1979. О советском позоре в европейском отборе. Оптимистическая трагедия
Уже скоро стартует Евро-2020. К этому событию начинаются публикации по истории чемпионатом «старого света». Я четыре года назад уже выдавал рубрику про европейские первенства. Скорее всего, Вскоре ее снова продублирую, добавив рассказ про ЧЕ-2016. А пока что решил начать с данной статьи.
Тема более чем неудачного выступления сборной СССР по футболу во время отборочного турнира чемпионата Европы в Италии-1980 до сих пор цепляет, и оставляет множество вопросов, на которые нет ответа. Как ТАКАЯ команда, за которую играли Олег Блохин, Давид Кипиани, Владимир Бессонов, Рамаз Шенгелия, Виталий Дараселия, Александр Бубнов, Николай Гонтарь, Вагиз Хидиятуллин, Юрий Гаврилов, Федор Черенков… умудрилась напрочь провалить отбор, и занять в своей группе позорное последнее место? Ладно бы соперники были сильные. Так нет же. Сборная СССР попала в самую слабую группы. Но обо всем по порядку…
Советской командой руководил известный в прошлом футболист сборной и московского «Спартака», Никита Петрович Симонян. Прославился он и на тренерском поприще, приведя свой «Спартак» (1962 и 1969) и ереванский «Арарат» к «золоту» чемпионата СССР. С этими же командам Симонян выигрывал и Кубок СССР («бело-красными» в 1963, 1965 и 1971; армянами в 1973 году). Соперники по Шестой отборочной группе выпали вполне проходимые – Венгрия, Греция и Финляндия. Что интересно, сборная Союза под руководством Симоняна совсем недавно была в одной группе с венграми и греками, в отборе на Мундиаль-1978. Тогда, весной 1977 года советская команда одолела своих соперников дома с одинаковым счетом – 2:0, но уступила им в гостях – 1:2 Венгрии и 0:1 Греции. А так, как мадьяры отобрали у эллинов три очка из четырех, то они и поехали на чемпионат мира в Аргентине, где проиграли все три своих матча Аргентине (1:2), Италии (1:3) и Франции (1:3). И вот новая встреча со старыми знакомыми, плюс «горячие» финские парни в роли мальчиков для битья.
Только вот все дело в том, что футболисты из Суоми вовсе не собирались тупо дарить очки своим соперникам. Больше того, они со старта взяли такой резвый старт, что у всех оппонентов голова пошла кругом – Греция была обыграна в Хельсинки 3:0, Венгрия там же, на Олимпийском стадионе – 2:1. В тот же вечер, 20 сентября 1978 года, когда финны разбирали на запчасти мадьяр, команда Симоняна хоть и не без проблем, но одолела в Ереване эллинов – 2:0.
А вот 11 октября команды поменялись местами, и уже триумфаторы были биты в гостях. Грецию, не забившую в двух первых матчах ни одного гола при пяти пропущенных, вдруг прорвало, и она наклепала Финляндии восемь голов при одном пропущенном – 8:1, а Венгрия победила в Будапеште СССР – 2:0.
Подопечные Алкетаса Панагулиаса так вошли в раж, что через две недели в Салониках не оставили камня на камне и от венгров – 4:1. На этом программа отборочных игр 1978 года закончилась. Греция ушла на зимние каникулы с четырьмя набранными очками в роли лидера, опережая Финляндию по разнице забитых и пропущенных голов.
19 мая 1979 года. Тбилиси. Стадион «Динамо» имени В.И.Ленина. 75 174 зрителя. Сборная СССР перед матчем с Венгрией. Слева направо: Виталий Дараселия («Динамо» Тбилиси), Юрий Чесноков (ЦСКА Москва), Рамаз Шенгелия («Динамо» Тбилиси), Александр Маховиков («Динамо» Москва), Манучар Мачаидзе («Динамо» Тбилиси), Вахтанг Коридзе («Динамо» Тбилиси), Александр Бережной («Динамо» Киев), Юрий Аджем (ЦСКА Москва), Александр Бубнов («Динамо» Москва), Николай Гонтарь («Динамо» Москва), Олег Блохин («Динамо» Киев). На замену вместо Коридзе вышел его одноклубник Давид Кипиани (70), а вместо Чеснокова за три минуты до финального свистка на поле появился Василий Жупиков из московского «Торпедо». Матч завершился боевой ничьей, 2:2, голы забивали Чесноков (23 – 1:0), Татар (33 – 1:1), Пустаи (63 – 1:2), Шенгелия (75 – 2:2). После матча корреспондент «Футбол-хоккея» Лев Филатов напишет в своем еженедельнике: «И общее огорчение, и та критика, которой подверглась в печати наша сборная, естественны и понятны. Но турнир продолжается, и более всего важно выйти из создавшегося положения с честью. Это и становится теперь делом чести тренеров и игроков нашей сборной».
В мае месяце 1979 года отборочный турнир в 6 группе возобновился. Греки выстояли в Будапеште (0:0), а венгры соответственно в Тбилиси (2:2). Хотя ничего смертельного для советской команды не произошло. Добывай победу в Хельсинки 4 июля, и к решающим осенним поединкам сборная СССР подойдет в роли одного из лидеров. Перед выездом в Финляндию советская команда сгоняла товарняк с поражавших всех своей результативностью в отборочном турнире Данией, и увезла из Копенгагена победу – 2:1. А поскольку датчане котировались выше финнов, то и у советских любителей футбола была уверенность в том, что их команда не будет иметь особых проблем в Хельсинки. И тут, как гром среди ясного неба - ничья 1:1.
Терпение руководителей союзного футбола лопнуло. Как же это так возможно, имея в своем распоряжении таких высококлассных исполнителей, как Олег Блохин из киевского «Динамо» (правда, обладатель «Золотого мяча»-1975 с финнами не играл, но в других матчах то был), или вот его тбилисский одноклубник Давид Кипиани, мастерству которых рукоплещет весь футбольный мир, и показывать бледную невыразительную игру. Да и еще терять важные очки с какими-то финнами, которых годом ранее в Москве попросту сметали с пути – 10:2! После потери важного очка в Хельсинки лучше, чем Валерий Винокуров из «Футбол - хоккея» и не скажешь: «Шансы есть, нет игры», - озаглавил он свой материал для популярного в Союзе еженедельника, и закончил свою статью так: «Забудем о травмах, забудем о неудачных матчах, забудем о чувстве неудовлетворенности. Два месяца надо поработать, повкалывать, извините за такое слово. И хорошо сыграть в Греции! Этим не будут исчерпаны проблемы. Но появится хоть трамплин, хоть точка отсчета». Страна надеялась на своих футболистов. Надеялась до последнего, что они соберутся и не подведут. Но то, что нужно делать какие-то перемены, стало очевидным. И решено было снять с занимаемой должности старшего тренера главной команды страны Никиту Симоняна.
Осенью 1979-го сборной уже руководил Константин Иванович Бесков, перед которым была поставлена задача как можно лучше подготовить сборную СССР к московской олимпиаде-1980. Но я вот просто не верю, что вместе с тем перед советской командой не было поставлено цели выхода в финальный турнир Евро-1980. Такого просто быть не могло! Ведь сборная Союзе, хоть и неудачно выступала в отборе, но, тем не менее, с четырьмя набранными очками отставала на пару с Венгрией, от лидеров, Греции и Финляндии, всего-то на один балл. И стоило только в двух оставшихся поединках набрать максимум очков, и путь в Италию, где и было намечено провести финальную стадию чемпионата Европы, был бы открыт.
Первая проба пера для обновленной команды СССР прошла 5 сентября 1979 года в Москве, где в присутствие 45 000 зрителей на Центральном стадионе им. В.И.Ленина советские футболисты смогли одолеть сильную сборную ГДР с Грапентином, Померенке и Штрайхом в составе – 1:0 (сборная Союза на первом фото). Единственный мяч провел спартаковец Юрий Гаврилов на 69 минуте, и, казалось, что сборной СССР под силу решать самые высокие задачи.
Только вот через неделю команда Бескова бездарно проиграла главный свой поединок всего отбора на Евро-1980 в Афинах – 0:1. Тренер «Спартака» напрочь отказался от привлечения на решающий матч киевских динамовцев (с которыми его клуб боролся за чемпионское звание, плюс донецкий «Шахтер»), отдав предпочтения своим спартачам. Вот они и напартачили. А всего было десять игроков московских клубов из тринадцати, принявших участие в том матче. Дасаев, Шавло, Хидиятуллин, Черенков, Гаврилов представляли бесковский «Спартак». Никулин, Бубнов, Маховиков, Максименков – «Динамо». Пригода – «Торпедо». Плюс Кипиани и Шенгелия из тбилисского «Динамо» и вышедший во втором тайме на замену Степан Юрчишин из львовских «Карпат». Здесь примечателен тот факт, что «Карпаты» в 1979 году играли в Первой лиге, уверенно выиграв турнир. А Юрчишин в том сезоне так часто забивал (42 гола!), что привлек своей суперрезультативностью внимание старшего тренера сборной СССР. Только вот Греции хоть и далеко до гранда, но это ж далеко не команда Первой советской лиги.
Как по мне, лучше бы Бесков обратил свое внимание на кумира простых болельщиков, форварда таранного типа, отлично умеющего играть головой, Виталия Старухина из донецкого «Шахтера». «Бабуся», как ласково называли поклонники таланта этого футболиста, блистал в чемпионате страны-1979, наклепав в ворота соперников в Высшей лиге ни много, ни мало целых 26 голов в 32 матчах! Думаю, никто не будет спорить, что поражать ворота в Первой и Высшей лигах – это две разные вещи. Во второй половине сезона-1979 Старухин пребывал на пике своей просто потрясающей формы. Но от тренеров сборной ему предложений выступать за главную команду страны не поступало. Зато в конце года Виталий был признан лучшим футболистом СССР, не являясь при этом игроком сборной! Парадокс. Лучше бы Бесков Старухина выпустил во втором тайме матча с греками на замену. «Бабуся» мог навязать борьбу хозяевам поля возле их ворот на втором этаже. Да и пенальти мог «придумать», ведь на артистические падения в штрафной площади соперников Старухин быль большим мастером, не меньшим, нежели играл в футбол. Сам Станиславский при его картинных падениях воскликнул бы: «Верю, верю!!!». Правда, советские арбитры не всегда велись на подобные представления. Даже когда на Старухине нарушали правила. Но лидер донецкого «Шахтера» так и не был призван под знамена сборной СССР. Не вписывался в концепцию игры ни Симоняна, ни Бескова. А жаль.
Всю безнадегу, враз накрывшую после афинского поражения как игроков сборной Союза, так и ее тренеров, очень красочно описал корреспондент еженедельника «Футбол-хоккей» Олег Кучеренко: «Тишина поражения… Как порой она бывает красноречива. Обессиленные и удрученные, молча одевались на скамейках наши игроки. Потом послышался тихий шелест шепота. Обменивались репликами.
Те, кто играл в атаке: «Как же могли пропустить такой гол?».
Те, кто играл в обороне: «Да, мы пропустили, но сколько же можно не забивать?».
К. Бесков держался спокойно, отвечая на многочисленные вопросы греческих журналистов, набившихся в нашу раздевалку. Потом отошел к нам и сказал: «Предчувствовал, что на таком поле у нас игра не получится, но чтобы играли так плохо, признаться, не ожидал. Где же характер? На нас, тренеров, и не только сборной, больше всего ложится вина, что не приучены они сражаться за победу изо всех сил. А разве можно без этого играть в футбол на высоком уровне?!..».
Достойно, то достойно. Но поражение в Афинах означало только одно – полный крах всех надежд советской команды на Евро-1980. Вот теперь то уже точно Бескову можно было сосредоточиться на подготовке команды к домашней Олимпиаде-80.
Греки после победы над сборной СССР с семью очками возглавили турнирную таблицу, и стали с нетерпением ожидать матчей своего главного конкурента, сборной… Финляндии, которой предстояло два выезда в Дебрецен и Москву. Только вот интрига в группе до последнего матча не продержалась. Венгры ее убили еще 17 октября, разобравшись с финнами – 3:1. Так что на Центральном стадионе имени Владимира Ильича Ленина в столице СССР решалось, кто из соперников финиширует последним. Советским футболистам, дабы избежать сей позорной участи, нужно было только выигрывать. И они вели к 67 минуте 2:0, но победы так и не удержали – 2:2 (голы забили дебютант сборной СССР Сергей Андреев из ростовского СКА, 50 минута, Гаврилов, 67, Хааскиви, 76, Хакала, 82). За этим унижением наблюдало всего полторы тысячи зрителей на стотысячной арене. Отчего казалось, что на стадионе пусто. И это было символично. Ведь и в душах советских болельщиков было пусто. Да и что могли чувствовать любители футбола СССР, если их команда ТАК ОПОЗОРИЛАСЬ в отборе на Евро-1979. Такого унижения советская команда не испытывала никогда в своей истории, ни до, ни потом. Последнее место в группе (5 очков 7 забитых и 8 пропущенных мячей), вслед за Грецией (7 – 13:7), Венгрией (6 – 9:9) и даже Финляндией (6 – 10-17). И кто мог знать, что победа над греками, добытая сборной СССР 20 сентября 1978 года в Ереване, будет для нее единственной в отборочном турнире, который она с треском позорно провалит.
Греция выступила на итальянском чемпионате Европы в свою силу, ниже среднего, проиграла два первых матча Голландии – 0:1, и Чехословакии – 1:3, завершив выступления на Евро-1980 нулевой ничьей с будущими триумфаторами турнира, футболистами сборной ФРГ.
Константин Иванович Бесков продолжит работу в сборной СССР, обыграет 15 июня 1980 года на «Маракане» сборную Бразилии – 2:1 (единственный раз в истории советского футбола, если не считать олимпийских побед) и завоюет «бронзу» Московской Олимпиады. И хоть это не вызвало ни у кого восторга, ведь ставилась задача завоевать дома «золото», оргвыводов не последовало. И все мы увидели в 1981 году суперигру сборной СССР, составленную из игроков киевского и тбилисского «Динамо», плюс московский «Спартак» (хотя были и представители минского «Динамо», московского «Торпедо», ереванского «Арарата», ростовского СКА…). Советская команда по итогам 1981 года была признана второй в Европе после мощнейшей сборной ФРГ, а ее игрой восторгался весь футбольный мир. А все началось с позорного провала в отборе на Евро-1980. Вот что значит не рубить с плеча, как это часто делали советские спортивные чиновники, и дать тренеру время для того, чтобы создать КОМАНДУ!
Архивариус Саныч