Двойник Клоппа, духовой оркестр и безумная вечеринка (45 тысяч!) среди дня – главное в матче Англии и Германии случилось на трибунах
Даша Конурбаева – с «Уэмбли».
У игр сборной Англии уникальная особенность: смотреть на поле, когда это происходит, весьма мучительно. Но при достойном антураже на трибунах матчи превращаются в очень бодрое событие. Так было на групповом этапе, когда «Уэмбли» захватили шотландцы, а теперь на стадион пустили аж 45 тысяч англичан – и наблюдать за болельщиками было в разы интереснее.
О том, почему за командой Саутгейта физически больно наблюдать, утром расскажет Вадим Лукомский. Пока же – репортаж о том, чем все-таки самый громкий по вывеске матч плей-офф сумел порадовать.
В окрестностях «Уэмбли» начали греметь с полудня (матч начинался в пять по местному времени), и аргумент «середина вторника» нисколько не мешал фанатам.
Часть лондонцев продолжает работать дистанционно, и посещение офисов во многих компаниях по желанию. Так вся команда моей соседки в этот будний день предпочла остаться дома и на утреннем звонке честно призналась: «Мы стараемся успеть все до 4:30, а потом идем в паб».
К стадиону раньше всего начали подтягиваться те, кто отпросился с работы совсем – или приехал из других городов. За сборную болеют преимущественно фанаты провинциальных клубов, и за два часа до матча в метро троица с татуировками «Портсмута» на ногах внимательно изучала схему: «Нам еще девять остановок, успеем к стартовому свистку-то?»
Станция метро Wembley Park гремела с каждым новым прибывающим поездом.
В потоке мелькали майки с фамилиями всех возможных поколений (от Гаскойна и Макманамана до Рэшфорда и Фодена), а на паре стилизованных под старину значилось многозначетельное «66» – в честь ЧМ-66.
Немцев в толпе было крошечное меньшинство. Почти все они живут в Англии – из-за все еще действующих карантинных правил приехать в Англию специально на матч было почти нереально.
«Мы живем здесь, билеты в последний момент достали через официальный фан-клуб сборной, – рассказала мне группа друзей. – Конечно, сегодня нам не очень приятно: в нашу сторону свистят, кричат оскорбительные заряды. Нам не очень обидно: кажется, для англичан это противостояние значит больше, чем для нас, мы не очень-то считаем Англию принципиальным соперником. Но победить при такой домашней поддержке нам будет непросто».
Англичане действительно захлебывались ощущением домашнего турнира: в случае, если Англия дойдет до финала, лишь один матч (четвертьфинал) она проведет вне «Уэмбли». Фанаты – а их на матчи плей-офф пустили почти 45 тысяч – облюбовали не только променад по дороге от метро и близлежащие переулки, но и большую площадь сбоку от стадиона.
Песни пели здесь даже за полчаса до игры, когда основная масса людей с билетами потянулась на трибуны смотреть разминку.
Под ногами привычно для больших матчей в Англии трещали смятые бутылки из-под алкоголя, но слишком пьяных болельщиков видно не было. Пара фанатов, стоящих рядом, спросили меня, не хочу ли я пива, водки или «Ред Булла»: «У нас осталось еще несколько банок, но мы уже идем на стадион, а просто так оставлять не хочется».
Желающие в остающейся на площади толпе нашлись моментально, а стаканы с пивом периодически взлетали в воздух под одобрительный гул окружающих: нет более английского выражения радости, чем радостно расплескать на всех свой напиток.
Здесь же внезапно нашелся двойник Юргена Клоппа. Cheeky Jurgen – «Дерзкий Юрген» – обычно ездит за «Ливерпулем», но такой матч пропустить не мог. «Мой мозг за Англию, а вот серррррдце – за Германию, конечно», – прорычал он и продолжил охотно фотографироваться с болельщиками.
Во всеобщем ликовании внезапно обнаружились религиозные проповедники, которые перемещались у входа на «Уэмбли» с огромным крестом, в майках сборной и с тематическими речами: «Кто сегодня победит: Англия или Германия? Это очень важный вопрос, но еще важнее, куда мы все попадем после смерти?!»
За этой безумной вечеринкой (а происходящее действительно напоминало большой праздник, особенно в сравнении с почти нулевой атмосферой на прошедшем здесь в субботу матче Италия – Австрия) наблюдали дополнительные отряды полиции, но все без эксцессов, и они охотно помогали болельщикам фотографироваться.
Внутри стадиона тоже вовсю нагревалась атмосфера. На разминку, которая на «Уэмбли» проходит под максимально атмосферную музыку, на секторах собралось почти столько же зрителей, сколько смотрели матчи группового этапа.
Вместимость «Уэмбли» увеличили до половины его официальных мест, и 45 тысяч действительно заставляли смотреть на себя больше, чем на поле. Такой аудитории в Англии не было на футболе полтора года.
Гимны встретили традиционно: немецкий освистали, английский проорали во все 45 тысяч глоток. За исключением разве что маленького Принца Джорджа.
На матчи вернулся небольшой духовой оркестр, поддерживающий сборную Англии на всех матчах, так что большая часть игры прошла под их бодрое дудение национального гимна и It’s coming home. Немцы же привезли с собой пару барабанов и сотню флагов, так что в углу стадиона бесконечно мельтешили черно-красно-желтыми полотнами. Они же растягивали многочисленные плакаты: от ироничного Brexit с намеком на вылет Англии с Евро до посылов с поддержкой прав сексуальных меньшинств.
Несмотря на историческую принципиальность встречи, внутри все проходило довольно мирно: никаких зарядов о Второй мировой, а надувные истребители, которыми англичане подкалывают немцев, я видела лишь пару раз в толпе у стадиона, но не на трибунах «Уэмбли».
По ходу матча трибуны развлекали себя сами. От происходящего на поле становилось грустно, так что ко второму тайму болельщики принялись яростно реагировать на все: от мелких стыков в центре поля до уходящих за кромку поля мячей. В разговорах же старались не упоминать матчи, случившиеся накануне: Хорватия – Испания и Франция – Швейцария играли будто на другом турнире.
Терпение кончилось минуте к 70-й. На замену вышел Грилиш – судя по овации и количеству бантов в его честь до матча – ныне любимый футболист сборной, и трибуны затребовали решительных действий. Теперь каждый пас назад встречали свистом, а проходы к воротам ликованием.
Кажется, сработало: быстрая атака – и Стерлинг наконец-то запихнул мяч в ворота.
40 тысяч моментально проснулись, правда вот пива в воздух не дождались (оно на «Уэмбли» по 6,5 фунта ~ 660 рублей за пинту, слишком дорого разбрасываться).
Еще радостнее встретили промах Мюллера: зная свою сборную, англичане поняли, что свои спокойные 1:0 уже не упустят.
А затем внезапно Кейн сделал то, что от него ждали весь турнир (и ждут всю жизнь) – и у меня впервые за 1,5 года на английских стадионах заложило уши от громкости.
Англия играет в очень странный футбол, к которому много претензий даже у собственных болельщиков. Но пока это работает – и традиционное It’s coming home гремит над «Уэмбли» все громче.
В конце концов это единственная сборная, которая провела 1/8 дома – и может дойти до домашнего полуфинала. На него пустят уже более 70 тысяч болельщиков, так что станет еще веселее.
По крайней мере на трибунах.
Инстаграм, твиттер и телеграм-канал автора, где еще больше атмосферы Евро-2020 в Англии и Шотландии
Все трое из группы смерти вылетели сразу – как так? Германия, Франция и Португалия – 👋👋👋
Фото: Дария Конурбаева; Gettyimages.ru/Frank Augstein; REUTERS/Catherine Ivill, Matthew Childs, Carl Recine, Frank Augstein, John Sibley
Когда, если не сейчас? Не сейчас.