«Он не умеет играть в хоккей, но безнаказанно бьет наших ребят». Хит Артюхина стал главным скандальным эпизодом ЧМ-2011
Мировое первенство 2011 года не вошло в актив российской сборной — команда под руководством Вячеслава Быкова не смогла добраться до медалей, хотя в предыдущие три года не уезжала с турнира без наград.
Ничего выдающегося национальная команда не продемонстрировала, и за помнилась всем, вероятнее всего, только скандалом вокруг жёсткой игры Евгения Артюхина, за приглашение которого Быкову доставалось от болельщиков. Но наставник в своём выборе был уверен:
«Игра Артюхина похвальна тем, что он, действуя в рамках правил, вносит смятение в ряды противника. Это здорово поднимает боевой дух нашей команды. Любого человека, которого мы приглашаем в сборную, нужно использовать максимально полезно. Когда чувствуем, что нужно создать психологическое или физическое воздействие на соперника, используем его лучшие качества. При игре в большинстве, чтобы создать помеху вратарю, его услуги востребованы, также и при игре в меньшинстве он полезен. Многие специалисты в России, псевдоспециалисты, как я их называю, относятся к Евгению как к второсортному тафгаю, не умеющему играть. На самом деле он очень интересный хоккеист, технически оснащенный и очень дисциплинированный. К нему просто надо найти подход и правильно использовать в командных действиях».
Поединок с чехами стал наглядным примером того, о чём говорил специалист. Артюхин сначала уложил трёх соперников практически за раз, а потом случилось столкновение с Карлом Рахунеком, которое и подняло волну негодования на чешской скамейке. Карл потерял шлем ещё до приземления, а потому приложился ко льду голой головой и тут же оказался в луже собственной крови.
Примечательно, что оба столкновения помогли: после хитов Евгения его партнёры по команде как будто начинали бегать быстрее и забивали.
Однако исход матча мало кого волновал. И журналистов, и болельщиков интересовал эпизод с Рахунеком и Артюхиным, которого чехи лишили послематчевых рукопожатий.
«Да ну их, я комментировать это не хочу. Что тренер, что вся команда у чехов — нытики. Они себя очень плохо ведут, но это же все от тренера идет. ...для меня даже драка — обычный игровой момент. Я обычный силовой игрок, который отлично умеет давать отпор. На самом деле я очень добрый человек», — сказал хоккеист после матча.
У сборной Чехии на этот счёт было несколько другое мнение:
«В преддверии чемпионата руководство ИИХФ постоянно проводило семинары и не уставало повторять: намеренные удары в голову будут караться самым жестким образом. Но 49-й номер русских безнаказанно бил наших ребят. Хотя заслуживал очень строгих санкций со стороны арбитров. Если участники мировых первенств пойдут по этому пути, то мы дождемся того, что в составах останутся игроки, не умеющие играть в хоккей. Но умеющие драться. Я во всяком случае теперь буду серьезно задумываться над приглашением тафгаев. Слишком сильно пострадала от ударов в голову Чехия. В первом матче на льду Братиславы был травмирован защитник Мартинек. Теперь, увы, то же самое сделали с Рахунеком», — негодовал Алоис Гадамчик, наставник чехов.
Ругался на Артюхина и Милан Михалек, ещё одна жертва Евгения во время матча:
«Голова еще побаливает. Выпил таблетки, так что не все так плохо. Я хотел продолжить игру после того столкновения, но мне стало плохо, поэтому ушел в раздевалку. Были проблемы с шеей. С Артюхиным я на льду пересекался два или три раза в матче. До этого он сбил Рахунека и Гавлата. Сказал ему, что весь матч он не в хоккей играет, а занимается ерундой. По-моему, такому хоккеисту нечего было делать в этом матче. Артюхин хотел применить силовой прием, но перестарался, потому что мог получить дисквалификацию. Если бы у меня была шайба, то я был бы готов готов к атаке, но он врезался в меня, когда я чуть расслабился, поэтому возникли проблемы с шеей. Я и не подозревал, что он ко мне едет, ведь у меня не было шайбы. Если бы знал, ничего бы страшного не случилось. Каждый видел, что Артюхин делал в воскресенье, как он действовал на Чешских играх. Ему неинтересно играть, он на лед выходит, чтобы травмировать кого-нибудь».
А вот Яромир Ягр оказался к Артюхину более лоялен:
«Артюхин — большой. Большой талант, большой хоккеист, большой мастер силовых приемов. Который неотвратимо приходит за тобой (смеется). Нам было тяжело играть против него, выдерживать удары такого богатыря в тело. Но я почти не виню этого нападающего. Он не грубый. Он просто большой. Прием Артюхина против Рахунека комментировать не буду, потому что не вижу смысла о нем говорить. А вот удар по Михалеку мне не слишком понравился, потому что это была атака игрока, не владеющего шайбой. Конечно, если мы встретимся с русскими на турнире еще раз, я предпочту, чтобы Артюхин постарался не бить наших, а придумать что-нибудь умное с шайбой», — сказал Ягр.
Защищали игрока и в сборной:
«Артюхин — молодец. После тех эпизодов, которые вызвали возмущение чешской сборной, арбитр подъехал к нашей скамейке и сказал: «Ваш хоккеист был корректен, но предупредите, чтобы он сильно соперников не бил». В игре Евгения было много эмоций, но она не вышла за рамки фэйр-плей», — резюмировал Быков.
Он же впоследствии прокомментирует случившееся чуть более подробно:
«Начинать на пресс-конференции клоунаду — не в моем стиле. Я же мог спросить, зачем тренер сборной Чехии лезет в перерыве к нашему игроку. Жесткая игра с чехами была нашей установкой? Это всегда наша установка. Играть жестко, но не грубо. Никаких претензий к Артюхину нет. Он не хамил, не дрался. Он действует в рамках правил. А чехи те еще актеры. Вы видели, как долго загибался Михалек после столкновения с Женей? А как Ягр показывал в финале прошлогоднего чемпионата мира, что ему смертельно больно? И вспомните, как быстро они возвращались потом на площадку».