3 мин.

Немова засудили на Играх-2004. Недовольная толпа свистела на протяжении 10 минут, пока их не успокоил сам гимнаст

Судейские неточности и субъективные оценивания — то, от чего в спорте стараются бежать куда подальше на протяжении долгих лет. Однако, будем честны, получается не всегда. Одним из самых ярких эпизодов странного судейства стало выступление Алексея Немова на Играх-2004. Но запомнился тот день всем не громким скандалом, а громким неутихающим свистом трибун, который тогда стал символом справедливости огромного уважения к российскому спортсмену.

Успокоить болельщиков удалось только самому Немову...

Золотая программа на перекладине

На Олимпиаду-2004 в Афины Немов приехал в статусе четырёхкратного олимпийского чемпиона, который, помимо всего прочего, становился ещё и призёром олимпийского турнира на всех снарядах. О его достижениях на чемпионатах мира и Европы говорить не приходится — все и так всё знают. Однако в 2004-м Алексею стукнуло уже 28 лет: этого было достаточно, чтобы попасть в списки ветеранов. На россыпь наград не замахивался уже и сам гимнаст-универсал, который готовился выйти исключительно на перекладину.

Выступать посредственно Немов не умел, а потому его олимпийская программа отличалась запредельной сложностью, которая позволяла ему рассчитывать на самую ценную медаль из комплекта. Всё, что от него требовалось, — чистое исполнение и приземление в доскок. Всё это он умел делать первоклассно. Однако нервы всё-таки сказались и Немов допустил ошибку на приземлении — сделал достаточно широкий шаг, который должен был забрать у него 0,1 или 0,15 балла.

Все понимали, что произошла ошибка

Однако на табло вдруг появилась оценка Немова – 9,725. Это был середнячковый результат, который не оставлял россиянину шансов на медаль. Болельщики сразу начали негодовать. Зрители на трибунах постепенно поднимались на ноги и свистели всё громче. Отметим, что российских болельщиков среди них не было и четверти. Представители разных стран и континентов просто знали, что полученная Алексеем оценка не имеет ничего общего с той, которую он заслужил.

Гул нарастал, а Немов, который изначально был крайне опечален своими баллами, не мог сдерживать улыбки, понимая, какую поддержку ему оказывают болельщики. Не до улыбок было судьям, которые уже несколько раз пожалели о своём решении и американскому гимнасту, который просто не мог начать свою программу.

Никогда в истории гимнастики арбитры не начинали пересмотр оценок без полученного протеста спортсмена, но всё когда-то случается впервые. Пока зал нещадно требовал справедливости, судьи, обескураженные происходящим, пытались хоть как-то подправить ситуацию. Новость о пересмотре ещё больше оживила зрителей, которые рассчитывали увидеть Алексея на первой строчке.

Но этого не произошло. Новая выведенная судейской коллегией оценка составила 9,762, то есть снова далековато от заслуженной. Люди на трибунах начали возмущаться с новой силой. Соревнования не могли продолжаться. Судьи снова начали нервно подходить друг к другу и что-то обсуждать. Создавалось впечатление, что они готовятся обсудить итоговый балл российского гимнаста ещё раз.

Волшебник без палочки

Впрочем, до этого дело не довёл сам Немов. Он понимал, что из уважения к соперникам он должен это прекратить. Тогда Алексей поднялся на помост, взмахнул руками, как бы прося трибуны сесть и дать возможность выступить всем остальным. Толпа повиновалась. Одного жеста «тшш» от чемпиона было достаточно. Гимнасты продолжили турнир.

Те Игры, которые абсолютно точно вошли в историю спортивной гимнастики, стали последними для Немова. И пусть с них он уехал без медалей, за турнир он приобрёл нечто большее.