Joma - главный испанский футбольный бренд
Испанский Толедо – расслабленный город к юго-западу от Мадрида с населением меньше 80-ти тысяч человек. Историческая часть внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно в Толедо появилась компания Joma – один из крупнейших производителей футбольной экипировки в мире.
Фруктуозо Лопес основал компанию по производству обуви в 18 лет и назвал ее в честь сына Хоселито. Кстати, по поводу названия: на испанском правильно произносить «Хома», но сам создатель компании в англоязычном видео спокойно называет свое детище «Джома».
Уже спустя три года после старта, в 1968-м году, Joma сменила профиль и производство, расширенное с 8-ми до 20-ти человек, стало выпускать спортивную обувь вместо обычной.
Брендинг компании стал развиваться уже в 70-е: в 1973-м появился логотип, а спустя 2 года первый билборд.
Стенд на выставке ISPO (крупнейшая европейская выставка производителей спортивной одежды) в Мюнхене в 1983-м стал началом выхода на международную арену.
В конце 80-х испанский бренд подписал первые спонсорские контракты – с легендой мадридского «Реала» Эмилио Бутрагеньо и Чики Бегиристайном из «Барселоны», который сейчас работает вместе с Гвардиолой в «Манчестер Сити».
В то же время компания открыла третью производственную площадку площадью 65 000 кв.м. с двумя автоматическими конвейерами для сборки обуви – это позволило удовлетворить резко возросший спрос на продукцию.
90-е стали десятилетием активного выхода бренда на зарубежные рынки: в 1990-м появилась дочерняя компания в Германии, в 96-м в Мексике, в 99-м в США.
В 1992-м Барселона принимала Олимпиаду. Испанский бегун на 1500 метров Фермин Качо не был фаворитом до старта, однако забег прошел в неспешном ритме, и Качо смог держаться среди лидеров, а на последнем круге мощно ускорился и первым пересек финишную линию. В экипировке Joma.
В начале 90-х бренд стал лидером по производству футбольных бутс в Испании.
В наше время никого не удивишь бутсами всех возможных расцветок, но кампания «The Color in Football» от Joma в 1998-м была настоящим прорывом. Фернандо Морьентес в красных бустах был ее участником.
В нулевые главной гордостью бренда стала «Севилья», выступавшая в этой экипировке с 2001-го по 2010-ый. На это время пришлись две подряд победы в Кубке УЕФА (2006-ой и 2007-ой), в это же время за клуб играл Александр Кержаков.
Но еще раньше в Joma феерил великолепный «Депортиво» Хавьера Ируреты. Легендарные 4:0 с «Миланом» в четвертьфинале Лиги чемпионов 2003/04 (после поражения в первом матче 1:4) были оформлены именно в этой форме.
В нулевые в экипировке Joma также засветились испанские теннисисты Хуан Карлос Ферреро и Фелисиано Лопес.
К концу десятилетия бренд достиг полного доминирования на родном рынке – более половины всей спортивной экипировки Испании производилось Joma.
На Олимпиаде в Рио в 2016-м бренд стал поставщиком формы для Олимпийского комитета Испании, а также для Олимпийских комитетов 7-ми других стран.
Joma – основной игрок рынка футзальной обуви.
Модель Top Flex была признана лучшей футбольной обувью для помещений 2018-го популярным каналом Unisport.
Кроме этого, Joma – технический партнер лучшего футзального клуба мира последних пяти лет «Интер Мовистар».
Что касается большого футбола, то здесь бренд явно позади мастодонтов Nike, Adidas и Puma, но в то же время занимает часть рынка и в сезоне 2019/20 имеет своих представителей во всех топовых лигах, кроме АПЛ.
Ла Лига – «Эйбар», «Хетафе», «Леганес», «Вильярреал»
Серия А – «Аталанта». Будет играть в Лиге чемпионов, а форму представляли девушки-модели.
«Сампдория», «Торино».
Бундеслига – «Хоффенхайм».
Лига 1 – «Тулуза».
Российская Премьер Лига – «Уфа». Презентация на фоне «Перекрестка» - шик.
Португальская Суперлига – «Пасуш Феррейра».
В матче между старейшим футбольным клубом мира, «Шеффилдом» и московским «Торпедо» обе команды играли в форме испанского бренда. Правда у «Торпедо» в августе сменился технический спонсор – новым стал Macron с комплектом в шотландском стиле.
Сборная Украины с 2017-го выступает в экипировке испанской марки.
Чтобы не отставать от других спортивных брендов, Joma запустила в 2016-м кампанию «Прокачай свою свободу», частью которой стало производство повседневной одежды.
И стала постить игроков из «Уфы» в правильной одежде в отпуске.
Любители ностальгировать вспомнят, какое многообразие брендов было в футболе 90-х: на Чемпионате мира 98-го года во Франции Adidas и Nike одевали только 12 сборных из 32-х, а не 22, как в 2018-м. Зато находилось место для Umbro, Lotto, Kappa, Diadora и произведению искусства от ABA Sport.
Joma дополняет список тех, кто остается на рынке и всегда может удивить классной формой.