14 мин.

Почему Европейский Футбол вернулся к идее Суперлиги и будет ли изменен формат Лиги Чемпионов

Вступление

Второго ноября 2018 года в европейском футболе грянул гром — Der Spiegel в сотрудничестве с Football Leaks опубликовал информацию о том, что европейские супер-клубы планируют выйти из национальных лиг, отколоться от УЕФА и создать свою лигу, которую поспешили окрестить Суперлигой. Основная идея заключается, конечно, не в том, чтобы переформатировать ЛЧ в формат лиги, а в том, чтобы топ-клубы управляли сами собой и участвовали в соревновании, где они устанавливают правила, а формат можно определить позже.

Карл-Хайнц Руммениге, председатель правления Баварии, согласно сообщениям Football Leaks был одним из инициаторов переговоров о Суперлиге

25 апреля 2019 года Андреа Аньелли, президент Ювентуса, от лица Европейской Ассоциации клубов заявил о наличии плана по спасению УЕФА и Лиги Чемпионов, который можно назвать компромиссным вариантом между полноценной Лигой из топ-клубов и современным форматом Лиги Чемпионов. 6-7 июня стороны будут обсуждать предложенный формат на ассамблее в Мальте и этот консилиум определит будущее европейского футбола на следующие десятки лет. До финала еврокубков время есть, можно и обсудить потенциальное будущее европейского футбола.

В чем же заключается конфликт вокруг главного клубного турнира футбола, какие тут конфликтующие стороны и кто в лучшей позиции, чтобы выйти из этого конфликта победителем? Оговоримся, что аргументы в духе “Это провальная идея, всем надоест, матчи грандов тем и хороши, что случаются редко” здесь рассматриваться не будут — по той причине, что не надоест. Эль-Классико происходит минимум два раза в год, топ-6 АПЛ играют между собой минимум 30 матчей в сезон, а падения интереса к этим матчам не наблюдается. Эта статья проанализирует интересы ключевых игроков в изменении текущего статуса кво, почему его сохранение невозможно, проведет сравнение двух обсуждаемых форматов и попытается спрогнозировать изменения в европейском футболе.

Предмет конфликта и его участники

В клубном футболе есть несколько сторон, каждая из которых хочет проводить больше матчей под своей эгидой, а также больше телевизионных контрактов. Однако, на данный момент мировой футбол достиг состояния, которое экономисты называют эквилибриумом Парето — состояние системы, когда ни один из участников не может увеличить свое благосостояние без ухудшения положения другого участника этой системы. Футбольный сезон растянут до предела, футболисты играют больше матча в неделю. Давайте перечислим стороны, которые тянут на себя одеяло мирового футбола (читать голосом Ефима Копеляна из Семнадцать Мгновений Весны):

ФИФА. Формально главенствующая футбольная ассоциация. По факту турниры по ее эгидой ограничиваются Чемпионатом Мира, который проходит раз в 4 года и большинство дохода от него надо отдавать стране-организатору. Также заведует малоинтересными Кубком Конфедераций (КК) и Клубным Чемпионатом Мира (КЧМ). ФИФА крайне не устраивает скромное участие в клубном футболе, а также главенствующий статус Лиги Чемпионов, как турнира, определяющего сильнейшую команду планеты. В связи с этим с 2021 года КК будет заменен новым КЧМ, в котором, по плану ФИФА будет определятся сильнейший клуб мира. Состоять он будет из 24 команд, 8 из которых будут из Европы, приз победителя - порядка 100 млн. евро.

УЕФА. На данный момент держит ключи к главному клубному турниру Европы, а также Евро. Пытается также расширить свое присутствие в международном футболе, добавив второй турнир, Лигу Наций. Опасается за свое положение в клубном футболе и бледнеет при упоминании Суперлиги, в связи с чем попросили Андреа Аньелли составить компромиссный вариант, который давал бы клубам больше матчей, но оставлял бы УЕФА хозяином турнира.

Топ-клубы Европы. Эти клубы вы знаете, достаточно взглянуть на топ-20 самых богатых клубов мира, чтобы понять, о ком речь. Недовольны тем, как футбольные ассоциации управляют футболом, сопротивляются многим инициативам, стремятся к увеличению влияния на турниры, в которых принимают участие. Периодически собираются, чтобы обсудить планы по отделению от ассоциаций и создания своих турниров, но дальше общих идей пока дело не пошло. Какие-то клубы, как испанские и итальянские тяготеют к этой идее сильнее, английские не сильно спешат, так их устраивает положение дел в национальной лиге, но заинтересованы в ней все.

Национальные футбольные ассоциации. В данном вопросе имеют мало влияния, но терять им больше всего. К сожалению или к счастью, но местные турниры теряют свою значимость, успех команды все больше измеряется выступлением в Лиге Чемпионов. Сейчас на кону стоит вопрос, за кем останется право показывать матчи в выходные и есть вероятность, что эту борьбу локальные турниры проиграют.

Оппозиция клубов увеличению количества матчей естественна. Увеличение количества матчей ведет к большей нагрузке для футболистов, что ведет к усталости и травмам. Клубы должны потом футболистов лечить, под угрозу попадает их выступление в клубном сезоне, они должны инвестировать в более длинную лавку запасных. Это затрудняет тренировочный процесс и увеличивает расходы клубов. С новым КЧМ международный турнир будет проходить каждое лето, начиная уже с 2019 года, что сильно портит клубам трансферное окно, подготовку к новому сезону и летние коммерческие турниры.

Инфантино удивился отпору, которое встретило его детище

Чемпионат Мира в Катаре пройдет в ноябре-декабре, что нарушает клубный сезон и вызывает недовольство клубов. Европейская ассоциация клубов протестовала против Лиги Наций и угрожает бойкотировать новый КЧМ. Каждый новый президент ФИФА расширяет количество команд на следующем ЧМ, что вызывает дальнейшее недовольство европейского футбола. Буквально на днях прокатилась волна возмущения по поводу недостаточной аллокации билетов для болельщиков на финалы ЛЧ и ЛЕ. Финал ЛЕ в Баку стал очередным литром бензина в костер.

ФИФА и УЕФА спорят за то, в каком турнире будет определяться сильнейший клуб планеты, а местные ФА борются за сохранение значимости. Клубы все больше разочаровываются в том, как футболом управляют ФИФА и УЕФА и имеют свое видение развития Спорта №1.

Понятно одно — статус-кво сохранить невозможно, каждая сторона хочет изменить положение вещей. Конфликта не избежать, вопрос в том, как конфликт будет развиваться и кто из него выйдет победителем.

Возможные форматы новых соревнований и их последствия

О формате таинственной Суперлиги известно мало. Согласно информации Football Leaks в ней будет от 16 клубов, 12 из которых будут “основателями” и не будут вылетать. Еще 4 будут “гостями”. Опять-таки, ключевая идея здесь — создание независимой лиги, которая бы управлялась клубами, а формат - это дело вторичное. Об этом формате имеется слишком мало информации, чтобы всерьез что-то обсуждать.

Про формат Аньелли информации побольше. 9 мая New York Times опубликовали статью, где обсуждались детали нового формата Лиги Чемпионов. Пройдемся по ним подробно:

  • Основные изменения коснутся групповой стадии. Теперь, вместо восьми групп по 4 команды, будут 4 группы по 8 команд,

  • Топ-4 команды из каждой группы будут проходить дальше в раунд плей-офф

  • Каждый новый сезон лишь 4 новые команды смогут пробиться в соревнование, очевидно, вместо нижней команды каждой группы

  • ЛЕ будет переработана в новое еще более второсортное соревнование с 32 командами, а также будет создан еврокубок третьего эшелона на 64 команды

В данном формате минимальное количество евроматчей для каждого клуба вырастает до 14 вместо сегодняшних 6. Для сравнения, сегодняшний финалист ЛЧ играет 13 матчей за евросезон. Большее количество матчей позволит разделить пакеты трансляций и выгоднее разыгрывать телеправа на аукционах повышая стоимость телеправ (как сейчас это делает, например, АПЛ). Многим топ-клубам будет гарантировано участие в следующем сезоне Лиги Чемпионов — задача не свалиться на последнее место из восьми в группе гораздо проще чем, например, попасть в топ-4 АПЛ. Выгода клубов очевидна.

Андреа Аньелли упоминал в интервью, что национальным лигам, возможно, придется сместиться на середину недели. На сегодняшний день Лига Чемпионов проходит в самое неподходящее для продажи международных прав время - 8-10 вечера по Европейскому времени, когда в Америке разгар рабочего дня, а в Азии ночь. Матч часов в 5-6 вечера по Гринвичу во время уикенда должен устроить всех заинтересованных. Звучало также предположение, что лигам надо будет урезать свои размеры, т.к. надо как-то вместить в календарь увеличивающиеся количество матчей.

Андреа Аньелли в интервью The Guardian назвал общие черты нового соревнования

Отбор в Еврокубки больше не будет зависеть от выступления команд в национальных лигах, что дополнительно снизит к ним интерес. Таким образом, чемпионаты потеряют практически всякое влияние на европейский футбол. Если новый формат будет принят, то национальным лигам, их значимости и влиянию будет одна дорога - вниз. Если так много сторон против подобных изменений, почему их нельзя зарубить на корню? Потому что смотрят люди все-таки на команды, а не на турниры.

Почему у клубов больше всех влияния

В профессиональном спорте, да и вообще во всей индустрии развлечений есть одна универсальная валюта и это не доллары. Это - внимание, которое выражается в зрителях, аудитории, фолловерах в соцсетях и так далее. Этот ресурс находится в руках клубов, вряд ли среди нас есть фанаты УЕФА или Бундеслиги, а не клубов, выступающих в этих соревнованиях. Футбольные фанаты также отличаются беспрецедентной лояльностью к своим клубам — вряд ли фанат, недовольный последними выступлениями Арсенала, купит в результате сезонный абонемент на стадион Тоттенхэма. Едва люди перестанут смотреть матчи Баварии и Реала только потому, что они теперь проходят в турнире не под эгидой УЕФА.

Угрозы, которыми бросаются ФИФА, УЕФА и прочие ассоциации - это, выражаясь термином из теории игр, “пустые угрозы” — рациональный игрок, как правило, не будет их выполнять, так как исполнение не приведет к получению лучшего результата. Пройдемся по каждой из сторон, которые хотят подавить идею Суперлиги в зародыше:

  • ФИФА угрожает не допустить игроков, которые бы участвовали в Суперлиге, к участию в турнирах под эгидой ФИФА, в частности — в Чемпионате Мира. Казалось бы, серьезная угроза, но, допустим, Суперлига создана, всем известные Суперклубы в ней участвуют. Дисквалификация этих игроков привела бы к фактической дисквалификации из турнира сборных Франции, Германии, Испании, Италии, Бразилии, Англии и так далее. В топ-сборных играют игроки топ-клубов и за эти сборные болеют самые платежеспособные болельщики. Зачем ФИФА стрелять себе в ногу, учитывая к тому же, что от создания Суперлиги ФИФА ничего не теряет? А если клубы соглашаются раз в 4 года участвовать в новом КЧМ в обмен на признание Суперлиги? Долго ли ФИФА будет упираться?

  • Рычагов влияния у УЕФА еще меньше. Ведь даже, если Европейская Ассоциация пострадает от Суперлиги больше ФИФА, то в дисквалификацию топовых европейских футболистов из Евро верится еще меньше.

  • Национальным ассоциациям труднее всего. Исключением из турниров не напугаешь, клубы и так не против их покинуть. Перед угрозой Суперлиги местным ассоциациям придется выбирать меньшее зло. Шансы на то, что они пойдут на уступки в пользу нового формата ЛЧ высоки.

  • Каким образом правительства могут этому помешать на данный момент тоже непонятно. В конце концов, клубы - это частные компании, которые вольны участвовать и зарабатывать как хотят, в каких хотят соревнованиях, никакие специальные регулирования на них не распространяются.

Таким образом, видно, что заинтересованным в Суперлиге эта идея выгодна, а у противников нет эффективных рычагов противодействия.

В этом также уверен Арсен Венгер, на своей последней предматчевой пресс-конференции в качестве тренера Арсенала предсказавший проведение европейских матчей по выходным и переезд национальных лиг на вторник и среду. В качестве одной из причин он также упомянул конфликт между маленькими клубами и большими. Сейчас деньги делятся примерно поровну между участниками АПЛ, но гранды все чаще задают вопрос, почему доля Манчестер Юнайтед равна доле Брайтона, хотя Манчестер Юнайтед привлекает кратно большую аудиторию. И последние события в европейском футболе указывают на то, что управляющие организации прекрасно осознают неэффективность махания кулаками перед лицом грандов и уже идут на определенные уступки перед ними.

Уступки, на которые организации уже пошли

Лично у меня угрозы футбольных ассоциаций наказать клубы, которые помышляют о Суперлиге вызывают усмешку. Если бы организации могли отстоять свою позицию силой, они не снаряжали бы Аньелли найти компромисс, они бы не делали все больше и больше уступок в пользу грандов мирового футбола.

Александр Чеферин, президент УЕФА, в попытках спасти свою организацию от забвения перераспределил деньги в пользу топ-клубов

Вот некоторые меры, которые были предприняты турнирами, чтобы задобрить клубы с армиями болельщиков:

  • Начиная с этого сезона, УЕФА изменила формулу распределения денег за участие в Лиге Чемпионов. Теперь 30% от общей суммы распределяется на основе “исторического коэффициента”, который состоит из выступлений команд за последние 10 лет и количества выигранных еврокубков. Каждое место в данном рейтинге (если команда попадает топ-32) гарантирует выплату в 1.1 млн евро. Манчестер Юнайтед до сих пор пожинает плоды двух последних финалов ЛЧ, но самая забавная ситуация у Милана. Если бы не 42 очка, которые им дают исторические титулы, Милан на следующий сезон вообще не попал бы в топ-32, а так могли бы рассчитывать на 15+ млн. Евро.

  • Также, начиная с сезона 18/19 топ-4 команды из топ-4 лиг автоматически квалифицируются в групповую стадию Лиги Чемпионов, что очень удобно, ведь квалификация в Лигу Чемпионов начинается в середине лета, как раз когда надо разъезжать по Азии и Америке в коммерческих турах

  • Национальные лиги тоже идут на уступки. Со следующего сезона самая богатая из них, АПЛ, изменит схему распределения денег от продажи прав на международные рынки. Теперь гораздо больший вес будет даваться занятому по итогам сезона месту в чемпионате, что опять-таки пойдет в зачет клубам Большой Шестерки.

  • Новый Клубный Чемпионат Мира (КЧМ) напоминает историю “хотели как лучше, получилось как всегда”. Джанни Инфантино предложил клубам Европы заработать солидные деньги, сопоставимые с участием в ЛЧ, а нарвался на отпор клубов. Оказалось, что им вообще не нравится перспектива иметь летний международный турнир каждый год.

История создания Суперлиги

Удивительно, но история с созданием Лиги Чемпионов по Аньелли до боли напоминает историю создания сегодняшнего формата Лиги Чемпионов в конце в 80-х. В сезоне 1987/1988 Сильвио Берлускони увидел, как из Кубка Европейских Чемпионов (КЕЧ) в первом раунде вылетели чемпионы Испании и Италии, Реал Мадрид и Наполи. Он позвонил Алексу Финну, известному английскому маркетологу, и тот начал готовить план Европейской Лиги, которая состояла бы из 18 команд. 2 или 3 были бы из “больших” лиг, а также представители Шотландии, Франции, Нидерландов, Португалии и Бельгии.

Параллельно Кэмбел Огилви, президент шотландских Рейнджерс, который на тот момент был одним из самых влиятельных клубов в британском футболе, тоже лоббировал изменение формата КЕЧ, предлагая сегодняшний формат, гарантировать клубам хотя бы шесть матчей. УЕФА дважды отклонила план Огилви, но со временем Президент Леннарт Йоханссон и Генеральный Секретарь Герхард Айгнер осознали, что клубы просто сформируют отдельную от УЕФА лигу и приняли предложенный президентом Рейнджерс формат.

Финн позже признавался, что, по его мнению, Берлускони не верил в формат Суперлиги и использовал его как страшилку для того, чтобы добиться современного формата. Прошло тридцать лет с тех пор, а история до смешного похожа. Опять клубы хотят увеличить количество гарантированных матчей, пугают Суперлигой, чтобы в итоге сойтись на компромиссном варианте.

Выводы

На сегодняшний день много сил в футболе борются за доминирование, много турниров соперничают за право определить сильнейшую команду планеты. Правда, как видим, у большинства из этих сил нет ключевого ресурса для борьбы - болельщиков. Этим ресурсом владеют только клубы, а подавляющим большинством - суперклубы, те 20 команд, которые каждый из вас легко назовет и скорее всего по памяти сможет перечислить всех футболистов в них играющих. Деление доходов наравне с маленькими клубами им тоже видится несправедливым. Попытка футбольных ассоциаций урвать кусочек от футбольного пирога, придумывая новые турниры, вызывает конфликт с клубами, а также с другими Ассоциациями. Конфликт заложен не в конкретных людях, а в современном устройстве футбола, и рано или поздно должен разрешится.

Интересно также, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Если все ассоциации пойдут на уступки клубам, то это добавит последним уверенности и сделает только вопросом времени, как скоро они вернутся к идее полностью автономного турнира. Компромиссный вариант также заберет большую долю влияния и привлекательности у местных турниров, а значит через несколько лет клубы еще меньше будут озабочены национальными турнирами и доходами от них

Призрак бродит по Европе - призрак Суперлиги. И становится он все более осязаем. По прошествии тридцати лет действующие люди на футбольной арене сменились, а идея продолжает жить, что говорит о том, что она может принята в ближайшие 5 лет или в ближайшие 25, но силы, которые подталкивают эту идею к реализации сильнее сил, которые ей противостоят. После 7 июня мы узнаем, чем завершится этот раунд противостояния.

Если вам понравилась эта статья и вам интересен взгляд на футбол и его проблемы с точки зрения экономических и бизнес факторов, то прошу подписываться на этот блог и телеграм-канал автора. Это первая запись в этом блоге, в будущем постараюсь писать регулярно. Приглашаю всех в комментарии к обсуждению, ничто так не украшает статью, как вдумчивые и небезразличные читатели. :)