В 2004-м Моуринью взломал АПЛ: уникальная схема, идеальная подготовка и любовь всей команды
Во время собеседования Романа Абрамовича и Клаудио Раньери бизнесмен честно заявил: он не разбирается в футболе, но разбирается результатах. Именно они и стали причиной скорого увольнения Клаудио – с итальянцем «Челси» взял серебро АПЛ и дошёл до полуфинала ЛЧ. По мнению Абрамовича, этого было мало
Весной 2004-го Раньери понимал – финиш карьеры в Лондоне близок. Когда во время одного из матчей болельщик «Чарльтона» крикнул Клаудио с трибуны: «Тебя уволят летом», коуч спокойно ответил шутнику: «Нет, меня уволят в мае».
Раньери ошибся – новый тренер пришел в «Челси» летом. Боссом клуба стал 41-летний Жозе Моуринью.
Моуринью воскресил карьеру Макелеле. «Реал» уже не верил в Клода, Жозе сделал из него звезду АПЛ
Уход Макелеле из «Реала» точно не расстроил боссов клуба. Фло Перес констатировал: «Мы не будем скучать по Макелеле. У него средняя техника, ему недостает скорости, чтобы обводить соперников, а девяносто процентов его передач — назад или поперек поля. Он не умеет играть головой и редко пасовал дальше, чем на три метра»
Совершенно другая позиция была у Зидана – француз понимал, что клуб теряет уникума: «Зачем класть еще один слой золотой краски на «Бентли», если ты вынимаешь из нее двигатель?»
Когда Моуринью пришел в «Челси», он первым делом позвонил Макелеле (в тот момент француз находился в отпуске) и объяснил Клоду, как тот важен для реализации идей. Жозе не лукавил: из Португалии он привез в Лондон две схемы, отлично работавших в «Порту» – 4-3-3 и ромб в полузащите. Обе расстановки предполагали наличие опорника.
Главная силой Клода оказались не техника и отборы. Гораздо больше проблем доставляло его движение и выбор позиции. Соперники сталкивались с дилеммой: либо накрывать Макелеле и оставлять без опеки более атакующего хавбека (например, Лэмпарда), либо прессинговать Фрэнка и давать волю французу. И тот, и другой сценарий удобен для «синих» и ужасен для соперников.
Несмотря на скромную статистику (2 гола и 4 ассиста в 144 матчах) именно Клод был основой всех атак «Челси». В «Реале» француз был игроком сугубо оборонительным: страховал зоны, прикрывал защитников. Моуринью же наделил его другими обязанностями – на первый взгляд достаточно блеклыми. От француза требовалось сохранять владение, держать позицию и иногда выдвигаться вперед. Но именно этот сухой набор и требовался Жозе – без зрелищных проходов и диагоналей через все поле.
«Смотрите: если у меня есть треугольник в полузащите – Клод Макелеле позади и двое игроков перед ним, тогда у меня всегда будет преимущество против 4-4-2, в которой центральные полузащитники скатываются на фланги, – объяснял португалец. – У меня всегда будет лишний игрок в центре. Все начинается с Макелеле, который оказывается между линиями».
Моуринью идеально готовился к матчам. Игроки «Челси» никогда не видели таких разборов соперника
Талант Жозе к тщательному анализу подметил еще Бобби Робсон, с которым Моуринью работал в «Порту»:
«По возвращению он передавал мне первоклассное досье. Под первоклассным я имею в виду лучшее, которое я когда-либо видел. В отчетах было все: то, каким образом играли команды – обе команды – с атакующей и защитной точки зрения очень четко прописанные, оттенки игрового стиля, хорошо выстроенные диаграммы с разными цветами для каждой команды, все ясно как день»
В «Челси» Жозе готовился к соперникам еще мощнее: за пару дней до игры футболисты получали досье, обычно шесть или семь страниц длиной. Текст был разделен на несколько частей: информация о сопернике, схемы и игра во время стандартов, по абзацу о каждом игроке. А еще куча диаграм и информация по ключевым игрокам — вплоть до движения во время угловых.
При Моуринью игроки «Челси» впервые столкнулись с диким на первый взгляд тезисом. Жозе считал, что матч (даже двусторонняя игра на тренировке) с большим количеством голов – это ужасно:
«5-4 — это хоккейный счет, а не футбольный. Если в тренировочных матчах три на три счет достигает цифр 5-4 — я отправляю игроков в раздевалку, потому что они неправильно обороняются».
Жозе выстроил идеальный коннект с игроками. Венгер запретил в «Арсенале» колу, Моуринью разрешил ее в «Челси»
Френк Лэмпард вспоминал, что сразу после назначения Моуринью встретился с ним, Джо Коулом, Уэйном Бриджем и Джоном Терри. «Вы – английское сердце «Челси» и важнейшая часть команды, и потому я еще больше хочу видеть вас в команде», – Жозе не жалел комплиментов.
Из четверых приглашенных футболистов проблемы с попаданием в состав было только у Джо Коула. Жозе это знал, а потому отдельно зарядил игрока:
«Я знаю, как я хочу тебя использовать, и знаю, как выжать из тебя максимум, – сказал он. – Мне всегда удавалось встроить мастеровитого игрока в командную схему. У меня получалось в «Порту», и уверен, что вместе у нас все получится и в «Челси».
Чтобы получить расположение команды Жозе обратил внимание на мелочи. Например, для игроков стало большой радостью появление сеток за воротами и боллбоев на базе в Харлингтоне. «Раньше нам приходилось бегать за мячом самим – казалось бы, мелочь, но очень важная», – вспоминал Лэмпард.
Игроки респектовали Жозе и за новое меню. «Раньше мы сидели на жесткой диете из пасты, салата, рыбы и курицы, без каких-либо сладостей или «вредностей» – а сейчас к названным продуктам добавились печенье и даже кока-кола. Игроки ценят, когда к ним относятся как к взрослым, и Моуринью предоставляет выбор: ты можешь поступать правильно или неправильно, но поступив неправильно, знай, что я об этом узнаю и последствия будут серьезными», – объяснял Лэмпард.
Иногда Жозе отправлял на поле записки. Адресатами были Терри или Лэмпард. Большого секрета в них не содержалось – обычно это были инструкции, касающиеся персональной опеки при угловых, или советы насчет схемы. Иногда они были гораздо более прямыми и содержали одно простое сообщение: «Выиграйте».
Моуринью стал королем АПЛ в первом же сезоне. Одно поражение, 95 очков и всего 15 пропущенных голов. Победить тот «Челси» было почти невозможно. Больше классных историй – в телеграм-канале автора.
Даёшь результатов , тебе быстро покажут на дверь. Хотьи с хорошими
Девидентами. Жаль рановато выгнали. С Интернетом он добился
Много во. Не судьба.