Футбол не вне политики. Как протесты в Каталонии влияют на «Барсу» и «Эспаньол»
Пока "Барселону" на "Камп Ноу" освистывали собственные болельщики в матче Лиги чемпионов с пражской "Славией", на улицах столицы Каталонии снова проходили митинги. Они не столь обширные, как еще недавно, и не столь значимые, дабы их постоянно освещали в мировых СМИ, но по-прежнему непрекращающиеся.
Тренер "Славии" Йиндржих Трпишовский сказал, что никогда такого не видел. В официальный пресс-релиз UEFA эта фраза не попала.
Каталонцы и Каталония
Каталония – автономное сообщество на северо-востоке Испании, самый развитый район страны, производящий 23% национального валового продукта. Столица Каталонии, город Барселона, считается главной туристической Меккой страны.
Каталонцы, равно как баски и галисийцы, являются отдельным народом, проживающим на территории Испании. Каталанский язык (катала – с ударением на последний слог) признан официально. Если вы говорите о Каталонии и каталонцах, то следует произносить прилагательное "каталонский", если же о языке, то "каталанский". Каталония имеет широчайшую автономию, даже более значительную, чем Страна басков. Но многим (не всем) каталонцам этого мало. Они хотят отдельную страну.
Независимость
В замечательной книге британского журналиста Саймона Купера "Футбол против врага", в главе "Ее величество "Барса" описывается случай, когда каталонское правительство (Женералитет) официально обратилось с просьбой сделать Испанию страной с двумя столицами, Мадридом и Барселоной. Это произошло сразу после ОИ-1992. На открытии Игр самыми теплыми аплодисментами зрители одаривали представителей государств, лишь недавно обретшие независимость.
В туристических буклетах Барселоны сама Каталония никогда не называется автономным сообществом или регионом. Она называется страной.
"Все наши доходы съедает Мадрид", - один из железных аргументов в разговорах о независимости.
Каталонское движение за независимость на сегодняшний день считается главным и наиболее близким к реализации сепаратистским движением в Европе. Испания резко против отделения Каталонии, и даже в случае, если это произойдет, воспользуется своим правом вето и не даст каталонцам вступить в ЕС. При такой оказии каталонские товары будут облагаться дополнительными пошлинами и, вполне возможно, из-за цен, станут неконкурентоспособными на мировом рынке.
Йохана Кройфа в Каталонии обожают не только за игру и титулы, но еще и потому, что он старался говорить на катала – пусть и с ужасным акцентом. Жоан Лапорта стал президентом "Барселоны" с девизом "Laporta president, Catalunya independent!" (Лапорта – президент, Каталония – независима!). Практически на каждом Эль Класико на "Камп Ноу" появляется знаменитый баннер "Каталония не Испания".
"Барселона"
"Барса" - один из самых знаменитых и узнаваемых символов Каталонии. Франко в свое время запретил каталонскую автономию и каталанский язык, и "Камп Ноу" оставался единственным местом в стране, где можно было говорить на катала. Зрители называли футболистов "Реала" убийцами, поскольку не могли то же самое кричать в адрес Франко.
Возможно, где-то спорт и вне политики, но это уж точно не про Каталонию. "Барса" всегда поддерживала идею независимости региона, а ее отдельные тренеры и игроки (Пике, Хави, Гвардиола) выступают за демократический референдум.
Защитник "Барселоны" Олегер Пресас в 2008-ом году заявил тренеру "Красной Фурии" Луису Арагонесу, что не намерен выступать за сборную. Сейчас Олегер начинающий политик, делающий первые шаги в партии CUP, считающейся в Испании леворадикальной. "Барса" без проблем выделяет "Камп Ноу", если стадион нужен сборной Каталонии.
Что дальше?
Испания никогда не согласится на отделение Каталонии, а все каталонские референдумы, согласно испанской конституции, считает ничтожными. И Каталония, и Испания апеллируют к принципам международного права.
Первая – к "Праву народов на самоопределение", вторая – к принципу территориальной целостности государства. Как нетрудно понять, оба этих положения вступают в явное противоречие друг с другом. Движение за независимость Каталонии в самой Каталонии называется национально-освободительным, в Испании – сепаратистским.
Как обычно, различия не в форме, а лишь в том, с какой колокольни на все это дело смотреть.
Автор: Глеб Борисов/СТАВКА TV