8 мин.

«Спартак» наказал «Краснодар» за индивидуальные ошибки. «Быки» почти спаслись во втором тайме

 

Мусаеву уже не привыкать варить кашу из топора, определяя стартовый состав на каждую следующую игру. «Краснодар» теряет игроков пачками еженедельно по всем возможным и невозможным причинам – травмы, дисквалификации, сомнительные тесты на Ковид, простуды, семейные трудности. К матчу со «Спартаком» в дополнение к ранее выбывшим по причине неожиданной болезни (не Ковид, как утверждает сам Мусаев) пропали из заявки два шведа – Ольссон и Берг. На скамейке «быков» остались лишь три полевых игрока и только один из них может считаться игроком основы – Уткин. Мацукатов выходил несколько раз на замену ещё в августе, Сабуа – ни разу не появлялся в играх за основную команду. В таких условиях дебютировал в старте один из лидеров «Краснодара-2» - Эдуард Сперцян. Ионов безальтернативно вышел на позицию центрального нападающего.

У «Спартака» вернулись Жиго и Джикия. Мозес вышел впервые в старте и занял позицию правого латераля. Это позволило Тедеско вернуть Зобнина в центр поля. Можно сказать, что на сегодняшний день стартовое сочетание «красно-белых», которое мы увидели в Краснодаре, выглядит оптимальным. 

Невнятный прессинг «Краснодара» в первом тайме

«Спартак» сейчас – одна и самых понятных и структурно организованных команд РПЛ. При игре с мячом крайние центральные защитники расходятся очень широко вплоть до расположения во флангах, образуя вместе с опорниками структуру 3-2 в начале атаки. Два нападающих ориентированы на игру в полуфлангах, Бакаев играет роль свободной «десятки». Мусаев решил против этого сыграть в прессинге 4-2-3-1 с не конца понятными инструкциями, хотя в последних играх «Краснодар» использовал неплохо работающий средний блок 4-4-2. Попробуем разобраться, что происходило на поле в первом тайме:

«Спартак» имеет очевидный крен в сторону розыгрыша через Джикию. По нему в этой схеме должен играть Шапи. Как только мяч направляется к Айртону, того по позиции поджимает Смольников.

В этом эпизоде возникает микро-момент – за счёт смещения Бакаева в полуфланг образуется локальная ситуация 2-в-1. Вильена уходит с «десяткой» «Спартака» и оставляет свободного Зобнина. Айртон не видит этой ситуации перед собой, возвращает мяч обратно Джикии, и заслуженно получает нагоняй от Романа.

Проблема была в том, что зачастую Шапи располагался очень глубоко и регулярно возникали ситуации, когда ему необходимо было преодолевать огромные расстояния, чтобы оказать давления на Джикию. Порой вместо Шапи, по свободному Джикии включался Сперцян:

В этом моменте Сперцян увидел, что Шапи сидит слишком глубоко и начал движение в сторону Джикии, который остался один на мяче. Рванул с места и Шапи. При этом капитан «Спартака» всё равно без давления сделал отличную диагональ на Мозеса.

Вот ещё момент:

Смотрите из какой глубокой позиции стартует Шапи. При этом Газинскому приходится в этой ситуации переориентироваться на Айртона. Смольников оказался связан Бакаевым.

Далее вновь возникла ситуация свободного игрока в центре (Понсе), которую вновь не реализовал Айртон, замешкавшись на мяче.

Джикия по ходу первого тайма выполнил несколько свободных как вертикальных, так и диагональных забросов, однако к серьёзным последствиям это не привело – не все они были точными, защитная линия «Краснодара» в эти моменты неплохо контролировала ситуацию в верховых единоборствах, да и в финальным трети при позиционных атаках «Спартак» традиционно испытывает трудности.

Более проблемным в итоге оказался левый фланг хозяев. Примерно с середины тайма в эту зону регулярно стал приходить Крал, и это оказалось неразрешимой задачей для прессингующих «Краснодара»:

Рамирес располагался выше Шапи и всегда выдвигался на Маслова в момент передачи. Однако, у «быков» просто не оказалось игрока по позиции, который мог бы сыграть с Кралом. Вильена и Газинский оставались персонально в центре поля с Бакаевым и Зобниным. Чернов играл глубоко по Мозесу.

После очередного прессинг-провала Рамирес перестал выходить на Маслова, сосредоточившись на контроле Крала:

Ближе к концу тайма, Сперцян начал подниматься в первую линию прессинга к Ионову и оказывать давление ещё и на Маслова.

Должны ли были вингеры «Краснодара» располагаться высоко или глубоко? Кто должен был страховать игроков «Спартака», спускавшихся в билдап (Крала)? В чём идея прессинга Ионовым до Максименко? Вопросов по прессингу в первом тайме «Краснодар» оставил достаточно. 

При этом первый гол – это цепочка индивидуальных ошибок игроков «Краснодара», не связанных с тактикой. Сначала Мартынович махнул мимо мяча, затем Кайо не смог помешать передаче Ларссона, и в завершении Чернов не устоял на ногах в борьбе с Понсе (с нарушением или без), подскользнувшись ещё на старте рывка.

Проблемные контратаки «Краснодара»

В первом тайме хозяева мало контролировали мяч в позиционных атаках, а основные шансы возникали в переходных фазах. Однако и здесь «быки» выглядели не лучшим образом, раз за разом теряя мяч. Подводили как решения самого игрока на мяче, как и движения партнёров по контратаке. Один из ключевых моментов первого тайма: Вильена перехватывает мяч у Зобнина и отправляет в быструю атаку Шапи:

Сулейманов сначала не увидел отличный рывок Ионова, затем попёр по центру на двоих, проигнорировав рывки партнёров слева. Ожидаемая потеря.

В обратной атаке Шапи уже не успевает помешать Айртону сделать прострел. В итоге «Краснодар» получает второй мяч.

Ещё момент:

Шапи делает рывок по флангу до штрафной. К тому моменту, атаку поддержали Рамирес и Вильена. Однако Сулейманов не смог найти подходящего момента ни для паса, ни для качественного удара.

Дело не только в несчастном Шапи. Проблема системна. В прошлом году «Краснодар» был одной из худших команд сезона по проценту доведения контратак до удара - 31% при 3-х контратаках в среднем за игру. В этом сезоне у «Краснодара» уже 4.26 контратак за игру, но процент конвертации их в удары всё тот же. Для сравнения у «Спартака» - 51% контратак заканчиваются ударом. Здесь в том числе делается разница.

Возвращение в игру. Второй тайм

После перерыва «Краснодар» поменял неудачную схему прессинга и вернулся к уже привычным 4-4-2 без мяча. Но главное изменение, позволившее вернуться в игру, видится в другом. Хозяева заметно прибавили в агрессии при единоборствах, количестве подборов (значит и «вторых шансов») и устойчивости под давлением игроков «Спартака». Один из примеров:

Затяжная атака «Краснодара». Сначала Уткин в окружении троих и под давлением Крала отдаёт пас на хорошо открывшегося Рамиреса.

Затем сам Рамирес не уступает в борьбе другому мастеру жестких единоборств Роману Зобнину, сохранив мяч за собой. Атака закончилась опасным входом в штрафную Смольникова.

Отметим, что голевую атаку начал сам Сабуа, сумев опередить Жиго:

Своевременные рывок Рамиреса и пас Уткина. Такой динамики не было в первом тайме.

Ещё одна отличительная особенность второго тайма:

В моменте с голом сразу 6 игроков «Краснодара» успевают оказаться в штрафной. В первом тайме хорошо если одновременно трое «черно-зелёных» оказывались при атаках в штрафной.

На послематчевой пресс-конференции Тедеско отметил выход Умярова и переход на игру с двумя «восьмёрками» как основной фактор возврата контроля над игрой «Спартаком» в заключительный отрезок игры. Дело не только и не столько в тактике. С 67 по 73 минуты «Спартак» сделал сразу 4 замены, пусть одна из них вынужденная. Треть команды. В первую очередь, именно эта свежесть помогла гостям погасить запал «быков», у которых начали иссякать силы на столь интенсивную игру, которую они включили во втором тайме. Помимо более жесткого графика, связанного с выступлением в Европе, «Краснодар» в данный момент не имеет ресурса, чтобы весь матч проводить на одном качественном уровне – некем усилить игру и поддержать необходимый темп. Закономерно, что в итоге побеждает команда, которая работает в более щадящем цикле.

***Текст подготовлен специально для REGISTA.ONE***

Если вам понравился материал, не стесняйтесь ставить +. Это поможет записи оказаться в нужных тематических разделах.

Наш паблик в ВК

Фото: Андрей Шрамко/fckrasnodar.ru