«Аталанта» в привычном для себя режиме переиграла «Наполи». У команды Гаттузо стоит выделить билдап

Джан Пьеро Гасперини сделал пять изменений в стартовом составе по сравнению с матчем против «Кальяри»: Паломино, Пашалича, Шутало, Спортьелло и Иличича заменили Толой, Фройлер, Меэле, Голлини и Муриэль, соответственно.
Можно сказать, что перестановки носят отчасти смешанный характер: с одной стороны, в старт вернулся Толой, и тройка с ним, Ромеро и Джимсити закрепилась в статусе основной, а также Фройлер – дуэт с де Рооном является оптимальным в центре поля. А еще – Меэле, которого Гасперини, отвечая на очередные вопросы по Миранчуку, выделил как игрока, уже адаптированного к системе. Что же до Голлини, то он – основной вратарь команды. С другой стороны, невыход Иличича больше походит на ротацию и желание приберечь Йосипа к матчу против «Реала».
У «Наполи» просто аховая ситуация с составом – на «Гранаду» в Лиге Европы было доступно лишь 13 человек из основной обоймы, Гаттузо сделал только две замены по ходу того матча. После матча Дженнаро даже говорил о том, что выходить в следующую стадию Лиги Европы просто-напросто бессмысленно, играть-то некем.
На матч с «Аталантой» дела стали идти получше, но говорить о том, что состав боевой, всё ещё не приходится. В старт вернулись Бакайоко и Зелиньски, в запас отправились Лоботка и Инсинье. Что касается обоймы в целом, то у Гаттузо появился шанс выпустить на замены сразу четырёх, а не двух игроков уровня первой команды – в заявку вернулись Кулибали и Гулям.
Билдап «Наполи» против прессинга «Аталанты»
Матч этих команд в первом круге запомнился интересным билдапом, который Гаттузо и его штаб, вероятно, придумали специально под соперника: на одной линии с центральными защитниками оставались фланговые, к тому же мог подключаться вратарь – огромное численное преимущество у своих ворот, либо же - в случае, если «Аталанта» решает заперссинговать, – очень много пространства за спиной у прессингующих.

Ориентировки «Аталанты» при прессинге
Так как «Наполи» не использовал структуру с тройкой центральных защитников, «Аталанта» перешла на фактически 3-3-2-2 при прессинге – здесь основной акцент был на том, что Пессина располагается ниже пары нападающих и ближе к центру.
Так как Бакайоко – не единственный опорник в системе «Наполи», в высоких позициях мог оказываться игравший по Фабиану Руису хавбек де Роон.

Розыгрыш «Наполи»
Что придумал Гаттузо на этот раз: у самых ворот гости образовывали систему 3-4, где тройку внизу образовывали Мерет и центральные защитники, четвёрку вверху – фланговые защитники и пара центральных полузащитников Бакайоко - Руис.
В первой линии появляется совершенно гарантированное преимущество за счёт Мерета – в рамках системы «Аталанты», чтобы иметь персонального оппонента для вратаря соперника, нужно подключать к прессингу и Голлини, иначе кто-то в такой ситуации остаётся свободным.
Смысл в том, чтобы получить больше времени на розыгрыш: в лучшем случае на Мерета вообще никто не выдвинется, в худшем – кто-то из нападающих, используя cover shadow, попытается оказать давление. В любом случае, у Мерета должно хватать времени на подготовку хорошей в плане перспективы передачи.
Во второй линии такого же преимущества добиться сложнее – кто-то из пары центральных полузащитников получал относительную свободу только в случае смещения к защитникам.
При этом есть и фулбкки – в их низких позициях тоже имеется смысл: да, на них при получении мяча выдвигаются латерали, но происходит всё это с задержкой, которая тоже способна дать в виде бонуса чуть больше времени на принятие решения.

«Наполи» продвинулся с мячом
Когда «Наполи» продвигался с мячом дальше, в первой линии образовывалась тройка – чаще всего за счёт Ди Лоренцо, который здорово понимает отведённую ему роль (приносит пользу как оставаясь в тройке, так и при подключениях). Выше них – Руис, чаще именно он, а не Бакайоко опускался ниже для того, чтобы образовать ромб – всё же Фабиан пасует получше.

Перевод на Ди Лоренцо
Переводы на свободного фулбека – хороший способ быстро пройти персональный прессинг: латералю «Аталанты» приходится стартовать из низкой позиции, иначе – неблагоприятное соотношение на своей половине, Ди Лоренцо получает достаточно свободы и двигает мяч.

Очень много пространства у Зелиньски в центре поля
Ещё один способ бороться с прессингом «Аталанты» – искать разовые глюки: здесь очень много свободы в центре получил Зелиньски. Понятно, что рассчитывать исключительно на это – плохая идея, но в качестве дополнения к тому, что было предложено выше, – вполне неплохо, такими шансами надо пользоваться.
«Аталанта» забивала в фирменном стиле, «Наполи» искал очень редкие шансы
В первой части разбора мы практически ничего не сказали об «Аталанте» с точки зрения непосредственно объекта анализа – она рассматривалась лишь как препятствие, с которым столкнулся «Наполи».
На то есть причина: «Аталанта» выглядело максимально обычно. Тот же привычный билдап с одновременным опусканием Толоя и де Роона в первую линию и опцией подключения в атаку кого-то из крайних центральных защитников, в целом та же картина по позиционным атакам – команда не очень часто задействует зону 14, зато очень сильно давит на фланги и полуфланги.

Карта касаний Голлини
Ещё будет уместно вспомнить про Голлини – он сделал достаточно много касаний вне штрафной площади; на него, как и обычно, выпала обязанность страховать высокую линию обороны
Важно об этом вспоминать ровно по одной причине – зачастую впечатления о таких вратарях составляются по принципу «ошибки выжившего»: в случае ошибок звучат обвинения в необоснованности настолько смелых выходов (даже если зачастую они являются необходимыми), но все забывают о пользе, которую вратари тем самым приносят.
Вклад Голлини, учитывая нацеленность «Наполи» на передачи вразрез – эти передачи в идеале должны были становиться последними и предназначались Осимхену – весьма значителен. За весь матч ни одного момента такого типажа у неаполитанцев не было, Пьерлуиджи всё прочитал.
Если касаться голов, то и в здесь многое – обыденность. Восхищаемся фланговыми атаками команды Гасперини:

Муриэль сместился в левый полуфланг – в отличие от Сапаты он по дистанции сезона чаще уходит из центра – и навешивает на Сапату под ситуацию 2v3 в створе

Сапата вошёл в штрафную с правого края и прострелил на подключившегося Гозенса
Что касается «Наполи», то в основном угрозу генерировал Матео Политано, который вновь исполнял роль инвертированного винегра (вышел на правый фланг, а рабочая нога – левая):

Гол Зелиньски
Дебютный гол «Наполи» устроен несколько сложнее, чем может показаться изначально. Начнём с того, что из этой точки очень сложно исполнить такой же (чтобы мяч не закручивался в левую сторону и лёг так, как он лёг на ногу Зелиньски) заброс правой ногой – снова работает приём с инвертированием. Второй момент: кто вбегал в штрафную. По Зелиньски изначально в эпизоде играл де Роон, который при входе Петра в штрафную, видимо, должен был передавать его центральным защитникам – такая попытка, во всяком случае, была. «Наполи» поймал «Аталанту» на этой передаче – изначально, учитывая, что приходилось бить слёта, момент был непростым, но отсутствие серьёзного сопротивления непосредственно в момент удара ситуацию немного «облегчило».
Итоги и выводы

Забавный факт: «Наполи» по итогу всего матча владел мячом 53% времени, но наклон поля остановился на соотношении 66% на 34% в пользу «Аталанты». Наклон поля – отношение действий конкретной команды в финальной трети к суммарному значению этого же показателя по обеим командам.
Как так получилось? Начнём с того, что при равном счёте, который сохранялся большую часть матча, – с начала и до гола Сапаты на 52-й минуте и ещё восемь минут при 1:1 – «Аталанта» больше владела мячом (55%). Второй момент – в эти отрезки «Аталанта» сильнее зажимала соперника, чем «Наполи» на своих отрезках: так, до 52-й минуты счёт по передачам в финальную треть был 148 на 52 в пользу «Аталанты», после – 61 на 43 в пользу «Наполи».
Всё это здорово иллюстрирует карта xT – разница в объёме ощутима.

В целом «Наполи» не оказал серьёзного сопротивления – это ожидалось, учитывая чисто физическое отсутствие возможности выпустить пять игроков из основной обоймы на замену.
С другой стороны, команда Гаттузо в очередной раз показала некоторые вещи, которые вряд ли интересны широкому кругу лиц, но при достаточном погружении могут быть весьма интересны – речь, конечно, про розыгрыши и противодействие прессингу.
«Аталанта» же, несмотря на отсутствие ряда основных игроков, а также вопросы по позиции десятки в связи с уходом Гомеса, ничего нового практически не показала. Уверенная победа в обычном режиме.

Материал подготовлен для сайта "Реджиста"
За графики благодарим проект "Футбол в цифрах"
Мой телеграм-канал