, конечно, «гиганты» Instagram, тот же самый Дзюба. Что бы он ни сделал, это уже хайп. Ногами или руками, как говорится. Однако в большинстве своем наши футболисты сторонятся такого хайпа. Они не спешат быть медийными в отличие от ребят с Запада.

О хулиганской революции в освещении АПЛ

Источник: rafl.media

Когда мы снимали первый и пока единственный сезон «Okkoло английского футбола» для Okko, мы двинули несколько хулиганских революций в то, как вообще Англия понимает и видит освещение футбола. Мы были первопроходцами в мире съемки за воротами и устраивали с фанатами максимальную интеракцию.

В Английской Премьер-Лиге такого никогда не было, поэтому, когда все это увидели, сказали, мол, очень круто. А мы заняли позицию «лоубрейкеров», ведь у них категорически запрещено снимать с трибун не бродкастерам. Вторая наша идейная инновация была в послематчевых интервью. 

 Ко мне подошла очень любезная девушка из Премьер-лиги и говорит: «Кого бы вы хотели из игроков на интервью?». Я говорю: «Я хочу Натана Аке». Ко мне приглашают Натана, который только что отыграл 90 минут матча, и у него вены на ногах пульсируют до сих пор. Я ему говорю: «Натан, у меня один вопрос будет по матчу и один не по матчу». 

«Насколько важен этот гол для шансов сохранить прописку?» Он говорит: «Да, да, да, важный». И тут я спрашиваю: «Так, а теперь расскажи, какие самые классные места в Борнмунте, которые тебе нравятся. Куда ты ходишь здесь, пока ты живешь какое-то время?». Он оторопел и говорит: «Тут вообще все классно… Тут пляжи красивые!». И я вижу, как ему стало спокойно, ведь не надо сейчас говорить про тактические инновации тренера, про то, как они подходят к следующей игре. Настолько для него это было по-новому. 

О тенденциях развития футбольных медиа

В своем конвенциональном общем понимании футбольное телевидение умирает. Уже сейчас все переходит в платную диджитал-среду, и это прекрасно, учитывая цены у нас в стране. В Англии, например, совершенно другие подписки и тарифы.

А что касается разговоров о том, что платные платформы — это зло… лично для меня зло — вот такие разговоры.

Источник: rafl.media

Вся романтика игры между трубами разных фабрик на полях уже исчезла. Сейчас, если вы хотите нормальный статусный футбол или выступления сборной, это должна быть мощная лига с хорошей финансовой подпиткой, в том числе и частной. Но когда люди отказываются платить за то, что они смотрят футбол по телевизору, какие здесь можно вести разговоры? Вы не хотите платить, а потом вы говорите, что у нас футбол говенный. И я просто не приемлю аргументов: «Ну не может человек позволить себе 300 рублей на футбол в месяц тратить». Я говорю: «Слушайте, я понимаю, что есть зарплаты 12 тысяч рублей в месяц. Но мне кажется, если ты любишь футбол, ты готов заплатить 300 рублей». 

 Я рад, что Российская Премьер-Лига начала себя брендировать и продавать на Западе, что этот процесс наконец запустился. У нас есть ребята, которые действительно делают очень интересный медиапродукт в плане лайфстайла. Тот же самый Женя Савин, который показывает изнанку жизни футболистов. Мне, например, дико понравился эпизод с Альбертом Риерой, очень колоритная вся эта история в Сибири. 

 Нобель Арустамян делает отличные вещи. Хотя у многих «Ростов-на-кону» вызвал неоднозначную реакцию, я считаю, что это большой продукт для российского медиарынка. Вот такого контента, конечно, не хватает. Это бы добавило и медийности футболистам, и, может быть, растопило бы лед неприязни между журналистами и футболистами. Потому что он есть, я вижу это и по реакциям футболистов, и по реакциям журналистов на то, что те их игнорируют.