Большинство футболисток носит мужские бутсы. Специальную обувь почти никто не выпускает. Это плохо
До недавнего времени концепция создания спортивной формы для женщин с использованием спортивной науки и учётом физиологических особенностей была, по большому счёту, неслыханной и не имела реальных инвестиций. "Найк" и "Адидас" в последние годы усердно работали, чтобы выйти на рынок женского футбола, подписывая контракты с игроками и создавая индивидуальные комплекты формы. "Найк", например, в качестве стартовой площадки использовал женский Чемпионат мира 2019, чтобы подтвердить серьёзные намерения к сотрудничеству со спортсменками. После консультации с футболистками, была выпущена специальная форма с V-образным вырезом, укороченной длиной шорт и изогнутыми краями. Кроме того, материал был немного другим, так как терморегуляция у мужчин и женщин отличается.
Единственным элементом женской футбольной экипировки, оставшимся без внимания крупных брендов, оказались бутсы, что выглядит странным, ведь это важнейшая часть амуниции. Как получилось так, что девушки играют в футбол не в специализированной обуви?
Таким вопросом задалась 34-летняя Лора Янгсон, со-основатель австралийского бренда спортивной обуви Ida Sports, когда находилась на вершине Килиманджаро. Вместе с инициативной группой по борьбе с гендерным неравенством в спорте Equal Playing Field они участвовали в попытке побить рекорд Гиннеса по игре в футбол на самой большой высоте. Это произошло в 2017 году. Именно тогда проблема, беспокоившая Янгсон с самого детства стала темой для разговоров в их коллективе.
"Я всегда ненавидела носить детскую обувь. У меня 37-й размер ноги, поэтому я никогда не могла приобрести нормальную пару обуви, – говорит Янгсон. – С помощью Equal Playing Field я получила шанс познакомиться с профессиональными игроками, участницами Чемпионатов мира и Олимпийских игр и обнаружила, что они также носили мужские или детские бутсы, это просто безумие.
Поэтому я вернулась домой и начала изучать все медицинские причины, по которым женщины не должны носить мужскую или детскую обувь. У женщин ноги принципиально отличаются. Революция, которая произошла в беговых видах спорта, где появилась специальная обувь, не произошла в футболе. Бутсы производятся, но в индустрии сложился термин "ужмите и орозовите" (Shrink It and Pink It – ориг.), то есть возьмите мужской ботинок, ужмите его и добавьте немного розового."
"Ужмите и орозовите" – сама по себе чудовищная формулировка, да и вообще такого подхода не достаточно. Использовать мужскую обувь в качестве основы для создания обуви для женщин – значит не принимать во внимание биомеханику женского тела и значительные различия между мужчинами и женщинами, например, более узкая пятка, более высокий свод стопы, более широкие бёдра. Пока проведено недостаточно исследований, доказывающих, что использование мужской обуви является причиной большего количества травм среди девушек, однако были разговоры о связи с большим числом травм передних крестообразных связок.
В чём, собственно, разница – по пунктам:
1. Большой палец меньше.
2. Внутренняя сторона стопы более изогнутая.
3. Свод стопы более высокий.
4. Нога меньше относительно роста.
5. Внешняя сторона стопы короче.
"Очевидно, что наши ноги отличаются по форме и размерам от мужских, – говорит Хелен Уорд, нападающая "Уотфорда" и сборной Уэльса. – Было много разговоров о том, что травмы передних крестообразных связок происходят из-за неправильной обуви. Возможно это связано с тем, как обувь поддерживает стопу, и как это влияет на колени, бёдра и всё, что участвует в игре, и что можно травмировать.
Ты также получаешь много шинсплинтов и травм икроножных мышц. Не знаю, характерно ли это только для женского футбола, но знаю много игроков, которые страдают от подобных вещей довольно часто. Специальные женские бутсы должны в этом помочь, я думаю."
С энтузиазмом, подкреплённым наукой, Янгсон и другой со-основатель Ida Sports Бен Сандху решили создать лучшие в мире футбольные бутсы для женщин. Они встречались с ортопедами, физиотерапевтами, биомеханиками, чтобы вникнуть в научную составляющую и убедиться, что они создадут то, что точно подойдёт спортсменкам.
"Я начала с нуля, разрезала кроссовки, выясняла, из чего они сделаны, – говорит Янгсон. – Я сделала первый кроссовок на кухне. У нас был ряд прототипов; мы знали, что сделали специальную обувь, потому что она смоделирована по женской ноге."
Одно из главных отличий в дизайне, придуманном Янгсон, это изменение шиповки.
"Как правило, женщины легче, но носят бутсы с длинными шипами, которые предназначены для более тяжёлых мужчин. Игроки испытывают боль в передней части стопы, потому что шипы слишком большие и длинные. Изменив это, мы не только делаем обувь комфортнее, но и влияем на подошвенное давление (поле давления, действующее между стопой и опорной поверхностью во время повседневной двигательной активности).
Следующий шаг – это по-настоящему глубокое исследование. Это так интересно и захватывающе, потому что ты начинаешь видеть все варианты, которые не были замечены ранее."
Отсутствие исследований в этой области усложнило задачу для Янгсон и Сандху. Им пришлось проводить различные тесты с местными спортсменками из чемпионата Австралии по футболу и игроками из лиги по австралийскому футболу, которые давали обратную связь. Только так можно было понять, что работает, а что – нет.
"Мы проводили много испытаний на подошвах, проверяли различные давления механически. Но самое лучшее тестирование – на ногах игроков. Так можно сделать действительно нужную вещь. Если тот, кто приходил к нам и говорил, что у него сильная боль в области пятки или тёмные пальцы на ногах, потому что они сдавливаются, теперь говорит, что спокойно играет и боль уходит, значит мы хорошо сделали свою работу. Это повторялось раз за разом. Думаю, мы протестировали к этому моменту около ста спортсменок. Это позволило нам усовершенствовать бутсы и посмотреть, как они изнашиваются."
После шести прототипов, были сделаны бутсы, которые, по мнению создателей, удовлетворяют потребностям игроков, с которыми они работали, а Янгсон подчёркивает, что лакмусовой бумажкой была боль, от которой избавлялись игроки.
Создательница бутс говорит, что женщины заблуждаются, когда при выборе подходящей обуви думают, что у них широкая стопа. Она подчёркивает, что это в корне неверно. Проблема заключается в том, что они просто носили неподходящую обувь, которая сдавливает пальцы и мозолит пятки.
Янгсон считает, что инвестирование в футбольные бутсы должно быть таким же, как в кроссовки. Сейчас бутсы от Ida Sports стоят 230 австралийских долларов (139,5 долларов США), и это, по признанию создателей, означает, что они нацелены на премиальный рынок.
В тот момент, когда одна из спортсменок, тестировавших обувь, отправила Янгсон и Сандху эту фотографию, они поняли, что сделали продукт, который работает. Спортсменка просто не хотела их снимать – настолько они были комфортными.
Пока создатели вышли только на местный рынок, но надеются добраться до Европы, чтобы привлечь новых игроков и сделать свою обувь доступной по всему миру.
"Мы понимаем, что можем быть раздавлены [более именитыми брендами], но я хочу, чтобы женские бутсы были везде, и чтобы все их производили – так у людей будет выбор", – заключила Янгсон.
*****
Перевод/пересказ материала The Athletic: оригинал